Файл: Утверждаю Зав кафедрой социальных технологий Е. И. Зритнева Институт экономики и управления Кафедра социальных технологий Направление 39. 03. 02 Социальная работа Направленность (профиль) Менеджмент в социальной работе задание на курсовую работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



УТВЕРЖДАЮ:

Зав. кафедрой социальных технологий

___________________ Е.И. Зритнева

Институт экономики и управления

Кафедра социальных технологий

Направление 39.03.02 Социальная работа

Направленность (профиль) «Менеджмент в социальной работе»
ЗАДАНИЕ

на курсовую работу
Студента Бахтиёрова Насиба Алиёровна

(фамилия, имя, отчество)
по дисциплине «Социально-профилактическая работа в учреждениях социального обслуживания»


  1. 1. Тема работы: Основные направления и формы профилактики правонарушений несовершеннолетних

2. Цель виды, формы и причины насилия в молодёжной среде

3. Задачи

  • Рассмотреть правонарушений среди подростков

  • Найти факторы возникновения преступлений среди несовершеннолетних

  • Рассмотреть основные направления и формы профилактике правонарушения несовершеннолетних




  • Найти проблемные вопросы программы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних


Содержание


Введение 3

Глава 1. Теоретические основы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 7

1.1 Несовершеннолетние правонарушители как объект научного исследования 7

1.2 Система профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 13

Выводы по первой главе 16

2. Практика реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в Ставропольском крае 17

2.1 Особенности профилактической работы в специальных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (на примере ГУ МВД «ЦВСНП» г. Ставрополя) 17

2.2 Рекомендации по совершенствованию реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 24

Выводы по второй главе 29

Заключение 31

Список использованной литературы 35


Введение


Актуальность данной темы обусловлено тем, что в настоящее время проблема правонарушений несовершеннолетних является острой и опасной для всего общества. Сохранение критической криминогенной ситуации в стране может привести не только к негативным последствия (социальным, экономическим, политическим) для государства в целом, но и
повлиять на физическое, духовное, психологическое, психическое здоровье подростков, ставших на путь преступления.

Осложнение социально-экономических условий жизни населения, распространение в обществе идей и ценностей, противоречащих установкам нравственного формирования личности, изменение общественного мировоззрения обусловили усугубление проблем в системе воспитания подрастающего поколения. Характерной чертой социальной ситуации, сложившейся в России на современном этапе, является распространение различного рода девиаций в молодежной и подростковой среде. Особенно тревожной тенденцией является, во-первых, рост криминальной активности младших подростков, во-вторых, то, что наибольшее число правонарушений совершается учащимися средних школ. Данный факт обусловлен, прежде всего, тем, что негативные явления, охватившие в последние годы все стороны общественной жизни, получили свое развитие и в образовании.

По данным МВД России, за январь-март 2022 г. было выявлено, что каждое 30-е (3,3%) расследованное преступление совершено несовершеннолетними или при их соучастии, что на 4% меньше, чем за январь-март 2021 г., где каждое 27 (3,7%) правонарушение было совершено детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Это привело к утрате школой своей роли в удовлетворении потребностей подростков, в их воспитании и развитии, способности эффективно содействовать предупреждению распространения негативных явлений в подростковой среде. Кроме того, целенаправленные усилия педагогического коллектива нивелируют многообразные негативные влияния социальной среды на формирующуюся личность.

Вместе с тем нахождение условий и возможностей повышения эффективности превентивно-коррекционной работы является приоритетной задачей работников сферы образования и, прежде всего общеобразовательной школы, которая традиционно является одним из важнейших органов общей профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних и имеет богатый опыт и традиции в этой области. Также школа обладает наибольшими возможностями взаимодействия с микросоциальным окружением подростка и, прежде всего, с семьей. Восстановление утраченной школой роли в социализации подрастающего поколения исследователи современные исследователи связывают с необходимостью ее превращения в открытую социально-педагогическую систему, ориентированную на взаимодействие с социальными институтами, на создание образовательного пространства для полноценного воспитания учащихся и профилактики всякого рода отклонений. Педагогическая практика показывает, что предупреждению отклонений в поведении подростков способствует нормальная организация педагогического процесса, эффективное использование его обычных форм и методов.


К несовершеннолетним правонарушителям относятся дети в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, которые в силу своих возрастных, физиологических, психологических, нравственных особенностей наиболее остро и болезненно реагируют на неблагоприятные обстоятельства в стране (политические, экономические, социально-психологические, духовные, культурно-образовательные), в семье (безразличие, недопонимание родителей). Стараясь избежать проблем, подростки начинают сбегать из дома, принимать наркотические средства, курить, употреблять алкогольные напитки, под воздействием которых в большинстве случаев и происходит совершение противозаконных действий.

Объект исследования: социальная профилактика рецидивной преступности.

Предмет исследования: деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних преступников.

Целью данной работы является рассмотрение основных направлений и форм профилактики правонарушения несовершеннолетних.

Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд задач: собрать и проанализировать необходимую учебную и научную литературу, статьи и материалы сети Интернет; на основе проанализированной информации, рассмотреть несовершеннолетних правонарушителей как объекты научного исследования; рассмотреть систему профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями; рассмотреть особенности профилактической работы с спец. учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей, выработать рекомендации по совершенствования реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Методы исследования. В ходе исследования использовались общенаучные методы индукции, дедукции, анализа, синтеза; анализ литературы, анализ документов, анализ статистических данных.

Структура работы. Данная курсовая состоит из введения, основной части, в которую входят теоретическая часть (два параграфа) и практическая часть (два параграфа), заключения и списка использованной литературы.

В заключении будут подведены итоги проделанной работы и сделаны необходимые выводы.


Глава 1. Теоретические основы профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями

1.1 Несовершеннолетние правонарушители как объект научного исследования


Несовершеннолетний правонарушитель – это индивид, у которого есть склонности, привычки и устойчивые стереотипы антиобщественного поведения. Характеристика поведения такого правонарушителя основана на характеристиках подросткового возраста, отличительной чертой которого является быстрое физическое развитие, активность, повышенная возбудимость1.

Подростки очень уязвимы для различных внешних воздействий как положительных, так и отрицательных. Причины, побуждающие несовершеннолетних к совершению правонарушений, изучаются не одно десятилетие. Среди ученых, занимавшихся этим вопросом, отметим: В.Т. Кондрашенко, Е.В. Змановскую, К.Е. Игошева, А.М. Прихожана. Обобщая их мысли, приходим к выводу, что восприимчивость и впечатлительность являются теми внутренними условиями, которые способствуют формированию мировоззрения, свойств и качеств личности, черт характера несовершеннолетнего.

Несовершеннолетние правонарушители, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений2. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких детей наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди них встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости