Файл: Утверждаю Зав кафедрой социальных технологий Е. И. Зритнева Институт экономики и управления Кафедра социальных технологий Направление 39. 03. 02 Социальная работа Направленность (профиль) Менеджмент в социальной работе задание на курсовую работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предотвращение возникающих проблем, рисков.

3. Третичная профилактика. Трактуется как комплекс социально- психологических, социально-реабилитационных, юридических мер, направленных на предотвращение совершения нового, повторного преступления несовершеннолетним.

К общей профилактике относят первых два направления, третье же – к специальной профилактике.

Общая профилактика правонарушений среди подростков предполагает предотвращение возникновения каких-либо рисков, трудностей путем применения предупредительных мероприятий. Например, развитие познавательной деятельности у подрастающего поколения как средства преодоления проблем в учебной деятельности.

Специальная профилактика представляет собой систему мер, ориентированных на решение конкретных задач: профилактика аддиктивного и девиантного поведения у несовершеннолетних; профилактика подросткового суицида; профилактика неуспеваемости (отставания в учебном материале) и т.д.

Кроме того, выделяют индивидуальную профилактическую работу. Она состоит из селективного (избирательного) воздействия на несовершеннолетних, наиболее подверженных риску совершения противозаконных действий, и сфокусирована на оказании им помощи в позитивном изменении личностных качеств подростков и окружающей их среды.

Профилактическая работа должна проводиться по следующим направлениям13:

  • выявление неблагоприятных условий в семейном, школьном воспитании несовершеннолетних;

  • организация досуговой деятельности, трудовое и правовое воспитание молодых людей органами, ведущих борьбу с противозаконными действиями;

  • нейтрализация источников антиобщественного поведения несовершеннолетних, способных негативно повлиять на мировоззрение, поступки подростка;

  • организация контроля за поведением подрастающего поколения путем разработки индивидуально-ориентированных программ;

  • организация и проведение профилактических бесед по перевоспитанию несовершеннолетних преступников.

В целях решения исследуемой проблемы на территории Российской Федерации функционируют различные виды социальных учреждений, деятельность которых направлена на профилактику совершения противоправных действий лицами до 18 лет и устранение причин, способствующих возникновению данной проблемы.


Эффективность реализуемых мер в области социальной профилактики происходит за счет обеспечения межведомственного взаимодействия учреждений и органов (ПДН, органы опеки и попечительства, образовательные организации, органы здравоохранения и т.д.), системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних помогло снизить уровень преступности в подростковой среде. Несмотря на это правонарушения, совершаемых несовершеннолетними, продолжают пагубно влиять на обстановку в стране.

Выводы по первой главе


Одной из самых важных и злободневных социально значимых задач сегодня в нашем обществе – это поиск путей снижения роста правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Негативные тенденции в динамике преступности несовершеннолетних обусловлены множественными факторами, и, в том числе, тем, что органы и учреждения системы профилактики правонарушений несовершеннолетних с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязающих их родителей.

Несовершеннолетний правонарушитель – это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи, узким кругозором, отсутствием трудовых навыков, интересов и увлечений, для которого характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень. Правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, являются следствием социальной дезадаптации, которая, в свою очередь, вызывается совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, и приводит к деформации основных потребностей несовершеннолетнего, потребностей в полноценном развитии и самореализации. При этом выделяются различные формы преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. С одной стороны, это направление деятельности существенно облегчает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере. Например, эффективная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних позволяет лучше защищать права и интересы детей в обществе. С другой стороны, необходимость организации и проведения социально-профилактических мероприятий ставит перед этими организациями и учреждениями новые цели и задачи, такие как организация постоянного мониторинга по ряду социальных проблем, ведение постоянной воспитательной и другой необходимой работы и предвидение возможностей появления некоторых проблем в будущем.

Таким образом, социальная профилактика – это деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.


2. Практика реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в Ставропольском крае

2.1 Особенности профилактической работы в специальных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (на примере ГУ МВД «ЦВСНП» г. Ставрополя)


Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей (далее – ЦВСНП) — это структурные подразделения территориальных органов МВД России по приему и временному содержанию несовершеннолетних правонарушителей, проведению индивидуальной профилактической работы и дальнейшему их устройству.

Основными задачами Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей является: обеспечение круглосуточного приема и временного содержания несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений; проведение индивидуально-профилактической работы с доставленными несовершеннолетними, выявление среди них лиц, причастных к совершению преступлений, общественно-опасных деяний, а также установление обстоятельств, причин и условий, способствующих их совершению, информирование об этом соответствующих органов внутренних дел и других заинтересованных органов и учреждений; доставление несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

В Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей помещаются такие категории несовершеннолетних, как:

1. Направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

2. Временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 26 настоящего Федерального закона;

3. Самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

4. Совершившие общественно-опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на
территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние;

5. Совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации;

6. Совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение.

Несовершеннолетние могут находиться в ЦВСНП в течение времени, минимально необходимого для их устройства, но не более 30 суток. В исключительных случаях это время может быть продлено на основании постановления судьи на срок до 15 суток14.

В ГУ МВД России по Ставропольскому краю «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» используют различные технологии и реабилитационно-профилактические программы оказания помощи, которые применяются в данном закрытом учреждении.

В Центре проводится коррекция поведения подростка путем включения его в строго нормированный и регламентированный учебно-воспитательный процесс, проводится обучение по школьным предметам учителями из средней общеобразовательной школы, осуществляется психолого-педагогическая диагностика, поддержка и реабилитационно-профилактическая работа, которая включает в себя социальную терапию.

Развитие личности в подростковом возрасте характеризуется интенсивным процессом социализации, овладением различными ролями взрослого человека. Все эти процессы происходят в условиях бурных физиологических и психических перемен в организме и личности ребенка. Движущей силой развития и становления личности является удовлетворение базовых потребностей личности (принятие, осознание, самореализация)15.

У подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития