Файл: Утверждаю Зав кафедрой социальных технологий Е. И. Зритнева Институт экономики и управления Кафедра социальных технологий Направление 39. 03. 02 Социальная работа Направленность (профиль) Менеджмент в социальной работе задание на курсовую работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В качестве рекомендации мы предлагаем использовать программу по социальной реабилитации и профилактике рискованного поведения детей и подростков. Данная программа активно используется в закрытых социальных учреждениях, включая Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Ставрополя. Цель данной программы – снижение уровня правонарушений и рецидивов среди подростков и детей, предотвращение социальной дезадаптации подростка, его вовлеченности в преступную деятельность, а также способствование формированию у подростка навыков взаимодействия с социумом. Внедрение инновационных форм и методов социальной реабилитации предполагает четкое определение целей и задач; выбор перечня скоординированных по содержанию действий, направленных на устранение причин и условий совершения противоправного поведения несовершеннолетних; сохранение, поддержание и защиту уровня жизни и здоровья детей; содействие в социальной адаптации и раскрытии внутренних потенциалов несовершеннолетних.

Для организации эффективной профилактической работы важно применять в совокупности организационные, правовые, экономические, социальные, демографические, воспитательные и иные меры, направленные на выявление и устранение причин совершения правонарушений, которые должны осуществляться системно на всех уровнях системы профилактики, применительно к характеру причин правонарушений несовершеннолетних.

Заключение


Научные исследования доказали, что проблема правонарушений несовершеннолетних, становится глобальной для современного общества и её необходимо решать, комплексно используя все возможные ресурсы. На сегодняшний день обозначены основные категории детей и подростков, которые нуждаются в помощи, реабилитации и коррекции, а также все ведомства, службы, которые в той или иной степени занимаются реабилитацией и профилактикой различного рода отклонений в подростковой среде. Сущность системы реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями заключается в организованном межведомственном взаимодействии всех субъектов профилактики и оказании помощи несовершеннолетним в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию и создании условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе.

Предпосылки к преступности среди несовершеннолетних, как и преступность в целом, носят социально обусловленный характер и зависят от конкретных исторических условий жизни общества. Чтобы не
допускать совершения правонарушений несовершеннолетними, нужно доводить до подрастающего поколения основные положения законодательства об ответственности.

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних сегодня становится главной задачей всего общества.

Профилактическая работа с несовершеннолетними – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Задача в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей. Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь играют важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.

Раннюю профилактику можно определить как совокупность мер, осуществляемых с целью:

• оздоровить условия жизни и воспитания несовершеннолетних в случаях, когда ситуация угрожает их нормальному развитию;

• пресечь и установить действия источников антиобщественного влияния;

• воздействовать на несовершеннолетних, допускающих отклонения в поведении, таким образом, чтобы не дать закрепиться антиобщественным взглядам и привычкам.

Основными направлениями ранней профилактики являются:

• выявление и установление неблагополучных условий жизни и воспитания еще до того, как они отразились на поведении, формировании взглядов конкретных подростков;

• выявление и устранение (нейтрализация) источников отрицательных влияний на подростков, способствующих формированию антиобщественной позиции личности и совершению преступлений;

• оказание сдерживающего и корректирующего воздействия на подростков с социально отклоняющимся поведением;

• наряду с оказанием, в случае необходимости, помощи подростку, попавшему в неблагоприятные условия семейного воспитания, вплоть до изъятия из отрицательной среды и направления в детский дом, школу-интернат и т.д., возможно применение конкретных мер по организации контроля за его по- ведением и индивидуальной воспитательно-профилактической работы (постановка на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, назначение шефа, общественного воспитателя и т.д.).


Таким образом, социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних является успешным и наиболее эффективным решением возникающих проблем у подростков, которое требует сплоченной работы правоохранительных органов, общественных организаций, специалистов по социальной работе, школы (социальных педагогов, психологов, классных руководителей) и главного института формирования и развития личности несовершеннолетнего – семьи. Важно уже на начальной стадии установить негативно влияющие причины (факторы) на поведение подростка, чтобы в дальнейшем предупредить, нейтрализовать их возникновение.

ГУ МВД по Ставропольскому краю «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» предназначен для временного

содержания, профилактической и образовательной деятельности для несовершеннолетних правонарушителей. Основными целями являются осуществление профилактической работы, оказание психолого-педагогической помощи, воспитание и обучение, защита жизни, здоровья и предупреждение повторных правонарушений.

Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Ставрополя в сотрудничестве с различными НКО и ВУЗами города являются платформой и практикуют разработку инновационных подходов, отрабатывают новые методики работы с проблемами детей группы риска. Основные методы работы, используемые специалистами ЦВСНП и представителями данных общественных (добровольческих) организаций: групповая и индивидуальная реабилитационно-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Одно из важнейших условий снижения роста правонарушений несовершеннолетних – внедрение инновационных форм и методов социальной реабилитации и профилактики.

Для организации эффективной реабилитациооно-профилактической работы важно применять в совокупности все меры, направленные на выявление и устранение причин совершения правонарушений, которые должны осуществляться системно на всех уровнях системы профилактики, применительно к характеру причин правонарушений несовершеннолетних.

Таким образом, предложенные рекомендации позволят активизировать комплексный и межведомственный подход к решению проблем социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в закрытых и открытых специальных учреждениях, включая ГУ МВД по Ставропольскому краю «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей».

Список использованной литературы



  1. 7 основных причин подростковой преступности и пути их решения // Гарант.ру. [Электронный ресурс] – URL: https://www.garant.ru/article/526482/ (Дата обращения: 25.01.2023)

  2. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А.С. Бланков [и др.]. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2019. – 464 с.

  3. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. – СПб.: Союз, 2017.– 479 с.

  4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. – М.: МГУ, 2022. – 448с.

  5. Жидконожкина, О.Н. Организация общей профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в образовательных организациях: учебно-методическое пособие // библиотека Воронежского института МВД. [Электронный ресурс] – https://library.vimvd.ru/upload/docs/2016/UP/ ОРГАНИЗАЦИЯ%20ОБЩЕЙ%20ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ%20РАБОТЫ.pdf (Дата обращения: 25.01.2023)

  6. Змановская, Е. В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие для студентов / Е. В. Змановская. – М.: Академия, 2018. – 287 с.

  7. Лелеков, В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева // Социологические исследования. – 2017.– С. 87-95.

  8. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2013. – 269 с.

  9. Мухина, В. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) / В. Мухина, В. С. Басюк // Развитие личности. – 2014. – № 4. – С. 202-217.

  10. О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // Консорциум Кодекс. [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/902369790 (Дата обращения: 25.01.2023)

  11. Рыженкова, Е. В. Личность несовершеннолетнего преступника / Е. В. Рыженкова // Инновационная наука. – 2017. – № 2-2. – С. 130-132.

  12. Титова, А. И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика / А. И. Титова // Молодой ученый. – 2018. – № 34(220). – С. 64-66.

  13. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением: учеб. пособие / Л.Б. Филонов. – М.: Наука, 2017. – 284 с.

  14. Фирсов М.В. Антология социальной работы / М.В. Фирсов. – М.: «Сварогъ-НВФ СПТ», 1995. – 544 с.

  15. Холостова, Е. И. Социальная работа: учеб. пособие для студентов вузов, / Е. И. Холостова. - 3-е изд. – М.: Дашков и К⁰, 2015. – 666 с.




1 Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие. – М.: ВНИИ МВД РФ, 2019. С. 46.

2 Рыженкова, Е. В. Личность несовершеннолетнего преступника // Инновационная наука. – 2017. – № 2-2. – С. 130-132.

3 Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением: учеб. пособие. – М.: Наука, 2017. С. 68.

4 Титова, А. И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика // Молодой ученый. – 2018. – № 34 (220). – С. 64-66.

5 Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб.: Союз, 2017. С. 49.

6 Лелеков, В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних // Социологические исследования. – 2017.– С. 87-95.

7 Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. – СПб.: Союз, 2017. С. 85.

8 Жидконожкина, О.Н. Организация общей профилактической работы инспектора по делам несовершеннолетних в образовательных организациях: учебно-методическое пособие // библиотека Воронежского института МВД. [Электронный ресурс] – https://library.vimvd.ru/upload/docs/2016/UP/ ОРГАНИЗАЦИЯ%20ОБЩЕЙ%20ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ%20РАБОТЫ.pdf (Дата обращения: 25.01.2023)

9 Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник. – М.: Гардарики, 2013. С. 69.

10 Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: МГУ, 2022. С. 102.

11 Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: МГУ, 2022. С. 105.

12 Фирсов М.В. Антология социальной работы. – М.: «Сварогъ-НВФ СПТ», 1995. С. 95.

13 Холостова, Е. И. Социальная работа: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Дашков и К⁰, 2015. С. 116.

14 О совершенствовании деятельности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // Консорциум Кодекс. [Электронный ресурс] – URL: https://docs.cntd.ru/document/902369790 (Дата обращения: 25.01.2023)

15 7 основных причин подростковой преступности и пути их решения // Гарант.ру. [Электронный ресурс] – URL: https://www.garant.ru/article/526482/ (Дата обращения: 25.01.2023)

16 Змановская, Е. В. Девиантология: учебное пособие для студентов. – М.: Академия, 2018. – 287 с.

17 Мухина, В. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: Проект и его реализация (Возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) // Развитие личности. – 2014. – № 4. – С. 202-217.