Файл: Утверждаю Зав кафедрой социальных технологий Е. И. Зритнева Институт экономики и управления Кафедра социальных технологий Направление 39. 03. 02 Социальная работа Направленность (профиль) Менеджмент в социальной работе задание на курсовую работу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.03.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.

Неадекватная оценка к себе подростком приводит к снижению эффективности социальной регуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок и адаптацию в обществе. Часто причинами совершения правонарушений несовершеннолетними становится неустойчивость и нестабильность эмоциональной сферы, неуспеваемость в школе, отставание в общем развитии, также, в связи с неправильно поставленными приоритетами, иногда подростки нарушают законы для того, чтобы казаться более «крутыми» среди своих сверстников4.

Для подростков, как правило, характерен низкий уровень развития общественных и познавательных интересов. Личность подростка правонарушителя характеризуется индивидуализмом и стремлением выполнять свои желания вопреки мнению окружающих и требованиям общих правил поведения. Нарушение норм поведения, принятых в обществе, связаны с неблагоприятными условиями нравственного формирования личности, выступающими основной причиной антиобщественных взглядов, с недостатками нравственного воспитания, отсутствием организации досуга и т.д.5.

В различной литературе по данной тематике упоминается о ряде работ зарубежных исследователей, которые предложили разделение на две группы:

  1. дети с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны психические, эмоциональные расстройства;

  2. дети, отличающиеся несоциализированным агрессивным поведением, для которых характерны различные психические нарушения.

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.

Обширные материалы, добытые Л.М. Семенюк на основе анализа документации школ, бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, его особенностях, взглядах, различных сторонах поведения, в процессе тестирования, анкетирования, обследования детей с помощью опросников, сочинений и наблюдений, позволили ей выделить четыре группы6:

  1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

  2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

  3. Подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.

  4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определённых интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.


Отметим, что причинами противоправных действий, приводящих к совершению несовершеннолетними правонарушений, сегодня становятся:

  • отрицательное влияние семьи, в которой не всегда создан благоприятный фон для развития личности;

  • влияние сверстников, не всегда выбирающих правильный путь в поведении;

  • низкий уровень жизни, приводящий к употреблению алкоголя и наркотиков, под воздействием которым и совершаются различные противоправные деяния (иногда подросткам приходится идти на совершение правонарушения просто, чтобы выжить);

  • отсутствие необходимой связи между семьей и школой также создает отрицательную среду, в которой несовершеннолетний способен к совершению действий, нарушающих закон (курение, сквернословие);

  • подстрекательство со стороны взрослых к совершению правонарушений;

  • проникновение в молодежную среду стереотипов поведения, не совместимых с общественными ценностями7.

Большое количество несовершеннолетних становятся жертвами преступлений и правонарушений. Отсутствие у детей элементарных правовых знаний, недооценка со стороны взрослых имеющихся в отношении детей угроз зачастую приводит к негативным последствиям8.

Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психотропными веществами – одна из актуальных проблем нашего времени. На протяжении последних лет в нашей стране наблюдается резкий рост злоупотребления наркотиками, при этом большинством потребителей их и больных наркоманией являются именно подростки и молодежь. В связи с доступностью наркотиков определенный процент несовершеннолетних оказывается восприимчивым к идее получения приятных ощущений от наркотиков и готов привлечь к этому других подростков.

В целях составления социально-психологического портрета несовершеннолетнего правонарушителя, также, необходимо отметить деформацию правосознания у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних с установкой на их нарушение.

Деформации в ценностно-мотивационной сфере отражают, с одной стороны, отсутствие интереса к обучению или производительному труду, с другой – демонстрируют гипервлечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.д. Совершение преступлений как раз имеет своей целью удовлетворение гипертрофированных досуговых потребностей и интересов.


Проведение досуга несовершеннолетними правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.

У несовершеннолетних правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная «тупость», нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, аффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств9.

Среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания10.

Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники – это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для них характерны:

  • постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.);

  • следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм;

  • бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений;

  • ранние половые связи, половая распущенность;

  • частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия;

  • умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи;

  • культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе;

  • привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека11.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что правонарушения несовершеннолетних имеют сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. От знания и понимания этих факторов во многом зависит эффективность работы по социально работе с несовершеннолетними правонарушителями.


1.2 Система профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями


В работе с подростками приоритетным направлением по предупреждению, выявлению, устранению противоправного поведения является социальная профилактика.

Социальная профилактика – это система конкретных мероприятий (государственных, организационных, экономических, управленческих, социально-медицинских, социально-реабилитационных, культурно- воспитательных и иных), направленных на сохранение и защиту нормального уровня жизни населения, путем предупреждения и устранения, возникающих негативных условий и причин, порождающих социально неблагоприятные отклонения, отрицательно влияющие на индивида и общество в целом.

В основу социальной профилактики правонарушений среди несовершеннолетних входит одна из наиболее прогрессирующих и перспективных классификаций, которая может реализоваться еще до начала проведения социальным работником профилактических мероприятий с подростком, его родителями. Данная классификация позволяет поставить перед собой задачи, правильно определить их последовательность, найти наиболее эффективные пути их решения, устранить раз и навсегда назревающую или возникшую проблему12.

Социальная профилактика классифицируется по трем направлениям:

1. Первичная профилактика. Характеризуется как комплекс мер, нацеленных на установление и нейтрализацию пока еще относительно слабых, но отрицательных факторов (экономических, биологических, социально-психологических, культурно-воспитательных), оказывающих воздействие на дальнейшее развитие и формирование отклоняющегося от нормы поведения у несовершеннолетних.

2. Вторичная профилактика. Представляет собой комплекс социально-медицинских, социально-психологических, правовых и иных мер, ориентированных на определение обстоятельств, при которых были совершены правонарушения несовершеннолетними, а также на проведение профилактических мероприятий с подростками, ведущими антисоциальный образ жизни (употребляющими спиртные напитки, наркотики, имеющими какие-либо проблемы в семье, конфликтующими с сверстниками и преподавателями, систематически сбегающими из дома и пропускающими уроки и т.д.),