Файл: Курсовая работа Студентки 4 группы 2 курса Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Общие положения о забастовках

§ 1. Становление регламентации права на забастовку в российском законодательстве

§ 2. Понятие и виды забастовок в России и в зарубежных странах

ГЛАВА 2. Процедурные особенности проведения забастовки в РФ

§ 1. Порядок проведения забастовки

§ 2. Ограничение права на забастовку и признание забастовки незаконной

ГЛАВА 3. Особенности проведения забастовки в зарубежных странах

§ 1. Регламентация забастовок в Германии

§ 2. Регламентация забастовок во Франции Право на забастовку во Франции закреплено в Преамбуле к Конституции 1946 г., которая входит в законодательный корпус: там указывается, что право на забастовку должно осуществляться в рамках закона, который его регламентирует. Более подробное регулирование применение данного права получило в Трудовом кодексе Франции, законе от 31 июля 1963 года, регулирующем забастовку в государственной службе, а также в судебной практике. В Трудовом кодексе отсутствует понятие забастовки, оно было выработано судебной практикой: коллективное и согласованное прекращение работы с целью удовлетворения профессиональных требований. Данное определение представляется достаточно широким, но при этом наиболее удачным из всех изученных, поскольку оно не ограничивает возможность осуществления забастовки исключительно рамками требований по коллективным трудовым спорам, как в России или в Германии. Однако, требования по забастовкам все-таки ограничены: в июле 1986 г. Верховный суд Франции постановил, что незаконным является объявление забастовки в поддержку требований, которые работодатель с очевидностью не сможет удовлетворить. Чтобы забастовка была признана правомерной, она должна соответствовать нескольким требованиям: 1.Прекращение работы должно быть полным: если работник частично прекращает работу и, следовательно, не соблюдает определенные обязательства, он не бастует; если работник замедляет свою работу, это тоже является не забастовкой, а неправильным выполнением работы. 2.Остановка работы всегда должна носить коллективный характер – в забастовке должны участвовать не менее двух работников. Во французском законодательстве необязательно, чтобы все сотрудники участвовали в забастовке; ее может организовать и меньшинство (в отличие от России, где решение должно приниматься на конференции работников). Но из правила о коллективности забастовки есть несколько исключений: если забастовка объявлена на национальном уровне и если в компании только один работник. 3.Наличие профессиональных требований Кроме забастовок, начатых без соблюдения указанных выше требований, незаконными являются политические забастовки, забастовки солидарности. Существенно ограничены права на забастовку у некоторых категорий работников: так, чтобы работники государственных служб могли начать забастовку, они должны соблюсти следующие положения (Артикул L2512-2 – 2512-3 Трудового кодекса Франции):1.Инициатива проведения забастовки должна исходить от профессионального союза 2.Необходимо предварительное уведомление о проведении забастовки за 5 дней3.Запрещено проводить «вращающиеся» забастовки. Отсутствие государственного служащего на работе в результате согласованного прекращения работы влечет за собой каждый день удержание из заработной платы и надбавок к ним (Трудовой кодекс Артикул L5212-1).Кроме того, полностью запрещенными являются забастовки военных, сотрудников национальной полиции, судебных магистратов, иных жизненно важных государственных служб (здесь можно провести параллель с Россией, где присутствует аналогичная норма). В Трудовом кодексе (Артикул L2512-1) закреплены гарантии для работников в период забастовки – осуществление права на забастовку не может быть основанием для расторжения трудового договора или для применения дискриминационных мер, в частности, лишения работника вознаграждения или социальных льгот. Расторгать трудовой договор в процессе забастовки можно только в результате совершения работником серьезного проступка. Таким образом, хоть в законодательстве Франции и есть небольшие совпадения с российским регламентированием забастовки, сущность этого права значительно отличается за счет гораздо более широкого и удачного определения понятия забастовки, в результате которого право на забастовку рассматривается не как коллективное право работников, а как индивидуальное. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Возможность реализации права на забастовку является одним из показателей действительного становления правового государства, в котором возможно отстаивать и защищать права и свободы человека. Забастовка является крайней мерой, к которой могут прибегнуть работники в ходе коллективного трудового спора, к тому же она не выгодна ни работникам, ни работодателю. Тем не менее, возможность свободной реализации данной меры является одной из основ существования социального диалога между сторонами коллективного трудового спора. В настоящий момент право на забастовку осуществляется все чаще и чаще, а потому его регламентация очень важна. Урегулирование права на забастовку в Российской Федерации во многом носит неоднозначный характер. Если процедурные вопросы проведения забастовки в Трудовом кодексе обозначены достаточно полноценно и не вызывают сомнения, то иные моменты требуют существенного пересмотра.Так, необходимо начать с определения понятия забастовки, и изменить его концепцию с узкой на широкую, то есть включить туда не только действия, направленные на разрешение коллективного трудового спора. За основу можно взять определение, выработанное судебной практикой во Франции: оно достаточно широкое и не ограничивает забастовку теми рамками, в которые она поставлена в России. В качестве следующего шага представляется разумным закрепить на законодательном уровне основные виды забастовок, поскольку это существенно упростило бы для судов процедуру выяснения, можно ли отнести те или иные действия к забастовочным или нет. Кроме того, РФ необходимо исполнить предписания МОТ, данные уже значительное время назад, и исключить из перечня организаций, для работников которых право проведения забастовки ограничено, железнодорожные и авиационные компании. Также стоит дифференцировать работников органов государственной власти и запретить проведение забастовок только тем, кто осуществляет свою деятельность от имени Российской Федерации. Сравнив нормы, регламентирующие проведение забастовок в РФ с аналогичными во Франции и Германии, можно сделать вывод, что законодательство Германии в этом плане гораздо ближе к российскому, чем законодательство Франции. Немецкая регламентация практически так же строга, как и российская, к процедуре проведения забастовки, значительно ограничивает выплаты работникам в период проведения, так же узко определяет понятие забастовки. Нормы французского законодательства чрезвычайно либеральны, дают возможность работникам принимать участие практически во всех видах забастовок, предлагают широкий круг гарантий для лиц, участвующих в забастовках, круг работников, которые не имеет права бастовать, очень узок, а процедурные правила практически отсутствуют. Представляется, что пример Франции – это то, к чему в перспективе нужно стремиться, однако многие страны, в том числе и Россия, еще не готовы к тому, чтобы сразу перейти на такой способ регулирования проведения забастовки, потому все изменения надо вводить постепенно, начиная с указанных в предыдущем параграфе. Таким образом, лишь после проведения всех указанных изменений, уровень регламентации проведения забастовки в России можно будет назвать достаточным и полноценным для существования правового государства и обеспечения гарантий для гражданского общества, к которому стоит стремиться. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ 4.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/5.Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 N 151-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/6.Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/7.Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями и дополнениями)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10105506/#ixzz6nytsK8G48.Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443/ 9."Гражданское уложение Германии" (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) (с изм. и доп. по 31.03.2013) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? 10.Трудовой кодекс Франции (ред. от 28 февраля 2021 г.) / https://www.legifrance.gouv.fr Судебная практика 1.Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 275-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Линева Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2.Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 г. № 318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации и Тюменской территориальной организации Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации»3.Решение Ленинградского областного суда по делу № 3-12/2019 3-12/2019(3-177/2018;)

Учебная и научная литература

Можно сделать вывод, что понятие забастовки, данное в ТК РФ, является чересчур узким и не включает в себя те действия, которые явно можно отнести к забастовочным.

Стоит отметить, что в целом узкое определение понятия забастовки остаточно распространено: помимо России оно закреплено в законодательстве Азербайджана, Филиппин, Финляндии, Люксембурга.

Во многих странах (Австралия, Южная Корея, Великобритания, Швеция) юридическое значение имеет не термин «забастовка», а более общий — «промышленная акция», в Японии — «акт спора». Термин «промышленная акция» вместо термина «забастовка» применяется для того, чтобы расширить понятие забастовки и включить в него не только фактическое прекращение работы, но иные действия, которые не связаны с прекращением работы, но фактически являются забастовкой. Такие забастовки выделяются в отдельные, особые виды забастовок: к ним относятся производительные забастовки, при которых работники начинают производить избыточную продукцию против воли работодателя; сидячие забастовки, суть которых заключается в занятии бастующими работниками своих рабочих мест с тем, чтобы работодатель не мог продолжить производственный процесс путем найма штрейкбрехеров (в Болгарии это необходимое требование для проведения законной забастовки); итальянские забастовки - нерационально точное исполнение инструкций, что приводит к замедлению темпов работы, или просто замедление темпов работы, захват и занятие производственных помещений, направленные на то, чтобы помешать другим работникам занимать их рабочие места5. Стоит отметить, что специалисты МОТ считают, что данные действия не должны быть запрещены со стороны национального законодательства, поскольку такие ограничения не дают возможности гражданам реализовать свое право на забастовку.

Особым видом забастовок являются сочлененные, или частичные забастовки (articulated strikes, partial strikes, selective strikes), которые можно разделить на прерываемые (intermittent strikes) и круговые (rotating strikes). Данный вид забастовок характеризуется чередованием выполнения своих обязанностей с отказом от работы. При прерываемых забастовках перестают работать на некоторое время все работники, а при круговых – по очереди отдельные группы ля того, чтобы как можно большее количество людей приняло участие в забастовке и работодателю был причинен наибольший урон. Некоторые специалисты подразделят круговые забастовки на вертикальные (при которых в забастовке участвуют определенные категории работников) и горизонтальные (при которых в забастовке участвуют определенные подразделения компании). Во многих государствах такие забастовки признаются незаконными в связи с тем, что наносят необоснованно серьезный урон работодателю; в последнее время в Италии такой вид забастовок стали признавать законными при условии, что
работодатель имеет право не принимать продукцию, произведенную в условиях такой забастовки, если ее создание нарушает нормальный производственный цикл.

В Японии, где чрезвычайно распространены забастовки, работники применяют большую изобретательность в действиях при забастовке – зачастую они одновременно берут выходные или отпуска в масштабах всей организации, прибегают к так называемой «символической забастовке» - вывешивание в стенах здания плакатов с лозунгами забастовки, ношение значков или особой одежды; используются и «предупредительные» забастовки – кратковременное приостановление работы на предприятии с целью демонстрации руководству, что работники готовы пойти и на более серьезные действия в случае неудовлетворения их требований (такой вид забастовок упоминается и в российском законодательстве – в ст.410 ТК РФ)

Некоторые российские ученые, опираясь на требования для определения действий в качестве забастовки, указанные в ст.398, 399 ТК РФ, выделяют «ложные забастовки». Такой вид забастовок характеризуется отсутствием коллективного трудового спора при наличии конфликта права, а следовательно, и отсутствием как таковых требований работников. В соответствии с определением забастовки, такой отказ от работы нельзя отнести к забастовкам, а потому для работодателей зачастую непонятно, как вести себя в подобных ситуациях с правовой точки зрения.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует большое количество видов забастовок, распространенных как в зарубежных странах, так и в России, которые не могут быть отнесены к забастовкам в соответствии с законодательством РФ вследствие узости определения, данного в ст.398 ТК РФ.

ГЛАВА 2. Процедурные особенности проведения забастовки в РФ

§ 1. Порядок проведения забастовки


Начать стоит с того, что в ТК РФ подробно описан весь процесс проведения забастовки. Невыполнение каких-либо из закрепленных положений влечет за собой привлечение к ответственности участников забастовки или признание забастовки незаконной.

Процедура проведения забастовки начинается с ее объявления. В соответствии со ст.410 ТК РФ, решение об объявлении забастовки должно приниматься собранием (конференцией) работников организации по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. То есть, обязательным условием начала забастовки, как уже было сказано ранее, является предварительное наличие коллективного трудового спора. Важным условием объявления забастовки является необходимость соблюдения кворума собрания или конференции: для собрания это более половины от общего числа работников, а для конференции – не менее 2/3 от делегатов. Для того, чтобы решение считалось принятым, за него должно проголосовать не менее половины присутствующих лиц.

ТК РФ обращает особое внимание на то, что забастовка может быть проведена только в целой организации, или филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. То есть, работники структурных подразделений организации, не являющихся обособленными – цехов, бригад и т.д. – не имеют права начинать забастовку. Этот вывод подкрепляется и Определением ВС РФ от 26 августа 2005 г. №93, в соответствии с которым было оставлено без изменений решение суда нижестоящей инстанции о признании незаконной забастовку цеха технологического автотранспорта ЗАО «Серебро Магадана». ВС РФ указал, что «особое указание в ст. 410 ТК РФ на то, что работники не любого, а только обособленного структурного подразделения организации, вправе принимать решение о проведении забастовки необходимо для защиты прав и законных интересов работников тех подразделений организации, которые не поддерживают требования части трудового коллектива, намеренного провести забастовку, или по иным причинам не желающих принять участие в забастовке»; кроме того, было установлено, что цех не может считаться обособленным структурным подразделением, поскольку от его работы «зависела работа всех основных производственных участков данной организации».


Как уже говорилось, забастовка может начаться только при наличии коллективного трудового спора и при соблюдении установленного большинства от голосов работников при принятии решения о ее объявлении. Исходя из этих положений, разрешение индивидуального трудового спора с помощью забастовки невозможно, для этого используется только самозащита трудовых прав работником. Однако, эта норма входят в противоречие со ст. 37 Конституции РФ, которая указывает право на забастовку в качестве одной из форм разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров. «Подход, закрепленный в ТК РФ, который рассматривает забастовку исключительно как коллективное право, реализуемое профсоюзами или трудовыми коллективами, уже не раз подвергался критике в литературе, поскольку он не учитывает современную концепцию права на забастовку как права личности, как индивидуального права каждого отдельного работника самому решать вопрос о выборе способа воздействия на работодателя, включая приостановку работы»6. Таким образом, положения ТК РФ необходимо привести в соответствие с Конституцией РФ.

Вопрос, связанный с возможностью проведения забастовок в РФ только при наличии коллективного трудового спора по указанным выше основаниям, противоречит и некоторым документам МОТ, а именно Конвенции о свободе объединения МОТ (№ 87 и 98): с точки зрения МОТ, такое определение забастовок лишает работников права проводить забастовки в поддержку требований других бастующих работников, при условии, что действия последних законны, т. е. проводить забастовки солидарности7. Они будет противоправными вследствие того, что коллективный трудовой спор может проходить исключительно между его сторонами и без участия третьих лиц.

После того, как решение об объявлении забастовки было принято, необходимо предупредить работодателя в письменной форме о начале забастовки не позднее чем за 5 рабочих дней; если же данная забастовка была объявлена профессиональным союзом, то работодатель должен быть предупрежден не позднее чем за 7 рабочих дней. Трудовым кодексом определена информация, которая должна содержаться в решении об объявлении забастовки:

  • список разногласий сторон коллективного трудового спора, послуживших основанием для начала забастовки

  • дата и время начала забастовки, предполагаемое количество участников; дата забастовки не должна превышать двух месяцев со дня принятия соответствующего решения. Начало забастовки в срок очень важно, поскольку в противном случае в дальнейшем коллективный трудовой спор будет разрешаться при использовании примирительных процедур

  • наименование органа, стоящего во главе забастовки, состав представителей работников, которые имеют право принимать участие в примирительных процедурах;

  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), которые осуществляются во время проведения забастовки работниками организации. В дальнейшем данный минимум утверждается на основании соглашения работодателя и представительного органа работников в течение трех дней после принятия решения о начале забастовки. Необеспечение данного минимума может повлечь за собой приостановление забастовки по решению суда.


При проведении забастовки определенные обязанности лежат и на работодателе: во-первых, он обязан предоставить все условия для проведения собрания (конференции) работников для решения вопроса о проведении забастовки; он не имеет права препятствовать им. Во-вторых, он обязан сообщить в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров о предстоящей забастовке. Невыполнение указанных обязанностей может повлечь за собой административную ответственность работодателя в виде штрафа в размере от 1000 до 3000 р. в соответствии со ст. 5.32 КоАП. В-третьих, работодатель, равно как и органы исполнительной власти, местного самоуправления, а также орган, стоящий во главе забастовки, должны принимать меры по сохранению общественного порядка, сохранности имущества работодателя и работников.

Обе стороны коллективного трудового спора должны и в период проведения забастовки продолжать разрешение коллективного трудового спора при помощи переговоров (ст.412 ТК РФ).

В ст.410 ТК РФ также регламентируется проведение предупредительной забастовки. Она проводится в процессе рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией однократно в течение часа. Проведение предупредительной забастовки отличается в зависимости от уровня социального партнерства: на локальном уровне оно возможно после трех дней работы примирительной комиссии и после предупреждения работодателя не позднее чем за два рабочих дня; на иных уровнях социального партнерства - после четырех календарных дней работы примирительной комиссии и после предупреждения работодателя не позднее чем за три рабочих дня. На органе, возглавляющем предупредительную забастовку, также лежит обязанность обеспечивать минимум необходимых работ в процессе ее проведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ТК РФ подробно прописаны все стадии подготовки и проведения забастовки.