Файл: Курсовая работа Студентки 4 группы 2 курса Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Общие положения о забастовках

§ 1. Становление регламентации права на забастовку в российском законодательстве

§ 2. Понятие и виды забастовок в России и в зарубежных странах

ГЛАВА 2. Процедурные особенности проведения забастовки в РФ

§ 1. Порядок проведения забастовки

§ 2. Ограничение права на забастовку и признание забастовки незаконной

ГЛАВА 3. Особенности проведения забастовки в зарубежных странах

§ 1. Регламентация забастовок в Германии

§ 2. Регламентация забастовок во Франции Право на забастовку во Франции закреплено в Преамбуле к Конституции 1946 г., которая входит в законодательный корпус: там указывается, что право на забастовку должно осуществляться в рамках закона, который его регламентирует. Более подробное регулирование применение данного права получило в Трудовом кодексе Франции, законе от 31 июля 1963 года, регулирующем забастовку в государственной службе, а также в судебной практике. В Трудовом кодексе отсутствует понятие забастовки, оно было выработано судебной практикой: коллективное и согласованное прекращение работы с целью удовлетворения профессиональных требований. Данное определение представляется достаточно широким, но при этом наиболее удачным из всех изученных, поскольку оно не ограничивает возможность осуществления забастовки исключительно рамками требований по коллективным трудовым спорам, как в России или в Германии. Однако, требования по забастовкам все-таки ограничены: в июле 1986 г. Верховный суд Франции постановил, что незаконным является объявление забастовки в поддержку требований, которые работодатель с очевидностью не сможет удовлетворить. Чтобы забастовка была признана правомерной, она должна соответствовать нескольким требованиям: 1.Прекращение работы должно быть полным: если работник частично прекращает работу и, следовательно, не соблюдает определенные обязательства, он не бастует; если работник замедляет свою работу, это тоже является не забастовкой, а неправильным выполнением работы. 2.Остановка работы всегда должна носить коллективный характер – в забастовке должны участвовать не менее двух работников. Во французском законодательстве необязательно, чтобы все сотрудники участвовали в забастовке; ее может организовать и меньшинство (в отличие от России, где решение должно приниматься на конференции работников). Но из правила о коллективности забастовки есть несколько исключений: если забастовка объявлена на национальном уровне и если в компании только один работник. 3.Наличие профессиональных требований Кроме забастовок, начатых без соблюдения указанных выше требований, незаконными являются политические забастовки, забастовки солидарности. Существенно ограничены права на забастовку у некоторых категорий работников: так, чтобы работники государственных служб могли начать забастовку, они должны соблюсти следующие положения (Артикул L2512-2 – 2512-3 Трудового кодекса Франции):1.Инициатива проведения забастовки должна исходить от профессионального союза 2.Необходимо предварительное уведомление о проведении забастовки за 5 дней3.Запрещено проводить «вращающиеся» забастовки. Отсутствие государственного служащего на работе в результате согласованного прекращения работы влечет за собой каждый день удержание из заработной платы и надбавок к ним (Трудовой кодекс Артикул L5212-1).Кроме того, полностью запрещенными являются забастовки военных, сотрудников национальной полиции, судебных магистратов, иных жизненно важных государственных служб (здесь можно провести параллель с Россией, где присутствует аналогичная норма). В Трудовом кодексе (Артикул L2512-1) закреплены гарантии для работников в период забастовки – осуществление права на забастовку не может быть основанием для расторжения трудового договора или для применения дискриминационных мер, в частности, лишения работника вознаграждения или социальных льгот. Расторгать трудовой договор в процессе забастовки можно только в результате совершения работником серьезного проступка. Таким образом, хоть в законодательстве Франции и есть небольшие совпадения с российским регламентированием забастовки, сущность этого права значительно отличается за счет гораздо более широкого и удачного определения понятия забастовки, в результате которого право на забастовку рассматривается не как коллективное право работников, а как индивидуальное. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Возможность реализации права на забастовку является одним из показателей действительного становления правового государства, в котором возможно отстаивать и защищать права и свободы человека. Забастовка является крайней мерой, к которой могут прибегнуть работники в ходе коллективного трудового спора, к тому же она не выгодна ни работникам, ни работодателю. Тем не менее, возможность свободной реализации данной меры является одной из основ существования социального диалога между сторонами коллективного трудового спора. В настоящий момент право на забастовку осуществляется все чаще и чаще, а потому его регламентация очень важна. Урегулирование права на забастовку в Российской Федерации во многом носит неоднозначный характер. Если процедурные вопросы проведения забастовки в Трудовом кодексе обозначены достаточно полноценно и не вызывают сомнения, то иные моменты требуют существенного пересмотра.Так, необходимо начать с определения понятия забастовки, и изменить его концепцию с узкой на широкую, то есть включить туда не только действия, направленные на разрешение коллективного трудового спора. За основу можно взять определение, выработанное судебной практикой во Франции: оно достаточно широкое и не ограничивает забастовку теми рамками, в которые она поставлена в России. В качестве следующего шага представляется разумным закрепить на законодательном уровне основные виды забастовок, поскольку это существенно упростило бы для судов процедуру выяснения, можно ли отнести те или иные действия к забастовочным или нет. Кроме того, РФ необходимо исполнить предписания МОТ, данные уже значительное время назад, и исключить из перечня организаций, для работников которых право проведения забастовки ограничено, железнодорожные и авиационные компании. Также стоит дифференцировать работников органов государственной власти и запретить проведение забастовок только тем, кто осуществляет свою деятельность от имени Российской Федерации. Сравнив нормы, регламентирующие проведение забастовок в РФ с аналогичными во Франции и Германии, можно сделать вывод, что законодательство Германии в этом плане гораздо ближе к российскому, чем законодательство Франции. Немецкая регламентация практически так же строга, как и российская, к процедуре проведения забастовки, значительно ограничивает выплаты работникам в период проведения, так же узко определяет понятие забастовки. Нормы французского законодательства чрезвычайно либеральны, дают возможность работникам принимать участие практически во всех видах забастовок, предлагают широкий круг гарантий для лиц, участвующих в забастовках, круг работников, которые не имеет права бастовать, очень узок, а процедурные правила практически отсутствуют. Представляется, что пример Франции – это то, к чему в перспективе нужно стремиться, однако многие страны, в том числе и Россия, еще не готовы к тому, чтобы сразу перейти на такой способ регулирования проведения забастовки, потому все изменения надо вводить постепенно, начиная с указанных в предыдущем параграфе. Таким образом, лишь после проведения всех указанных изменений, уровень регламентации проведения забастовки в России можно будет назвать достаточным и полноценным для существования правового государства и обеспечения гарантий для гражданского общества, к которому стоит стремиться. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ 4.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/5.Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 N 151-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/6.Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/7.Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями и дополнениями)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10105506/#ixzz6nytsK8G48.Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443/ 9."Гражданское уложение Германии" (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) (с изм. и доп. по 31.03.2013) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? 10.Трудовой кодекс Франции (ред. от 28 февраля 2021 г.) / https://www.legifrance.gouv.fr Судебная практика 1.Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 275-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Линева Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2.Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 г. № 318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации и Тюменской территориальной организации Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации»3.Решение Ленинградского областного суда по делу № 3-12/2019 3-12/2019(3-177/2018;)

Учебная и научная литература




Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»;
Международно-правовой институт

Очная форма обучения

Трудовое право

Загороднюк Юлия Константиновна

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ЗАБАСТОВКУ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Курсовая работа
Студентки 4 группы 2 курса

Научный руководитель:

(Кандидат юридических наук, Рогалева Г.А.)
Дата сдачи:________________________

Дата рецензирования:_______________

Дата защиты:______________________

Оценка:___________________________

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Общие положения о забастовках 5

§ 1. Становление регламентации права на забастовку в российском законодательстве 5

§ 2. Понятие и виды забастовок в России и в зарубежных странах 8

ГЛАВА 2. Процедурные особенности проведения забастовки в РФ 12

§ 1. Порядок проведения забастовки 12

§ 2. Ограничение права на забастовку и признание забастовки незаконной 16

ГЛАВА 3. Особенности проведения забастовки в зарубежных странах 22

§ 1. Регламентация забастовок в Германии 22

§ 2. Регламентация забастовок во Франции 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Нормативные правовые акты 30

Судебная практика 31

Учебная и научная литература 32


ВВЕДЕНИЕ


Как известно, конфликты между работниками и работодателями существуют в течение всей истории трудовых правоотношений. И когда наиболее острые из них не находят решения при помощи различных процедур разрешения коллективных трудовых споров, работники всегда реализовывали свое право на забастовку как крайний и наиболее действенный способ защиты нарушенных прав. Как в России, так и в зарубежных странах, работники активно пользуются своим правом на забастовку: в России в течение 2019 г. число забастовок приблизилось к наибольшему за десятилетие – 409 случаев. Но особую актуальность изучение реализации права на забастовку имеет в условиях пандемии COVID-19, поскольку за период 2020 г. количество забастовок увеличилось в разы: к примеру, в январе 2020 г. во Франции была зафиксирована рекордная по продолжительности забастовка работников железнодорожного транспорта; в мае 2020 г. в России было проведено наибольшее количество забастовок за весь период наблюдения – 74 протестных акции (учитывая то, что в мае число забастовок обычно на 10-15% ниже, чем в других месяцах из-за продолжительных праздничных дней); в ноябре 2020 г. в Индии более 250 млн. рабочих и фермеров вышли на забастовку, организованную профсоюзами, что делает ее самой многочисленной в истории.
Изменились не только количественные показатели, но и сущность многих забастовок: в настоящий момент на большую часть протестов в мире выходят медики, а не работники промышленных отраслей экономики, как это было ранее; причины множества забастовок – это нехватка работников в условиях пандемии (как это было в Израиле), непредоставление средств защиты от коронавируса, невыплата компенсаций за работу с коронавирусными больными (ранее основной причиной забастовок являлась невыплата заработной платы).

Целью данного исследования является изучение особенностей реализации права на забастовку в России и в зарубежных странах, их сравнение.

К задачам работы можно отнести следующие:

  • проанализировать возникновение и развитие законодательства о забастовках;

  • всесторонне рассмотреть понятие забастовки и права на забастовку;

  • исследовать существующие виды забастовок

  • изучить реализацию права на забастовку на практике

  • исследовать правовое регулирование забастовок по законодательству России и зарубежных стран;

  • исследовать порядок проведения забастовки и признание ее незаконной;


ГЛАВА 1. Общие положения о забастовках

§ 1. Становление регламентации права на забастовку в российском законодательстве


Впервые забастовка упоминается в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1845 г.)». В данный документ было включено отделение «О неповиновении фабричных и заводских людей», в котором явное неповиновение фабричных и заводских людей владельцу или управляющему заводом, оказанное «целою артелью или толпою», рассматривалось как восстание против властей и наказывалось соответствующе – смертной казнью. Зачинщики забастовок подвергались аресту на срок от трех недель до трех месяцев, а иные участники забастовки - от семи дней до трех недель (ст.1791, 1792)1. В «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных (1885 г.)» участие в забастовках каралось арестом на срок до 1 месяца. Однако, несмотря на достаточно серьезные наказания, люди все равно участвовали в стачках, поскольку условия их труда в тот момент были ужасающими: в Московской губернии рабочий день на мануфактурах мог доходить до 14-16 часов, а произвол со стороны хозяев мануфактур, который выражался в бесконтрольном применении санкций к работникам, только увеличивался. Поэтому в 70-80-е годы XIX века в России отмечаются значительным ростом забастовочных движений.



Стачечное движение привело к созданию 3 июня 1886 г. закона «О надзоре за заведениями фабричной промышленности и взаимоотношениях фабрикантов и рабочих» и «Правил» в дополнение к нему, которые предусматривали некоторые уступки рабочим и ограничение произвола предпринимателей. Однако, все эти уступки перекрывались новыми карательными мерами по отношению к участникам стачечного движения. «Подстрекательство» к стачкам каралось тюремным заключением до 8 месяцев, а участие в них - до 4 месяцев. Если стачка влекла за собой повреждение имущества и пр., «зачинщики» получали от 8 месяцев до 1 года 4 месяцев, а рядовые участники - от 4 до 8 месяцев. Умышленное (при неограниченной возможности фабричной администрации усмотреть злую волю в любом проступке) повреждение находящихся на предприятии сложных орудий каралось арестом от 3 месяцев до 1 года. За насилие и угрозы в адрес фабричной администрации срок наказания увеличивался вдвое. Самовольный отказ от работы до истечения срока найма угрожал рабочим арестом до 1 месяца2. Данный акт с незначительными изменениями действовал вплоть до 1917г.

В 1895 г. с изданием циркуляров Витте надзор за стачечным движением усилился еще больше: в циркулярах от 11 апреля и 5 декабря чинам фабричной инспекции предписывалось «следить и своевременно доводить до сведения Министерства финансов... о нездоровых проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут порождать беспорядки»3. В секретном циркуляре Департамента торговли и мануфактур от 8 апреля 1897 г., описывались действия, которые необходимо предпринимать чинам инспекции при проведении стачки: они должны были принять все меры к убеждению рабочих немедленно возобновить прерванные работы, разъяснив им всю строгость наказания, которому они подвергаются за незаконные действия. По циркуляру Министерства внутренних дел от 12 августа 1897г., полиция должна была выяснять причины рабочих волнений и устранять по возможности поводы к неудовольствиям в тех случаях, когда рабочие имеют основания жаловаться на притеснения или несправедливость фабрикантов и фабричной администрации.

Впервые идеи о разрешении забастовок возникли в Министерстве финансов в 1897г. В 1902 г. Витте была создана записка «О пересмотре статей закона, карающих забастовки и досрочное расторжение договоров о найме, и о желательности организации рабочих в целях самопомощи». Однако, данные идеи не были восприняты ни в правительстве, ни в кругах предпринимателей, а потому не были реализованы Министерством финансов.


Некоторая легализация проведения стачек произошла в 1905 г. в результате издания «Временных правил о наказуемости наиболее опасных проявлений в забастовках». Однако этим же нормативным правовым актом было запрещено прекращение работы на государственных предприятиях, а также была предусмотрена ответственность за принуждение к остановке работы и за повреждение имущества в процессе забастовки.

После 1917 г. упоминание о забастовках исчезло из всех нормативных правовых актов, поскольку считалось, что в СССР причин для проведения забастовок быть не может. Единственным упоминанием о забастовках являлся запрет на обращение взыскания на принадлежащие профсоюзам стачечные фонды, закрепленный в постановлении ЦИК СССР от 13 января 1929 г.

В 1980-х годах количество забастовок резко возросло, что вынудило государство принять какие-то меры, и 9 октября 1989 г. был принят Закон СССР № 580-1 «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)». В данном нормативном правовом акте впервые было признано право на забастовку и регламентирован порядок ее проведения, а также закреплены иные способы разрешения коллективных трудовых споров. Забастовка определялась законом как крайняя мера разрешения коллективного трудового спора (ст. 7). В этой же статье говорилось о том, что решение о начале забастовки должно быть принято тайным голосование на собрании трудового коллектива или профсоюза большинством в 2/3 голосов. Устанавливалась обязанность предупреждения администрации предприятия не менее чем за 2 недели до начала забастовки. Запрещалось принуждение к участию в забастовке. Этот закон был впоследствии заменен Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а с 2002г. вопросы проведения забастовки регулируются ТК РФ. Кроме того, важную роль в регламентации процесса проведения забастовки сыграло закрепление такого права в Конституции РФ 1993 г.: ч.4 ст.37 Конституции предусматривает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

§ 2. Понятие и виды забастовок в России и в зарубежных странах


Большинство ученых склоняются к тому, что все определения понятия забастовка можно разделить на узкие и широкие: в узком понимании забастовкой является временной приостановление работниками своей работы; в широком - деятельность, содержащую «также иные действия работников, осуществляемые с той же целью и нарушающие нормальную работу предприятия (замедления работы и иные нарушения обычного хода её выполнения для удовлетворения требований работников)»4.

В российском законодательстве понятие забастовки дано в ст.398 ТК РФ, согласно которой забастовка – это временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Таким образом, можно сделать вывод, что действия работников можно признать забастовкой при наличии в них двух составляющих: первой составляющей является определение основного предназначения действий работников в качестве временного и добровольного прекращения работы; второй составляющей является определение цели действий работников как разрешение коллективного трудового спора. Таким образом, из первой составляющей можно сделать вывод, что в российском законодательстве используется узкое понимание сущности забастовки, что уже значительно уменьшает круг действий, которые можно отнести к ней. Вторая же составляющая понятия делает круг забастовочных действий еще меньше, поскольку в соответствии с ней забастовкой можно признать только те действия, которые направлены на разрешение коллективных трудовых споров. В соответствии со ст.398 ТК РФ, коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Исходя из этого определения, российский законодатель, к примеру, не относит к забастовке временный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей в связи с тем, что перечисленные в п.1 чт.398 разногласия урегулированы лишь частично (поскольку в данном случае их нельзя назвать неурегулированными).