Файл: Курсовая работа Студентки 4 группы 2 курса Научный.docx
Добавлен: 27.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Общие положения о забастовках
§ 1. Становление регламентации права на забастовку в российском законодательстве
§ 2. Понятие и виды забастовок в России и в зарубежных странах
ГЛАВА 2. Процедурные особенности проведения забастовки в РФ
§ 1. Порядок проведения забастовки
§ 2. Ограничение права на забастовку и признание забастовки незаконной
ГЛАВА 3. Особенности проведения забастовки в зарубежных странах
§ 2. Ограничение права на забастовку и признание забастовки незаконной
Очевидно, что проведение забастовки наносит ущерб деятельности работодателя, и потому в российском законодательстве установлены ограничения на проведение забастовки в определенных условиях и в случае несоблюдения процедурных особенностей ее осуществления. В первую очередь данные ограничения закреплены ст. 413 ТК РФ.
Во-первых, незаконными признаются забастовки, проводимые в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; это предусмотрено в ст.11 ФКЗ «О чрезвычайном положении» в качестве временных ограничений.
Во-вторых, запрещаются забастовки в некоторых организациях:
А) В организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других военных, военизированных и иных формированиях, организациях, непосредственно ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; нормы об этом нашли отражение в специальном законодательстве – ст.11 ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»;
Б) в правоохранительных органах - ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»;
В) в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; к примеру, это отражено в ст.39 ФЗ «Об использовании атомной энергии»;
Г) в организациях, которые находятся в связи с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы) – это закреплено в нормах ст.52 Воздушного кодекса Российской Федерации, в ст.26 ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации».
На данной норме стоит остановиться чуть подробнее, поскольку она не раз привлекала внимание МОТ. В соответствии с мнением КСО МОТ, проведение забастовки может быть запрещено только для тех чиновников государственной службы, деятельность которых ведется от имени государства. Обращаясь к ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», можно заметить, что должности гражданской
службы там разделены на четыре категории, большинство из которых не связаны с исполнением их функций от имени государства, однако, запрет на проведение забастовок, установленный в ст.17 данного нормативного правового акта, распространяется на все виды чиновников вне зависимости от их категории. То же самое можно сказать и о ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Еще одним запретом на проведение забастовок, не одобряемым МОТ, является запрет в отношении работников железнодорожного транспорта. В ст. 26 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» указано, что неправомерным является разрешение коллективных трудовых споров с помощью забастовки работниками, деятельность которых связана с движением поездов, маневровой работой, а также с обслуживанием пассажиров, грузоотправителей (отправителей) и грузополучателей (получателей) на железнодорожном транспорте общего пользования. Очевидно, что работа практически каждого лица на железнодорожном транспорте так или иначе связана с обслуживанием пассажиров или движением поездов. В связи с этим КСО МОТ утверждал, что железнодорожный транспорт нельзя напрямую отнести к жизненно важным отраслям, а потому ограничение права его работников на проведение забастовки не соответствует Конвенции МОТ №87.
По указанным основаниям контрольные органы МОТ обращались к РФ с рекомендацией о приведении норм в соответствие с международными документами еще в 2011 г., однако этого до сих пор произведено не было.
Стоит отметить, что вопрос конституционности п.2 ст.26 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» поднимался и в Конституционном суде РФ, однако Конституционный суд постановил, что «Железнодорожный транспорт является составной частью единой транспортной системы Российской Федерации, относится к числу жизненно важных отраслей экономики страны и призван во взаимодействии с организациями других видов транспорта своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках, способствовать созданию условий для развития экономики… Кроме того, используемые на железных дорогах транспортные средства являются источником повышенной опасности»8; временное прекращение работы железнодорожного транспорта может создать угрозу обороне страны и безопасности государства. В связи с этим, Конституционный суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы.
В Конституционный суд обращалась и Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации для проверки конституционности запрета на проведение забастовки работникам авиационных служб, однако эта жалоба также была отклонена9. Представляется, что наличие большого количества обращений такого рода напрямую свидетельствует о том, что необходимо внести изменения в законодательство.
Но чаще всего забастовки признаются незаконными, если они объявляются без учета сроков, процедур и требований, предусмотренных ТК РФ. Лучше всего рассмотреть это на примере из судебной практики. Так, в решении Ленинградского областного суда от 14 декабря 2018 г. по делу №3-177/2018 признал забастовку незаконной на основании следующих аргументов:
-
Истец (ЗАО «Форд Мотор Компани») в своих доводах указал, что при проведении конференций работников 30 июня 2018 года, на которых были сформулированы требования к работодателю, и 2 ноября 2018 года на которых были приняты решения об объявлении забастовок, были допущены процедурные нарушения. Ответчик (забастовочный комитет, первичная профсоюзная организация «Форд») отказались представить документы, подтверждающие законность решений, принятых на конференциях как работодателю, так и суду, в связи с чем суд был лишен возможности установить законность принятых решений -
Как следует из ст.406 ТК РФ, работники имеют право перейти к организации забастовки только после того, как примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора. Однако решения об объявлении забастовок были приняты на конференциях работников 2 ноября 2018 года, что произошло до окончания примирительных процедур, продленных по соглашению сторон до 15 ноября 2018 года. Забастовки были начаты работниками 16 ноября 2018 года, то есть, до подписания 19 ноября 2018 года протокола разногласий по итогам работы примирительной комиссии, а также до рассмотрения коллективных трудовых споров с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. -
В соответствии со ст.410 ТК РФ срок предупреждения работодателя о начале забастовки составляет 5 рабочих дней. В качестве работодателя выступала Директор по персоналу «Форд Мотор Компани», ЗАО - Вакуевой Ю.Г., на которую распространялся установленный приказом от 7 сентября 2018 года режим неполной рабочей недели - четырехдневная рабочая неделя с выходными с пятницы по воскресенье включительно. Таким образом, ответчики должны были предупредить работодателя о начале всех восьми забастовок в 8 часов 30 минут 16 ноября 2018 года не позднее 8 часов 30 минут 8 ноября 2018 года; однако ответчик предупредил работодателя в выходной день – 9 ноября 2018 г., в связи с чем суд пришел к выводу, что срок предупреждения работодателя соблюден не был.
На основании данных доводов, суд удовлетворил требования истца.
Как можно увидеть из указанного выше дела, забастовка признается незаконной на основании решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов по заявлению работодателя или прокурора. Данное решение сообщается участникам забастовки через орган, возглавляющий забастовку. Для исполнения решения суда о признании забастовки незаконной работники должны прекратить забастовку и вернуться к работе не позднее следующего дня после вручения копии указанного решения суда органу, возглавляющему забастовку.
В некоторых случаях суд вправе не признавать забастовку незаконной, а приостановить или отложить ее на определенное время: так, при создании угрозы жизни и здоровью людей не начавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся – приостановлена на срок до 15 дней; кроме того, право приостановки забастовки имеется и у Правительства РФ на срок не более 10 календарных дней до рассмотрения данного вопроса судом в случаях, имеющих особое значение для обеспечения жизненно важных интересов Российской Федерации или отдельных ее территорий.
Таким образом, существует значительное количество оснований, по которым забастовка признается незаконной в РФ; некоторые из них представляются вполне обоснованными, другие же справедливо критикуются со стороны международного сообщества.
ГЛАВА 3. Особенности проведения забастовки в зарубежных странах
§ 1. Регламентация забастовок в Германии
Напрямую в Основном Законе ФРГ не закреплено право на забастовку, оно вытекает из свободы ассоциаций (ст.9).
В Германии забастовкой признается «совместно запланированное и осуществленное прекращение работы определенным количеством работников в отрасли или на предприятии с целью разрешения коллективного трудового спора»10. Можно заметить, что в соответствии с данным определением, как и в российском законодательстве, у работников отсутствует возможность объявлять забастовку не с целью разрешения коллективного трудового спора. Среди немецких ученых, в связи с этим, распространено мнение, что забастовки в целом запрещены, за исключением случаев разрешения трудовых споров.
Забастовочное движение регламентируется Основным Законом ФРГ, Гражданским кодексом Германии (BGB), отраслевыми Законами, Коллективным договором о государственной службе, решениями Федерального трудового суда (последние имеют особое значение).
Для того, чтобы забастовка была признана правомерной, необходимо соблюдение некоторых условий:
1.Забастовка не должна нарушать мирных обязательств – в случае, если забастовка проходит в период действия коллективного трудового договора, она не должна приводить к изменению его содержания (невозможно требовать изменения заработной платы работников в течение действия тарифного соглашения)
2.Забастовка не должна быть направлена на достижение неэффективной цели, цель всегда должна быть урегулирована на коллективных началах.
3.Необходима четкость и однозначность требования работников в такой степени, чтобы работодатель мог установить его законность.
4.Забастовка может проводиться исключительно профсоюзом (в данном случае заметны различия с российскими условиями правомерности забастовки). В легитимной забастовке обязаны принимать участие члены профсоюза, объявившего забастовку; к ним имеют право присоединиться и работники, не являющиеся членами профсоюза. Из этого