Файл: Курсовая работа Студентки 4 группы 2 курса Научный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.03.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Общие положения о забастовках

§ 1. Становление регламентации права на забастовку в российском законодательстве

§ 2. Понятие и виды забастовок в России и в зарубежных странах

ГЛАВА 2. Процедурные особенности проведения забастовки в РФ

§ 1. Порядок проведения забастовки

§ 2. Ограничение права на забастовку и признание забастовки незаконной

ГЛАВА 3. Особенности проведения забастовки в зарубежных странах

§ 1. Регламентация забастовок в Германии

§ 2. Регламентация забастовок во Франции Право на забастовку во Франции закреплено в Преамбуле к Конституции 1946 г., которая входит в законодательный корпус: там указывается, что право на забастовку должно осуществляться в рамках закона, который его регламентирует. Более подробное регулирование применение данного права получило в Трудовом кодексе Франции, законе от 31 июля 1963 года, регулирующем забастовку в государственной службе, а также в судебной практике. В Трудовом кодексе отсутствует понятие забастовки, оно было выработано судебной практикой: коллективное и согласованное прекращение работы с целью удовлетворения профессиональных требований. Данное определение представляется достаточно широким, но при этом наиболее удачным из всех изученных, поскольку оно не ограничивает возможность осуществления забастовки исключительно рамками требований по коллективным трудовым спорам, как в России или в Германии. Однако, требования по забастовкам все-таки ограничены: в июле 1986 г. Верховный суд Франции постановил, что незаконным является объявление забастовки в поддержку требований, которые работодатель с очевидностью не сможет удовлетворить. Чтобы забастовка была признана правомерной, она должна соответствовать нескольким требованиям: 1.Прекращение работы должно быть полным: если работник частично прекращает работу и, следовательно, не соблюдает определенные обязательства, он не бастует; если работник замедляет свою работу, это тоже является не забастовкой, а неправильным выполнением работы. 2.Остановка работы всегда должна носить коллективный характер – в забастовке должны участвовать не менее двух работников. Во французском законодательстве необязательно, чтобы все сотрудники участвовали в забастовке; ее может организовать и меньшинство (в отличие от России, где решение должно приниматься на конференции работников). Но из правила о коллективности забастовки есть несколько исключений: если забастовка объявлена на национальном уровне и если в компании только один работник. 3.Наличие профессиональных требований Кроме забастовок, начатых без соблюдения указанных выше требований, незаконными являются политические забастовки, забастовки солидарности. Существенно ограничены права на забастовку у некоторых категорий работников: так, чтобы работники государственных служб могли начать забастовку, они должны соблюсти следующие положения (Артикул L2512-2 – 2512-3 Трудового кодекса Франции):1.Инициатива проведения забастовки должна исходить от профессионального союза 2.Необходимо предварительное уведомление о проведении забастовки за 5 дней3.Запрещено проводить «вращающиеся» забастовки. Отсутствие государственного служащего на работе в результате согласованного прекращения работы влечет за собой каждый день удержание из заработной платы и надбавок к ним (Трудовой кодекс Артикул L5212-1).Кроме того, полностью запрещенными являются забастовки военных, сотрудников национальной полиции, судебных магистратов, иных жизненно важных государственных служб (здесь можно провести параллель с Россией, где присутствует аналогичная норма). В Трудовом кодексе (Артикул L2512-1) закреплены гарантии для работников в период забастовки – осуществление права на забастовку не может быть основанием для расторжения трудового договора или для применения дискриминационных мер, в частности, лишения работника вознаграждения или социальных льгот. Расторгать трудовой договор в процессе забастовки можно только в результате совершения работником серьезного проступка. Таким образом, хоть в законодательстве Франции и есть небольшие совпадения с российским регламентированием забастовки, сущность этого права значительно отличается за счет гораздо более широкого и удачного определения понятия забастовки, в результате которого право на забастовку рассматривается не как коллективное право работников, а как индивидуальное. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Возможность реализации права на забастовку является одним из показателей действительного становления правового государства, в котором возможно отстаивать и защищать права и свободы человека. Забастовка является крайней мерой, к которой могут прибегнуть работники в ходе коллективного трудового спора, к тому же она не выгодна ни работникам, ни работодателю. Тем не менее, возможность свободной реализации данной меры является одной из основ существования социального диалога между сторонами коллективного трудового спора. В настоящий момент право на забастовку осуществляется все чаще и чаще, а потому его регламентация очень важна. Урегулирование права на забастовку в Российской Федерации во многом носит неоднозначный характер. Если процедурные вопросы проведения забастовки в Трудовом кодексе обозначены достаточно полноценно и не вызывают сомнения, то иные моменты требуют существенного пересмотра.Так, необходимо начать с определения понятия забастовки, и изменить его концепцию с узкой на широкую, то есть включить туда не только действия, направленные на разрешение коллективного трудового спора. За основу можно взять определение, выработанное судебной практикой во Франции: оно достаточно широкое и не ограничивает забастовку теми рамками, в которые она поставлена в России. В качестве следующего шага представляется разумным закрепить на законодательном уровне основные виды забастовок, поскольку это существенно упростило бы для судов процедуру выяснения, можно ли отнести те или иные действия к забастовочным или нет. Кроме того, РФ необходимо исполнить предписания МОТ, данные уже значительное время назад, и исключить из перечня организаций, для работников которых право проведения забастовки ограничено, железнодорожные и авиационные компании. Также стоит дифференцировать работников органов государственной власти и запретить проведение забастовок только тем, кто осуществляет свою деятельность от имени Российской Федерации. Сравнив нормы, регламентирующие проведение забастовок в РФ с аналогичными во Франции и Германии, можно сделать вывод, что законодательство Германии в этом плане гораздо ближе к российскому, чем законодательство Франции. Немецкая регламентация практически так же строга, как и российская, к процедуре проведения забастовки, значительно ограничивает выплаты работникам в период проведения, так же узко определяет понятие забастовки. Нормы французского законодательства чрезвычайно либеральны, дают возможность работникам принимать участие практически во всех видах забастовок, предлагают широкий круг гарантий для лиц, участвующих в забастовках, круг работников, которые не имеет права бастовать, очень узок, а процедурные правила практически отсутствуют. Представляется, что пример Франции – это то, к чему в перспективе нужно стремиться, однако многие страны, в том числе и Россия, еще не готовы к тому, чтобы сразу перейти на такой способ регулирования проведения забастовки, потому все изменения надо вводить постепенно, начиная с указанных в предыдущем параграфе. Таким образом, лишь после проведения всех указанных изменений, уровень регламентации проведения забастовки в России можно будет назвать достаточным и полноценным для существования правового государства и обеспечения гарантий для гражданского общества, к которому стоит стремиться. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные правовые акты 1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ 4.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/5.Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 N 151-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/6.Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/7.Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями и дополнениями)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10105506/#ixzz6nytsK8G48.Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443/ 9."Гражданское уложение Германии" (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) (с изм. и доп. по 31.03.2013) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? 10.Трудовой кодекс Франции (ред. от 28 февраля 2021 г.) / https://www.legifrance.gouv.fr Судебная практика 1.Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 275-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Линева Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»2.Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 г. № 318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации и Тюменской территориальной организации Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации»3.Решение Ленинградского областного суда по делу № 3-12/2019 3-12/2019(3-177/2018;)

Учебная и научная литература

можно сделать вывод, что необязательным является принятие решения об объявлении забастовки большинством работников, как это закрепляется в российском праве.

5.Цель, для достижения которой осуществляется забастовка, должна иметь возможность быть урегулированной в коллективном споре (что вытекает из определения забастовки) на основании закона о коллективных переговорах.

6.Как и в России, в Германии стадии забастовки должна предшествовать стадия предварительных переговоров. Некоторые ученые считают, в связи с этим, что проведение предварительной забастовки в Германии противоправно, однако судебная практика склонна к тому, чтобы признавать такую забастовку законной

7.При проведении забастовки должен соблюдаться принцип пропорциональности продолжительности забастовки и уровня воздействия на общество. Примечательно то, что данный принцип был впервые закреплен именно в Германии в 1971 г.

Перед тем, как объявить забастовку, работники должны официально заявить о том, что коллективные переговоры не увенчались успехом. После окончания забастовки работники обязаны возвратиться к работе (аналогичная норма присутствует в ТК РФ). В результате проведения правомерной забастовки права и обязанности работника по трудовому договору приостанавливаются в течение участия в забастовке и возобновляются после ее окончания.

Неправомерными признаются следующие виды забастовок:

1.Политические забастовки

2.Забастовки, проведенные с нарушением условий правомерности забастовки

Интересными являются гарантии и выплаты, производимые или не производимые в период забастовки. Так, работодателю запрещено увольнять работника за участие в забастовке, а также предупреждать его об увольнении. В соответствии с § 275, 323 Гражданского кодекса Германии (BGB), работник не имеет право на получение заработной платы в период его участия в стачке; то же самое касается и работников, участвовавших в предупредительной забастовке. В соответствии с разделом 24 (3) п. 1 TV-L/TVöD (Коллективный договор о государственной службе) в случае, если работник целый день участвовал в забастовке, из его зарплаты вычитается часть вознаграждения, предусматриваемая за этот день. Выплата пособий и отпускных предусмотрена только если работник получал вознаграждение хотя бы за один день в месяце; соответственно, если забастовка длится месяц, данные выплаты также не предусмотрены для него. Право работодателя на удержание соответствующих сумм сохраняется в течение 6 месяцев после проведения забастовки. Если работодатель использует свое право, то компенсация за участие в забастовке выплачивается профсоюзом из забастовочного фонда. Работники,
которые не принимают участия в забастовке, имеют право на пособие по безработице только в случае, если они находятся либо вне затронутой забастовкой отрасли, либо в данной отрасли, но не охвачены коллективным договором и одновременно не имеют прямой выгоды от исхода забастовки.

В соответствии с разъяснениями Федерального трудового суда, работник не имеет права участвовать в забастовке в течение отпуска. Работнику, участвующему в забастовке, отпуск не может быть предоставлен.

Как и в России, в Германии не имеют права объявлять забастовку государственные служащие (Федеральный трудовой суд, решения № 44, 73, 97, 102, 249, 264). Они могут присоединиться к бастующим в свободное от работы время для выражения солидарности (Федеральный трудовой суд, решение от 23 февраля 1994 года, Az. 1 D 48/92). Но это относится исключительно к классу «чиновников»; иные классы государственной службы имеют право на забастовку (тут прослеживается значительное позитивное отличие от российской практики, где забастовку не имеют право проводить все государственные служащие). Тем не менее, даже такая регламентация встречает критику со стороны Комитета независимых экспертов по Европейской Социальной Хартии. Не имеют права участвовать в забастовках стажеры в период их профессиональной практики.

Таким образом, можно сделать вывод, что регламентация проведения забастовок в Германии во многом схожа с аналогичными нормами в России (определение забастовки, служащие, не имеющие права участвовать в забастовках и т.д.), однако, есть и особые нормы, характерные только для Германии (об оплате труда в период забастовки, особенности участия в забастовке и т.д.).

§ 2. Регламентация забастовок во Франции


Право на забастовку во Франции закреплено в Преамбуле к Конституции 1946 г., которая входит в законодательный корпус: там указывается, что право на забастовку должно осуществляться в рамках закона, который его регламентирует. Более подробное регулирование применение данного права получило в Трудовом кодексе Франции, законе от 31 июля 1963 года, регулирующем забастовку в государственной службе, а также в судебной практике.

В Трудовом кодексе отсутствует понятие забастовки, оно было выработано судебной практикой: коллективное и согласованное прекращение работы с целью удовлетворения профессиональных требований. Данное определение представляется достаточно широким, но при этом наиболее удачным из всех изученных, поскольку оно не ограничивает возможность осуществления забастовки исключительно рамками требований по коллективным трудовым спорам, как в России или в Германии.

Однако, требования по забастовкам все-таки ограничены: в июле 1986 г. Верховный суд Франции постановил, что незаконным является объявление забастовки в поддержку требований, которые работодатель с очевидностью не сможет удовлетворить.

Чтобы забастовка была признана правомерной, она должна соответствовать нескольким требованиям:

1.Прекращение работы должно быть полным: если работник частично прекращает работу и, следовательно, не соблюдает определенные обязательства, он не бастует; если работник замедляет свою работу, это тоже является не забастовкой, а неправильным выполнением работы.

2.Остановка работы всегда должна носить коллективный характер – в забастовке должны участвовать не менее двух работников. Во французском законодательстве необязательно, чтобы все сотрудники участвовали в забастовке; ее может организовать и меньшинство (в отличие от России, где решение должно приниматься на конференции работников). Но из правила о коллективности забастовки есть несколько исключений: если забастовка объявлена на национальном уровне и если в компании только один работник.

3.Наличие профессиональных требований

Кроме забастовок, начатых без соблюдения указанных выше требований, незаконными являются политические забастовки, забастовки солидарности. Существенно ограничены права на забастовку у некоторых категорий работников: так, чтобы работники государственных служб могли начать забастовку, они должны соблюсти следующие положения (Артикул L2512-2 – 2512-3 Трудового кодекса Франции):

1.Инициатива проведения забастовки должна исходить от профессионального союза

2.Необходимо предварительное уведомление о проведении забастовки за 5 дней

3.Запрещено проводить «вращающиеся» забастовки.

Отсутствие государственного служащего на работе в результате согласованного прекращения работы влечет за собой каждый день удержание из заработной платы и надбавок к ним (Трудовой кодекс Артикул L5212-1).

Кроме того, полностью запрещенными являются забастовки военных, сотрудников национальной полиции, судебных магистратов, иных жизненно важных государственных служб (здесь можно провести параллель с Россией, где присутствует аналогичная норма).

В Трудовом кодексе (Артикул L2512-1) закреплены гарантии для работников в период забастовки – осуществление права на забастовку не может быть основанием для расторжения трудового договора или для применения дискриминационных мер, в частности, лишения работника вознаграждения или социальных льгот. Расторгать трудовой договор в процессе забастовки можно только в результате совершения работником серьезного проступка.

Таким образом, хоть в законодательстве Франции и есть небольшие совпадения с российским регламентированием забастовки, сущность этого права значительно отличается за счет гораздо более широкого и удачного определения понятия забастовки, в результате которого право на забастовку рассматривается не как коллективное право работников, а как индивидуальное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Возможность реализации права на забастовку является одним из показателей действительного становления правового государства, в котором возможно отстаивать и защищать права и свободы человека. Забастовка является крайней мерой, к которой могут прибегнуть работники в ходе коллективного трудового спора, к тому же она не выгодна ни работникам, ни работодателю. Тем не менее, возможность свободной реализации данной меры является одной из основ существования социального диалога между сторонами коллективного трудового спора. В настоящий момент право на забастовку осуществляется все чаще и чаще, а потому его регламентация очень важна. Урегулирование права на забастовку в Российской Федерации во многом носит неоднозначный характер. Если процедурные вопросы проведения забастовки в Трудовом кодексе обозначены достаточно полноценно и не вызывают сомнения, то иные моменты требуют существенного пересмотра.

Так, необходимо начать с определения понятия забастовки, и изменить его концепцию с узкой на широкую, то есть включить туда не только действия, направленные на разрешение коллективного трудового спора. За основу можно взять определение, выработанное судебной практикой во Франции: оно достаточно широкое и не ограничивает забастовку теми рамками, в которые она поставлена в России. В качестве следующего шага представляется разумным закрепить на законодательном уровне основные виды забастовок, поскольку это существенно упростило бы для судов процедуру выяснения, можно ли отнести те или иные действия к забастовочным или нет. Кроме того, РФ необходимо исполнить предписания МОТ, данные уже значительное время назад, и исключить из перечня организаций, для работников которых право проведения забастовки ограничено, железнодорожные и авиационные компании. Также стоит дифференцировать работников органов государственной власти и запретить проведение забастовок только тем, кто осуществляет свою деятельность от имени Российской Федерации.

Сравнив нормы, регламентирующие проведение забастовок в РФ с аналогичными во Франции и Германии, можно сделать вывод, что законодательство Германии в этом плане гораздо ближе к российскому, чем законодательство Франции. Немецкая регламентация практически так же строга, как и российская, к процедуре проведения забастовки, значительно ограничивает выплаты работникам в период проведения, так же узко определяет понятие забастовки. Нормы французского законодательства чрезвычайно либеральны, дают возможность работникам принимать участие практически во всех видах забастовок, предлагают широкий круг гарантий для лиц, участвующих в забастовках, круг работников, которые не имеет права бастовать, очень узок, а процедурные правила практически отсутствуют. Представляется, что пример Франции – это то, к чему в перспективе нужно стремиться, однако многие страны, в том числе и Россия, еще не готовы к тому, чтобы сразу перейти на такой способ регулирования проведения забастовки, потому все изменения надо вводить постепенно, начиная с указанных в предыдущем параграфе.

Таким образом, лишь после проведения всех указанных изменений, уровень регламентации проведения забастовки в России можно будет назвать достаточным и полноценным для существования правового государства и обеспечения гарантий для гражданского общества, к которому стоит стремиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты


1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 29.12.2020) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 24.02.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/

4.Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/

5.Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.1995 N 151-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7746/

6.Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26.06.1992 N 3132-1 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_648/

7.Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (с изменениями и дополнениями)
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/10105506/#ixzz6nytsK8G4

8.Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 N 17-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40443/

 9."Гражданское уложение Германии" (ГГУ) от 18.08.1896 (ред. от 02.01.2002) (с изм. и доп. по 31.03.2013) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?

10.Трудовой кодекс Франции (ред. от 28 февраля 2021 г.) / https://www.legifrance.gouv.fr

Судебная практика


1.Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 275-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Линева Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

2.Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 г. № 318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации и Тюменской территориальной организации Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации»

3.Решение Ленинградского областного суда по делу № 3-12/2019 3-12/2019(3-177/2018;)М-213/2018 3-177/2018 М-213/2018 от 14 декабря 2018 г. по делу № 3-12/2019


4.Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2005 г. N 93-Г05-14

Учебная и научная литература


1. Запесоцкий А.С. Забастовочное движение в странах Европейского союза — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2019. - 250 С.

2.Карапетян Л.А. История отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: РГУП, 2016. - 734 С.

3.Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право. М., 2005. – 360 С.

4.Лютов Н.Л. Коллективные трудовые споры: сравнительно-правовой анализ. М. ТК Велби; Проспект, 2007. - 256 С.

5.Лютов Н.Л. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров – Москва: Проспект, 2017. - 688 С.

6.Магомедова А.Г. Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора: проблемы реализации в современных условиях – Юридический вестник ДГТУ Т. 24. 2017. № 4. С.119-123.

7.Полное Собрание Законов Российской империи: собрание III. Т. VI - СПб; Пг: Гос. тип., 1885-1916.

8.Черняева Д.В. Теоретические проблемы правового регулирования забастовок и локаутов в Российской Федерации. - Российское право: состояние, перспективы, комментарии. С.86-98

9. Янжул И.И. Фабричный быт Московской губернии. СПб., 1884.

10.Freedom of Association Digest of decisions and principles of the Freedom of Association Committee of the Governing Body of the ILO. Geneva: International Labour Office, 2006. Para. 534. P. 112.

1 Карапетян Л.А. История отечественного государства и права: Учебное пособие. М.: РГУП, 2016 С.265 (734)

2 Полное Собрание Законов Российской империи: собрание III. Т. VI - СПб; Пг: Гос. тип., 1885-1916.

3 Янжул И.И. Фабричный быт Московской губернии. СПб., 1884. С. 83.

4 Лютов Н.Л. Коллективные трудовые споры: сравнительно-правовой анализ. М., 2007. С. 211.

5 Лютов Н.Л. Актуальные проблемы трудового права: учебник для магистров – Москва : Проспект, 2017. С.560

6 Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право. М., 2005. С. 286-287

7 Freedom of Association Digest of decisions and principles of the Freedom of Association Committee of the Governing Body of the ILO. Geneva: International Labour Office, 2006. Para. 534. P. 112.

8 Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 № 275-О-П «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Линева Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

9 Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 г. № 318-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации и Тюменской территориальной организации Федерации профсоюзов авиационных диспетчеров Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации»


10 Запесоцкий А.С. Забастовочное движение в странах Европейского союза — Санкт-Петербург: СПбГУП, 2019. — с.24

Москва, 2021