Файл: Программа (профессиональная переподготовка).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 148

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Деятельность как фактор развития личности.


Деятельность – как активность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Характеристика процесса деятельности. Основные виды человеческой деятельности. Общение - как первоначальная деятельность. Виды общения.

Функции общения. Средства общения. Ведущая деятельность.

Лекция.


Деятельность – активность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей. Потребности постоянно развиваются, что влияет на развитие самой деятельности и на человека. В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Первоначальная деятельность – это потребность в другом человеке.

Выделяют разные виды общения в зависимости от его содержания, целей и средств.

По целям общение может быть биологическим (для поддержания, сохранения и развития организма) и социальным (для установления и развития межличностных отношений).

В зависимости от видов биологических и социальных потребностей выделяют:

  • деловое общение (обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности);

  • личностное общение (сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко затрагивают личность человека; поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку);

  • инструментальное (общение, которое не является самоцелью, а преследует какую-то другую цель, кроме получения удовлетворения от самого коммуникативного акта);

  • целевое (общение, которое само по себе служит средством удовлетворения потребности, в данном случае – потребности в общении).


По средствам общение может быть прямым (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенным (осуществляется через посредников), вербальным и невербальным.

В общении выделяют 3 взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Во время процесса общения осуществляется взаимная передача закодированных сведений между индивидами. При этом субъекты общения не просто обмениваются информацией, а стремятся выработать ее общий смысл.

Интерактивная сторона общения предполагает организацию взаимодействия между людьми. Возможны 2 основных типа взаимодействия – сотрудничество и конкуренция.

Перцептивная сторона общения реализуется в процессе восприятия и познания партнерами по общению друг друга и установлении между ними взаимопонимания.

Средства общения представляют собой способы кодирования, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного человека к другому. Передача любой информации осуществляется посредством различных знаковых систем.

Различают вербальную коммуникацию (речь) и невербальную коммуникацию (различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация является у людей универсальной, так как при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл высказываний. В процессе вербальной коммуникации осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Невербальная коммуникация призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. К невербальным средствам общения относят мимику, позы, движения, жесты, темп и тембр голоса, смех, покашливание и др. К этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств передается информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. Жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого человека. Невербальные средства являются важным дополнением речевой коммуникации. Их роль определяется не только тем, что они усиливают или ослабляют речевое влияние коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга, делая процесс коммуникации более открытым.



Каждому периоду развития ребенка соответствует своя особая ведущая деятельность, которая в определенном возрасте играет основную роль и определяет психологический возраст ребенка.

Период младенчества (от рождения до 1 года). Ведущая деятельность – эмоциональное общение ребенка с взрослыми. Это влияет на формирование зрительных, слуховых, мышечно-двигательных ощущений и восприятий. Раннее детство (от 1–3 лет). Ведущая деятельность – предметно-орудийная (манипулятивная), где ребенок овладевает способами действий с предметами.

Дошкольный возраст (от 3–6–7 лет). Ведущая деятельность – ролевая или сюжетная игра, в которой ребенок овладевает смыслами человеческой деятельности. Здесь зарождается учебная и трудовая деятельность.

Младший школьный возраст (6–7–10 лет). Ведущая деятельность – учебная, регулирование отношений с окружающими людьми.

Подростковый возраст (11–14–15 лет) – учебная деятельность и самоутверждение в общественно-полезной деятельности (труд, спорт и т. д.). Старший школьный возраст (15–17–18 лет) – учебно-профессиональная деятельности, определение морально-этнических норм в общении с окружающими.

В каждом возрасте на фоне ведущей деятельности различные другие виды деятельностей сочетаются в различных пропорциях между собой. Они обусловлены потребностями и интересами детей.


Тема 7. Воспитание как фактор развития личности.


Теория воспитания.

Задачи теории воспитания.

Структура процесса воспитания.

Факторы воспитания.

Методы воспитания.

Классификация методов воспитания.

Социализация. Стадии развития личности в процессе социализации. Факторы социализации.

Лекция.


Теория воспитания - исторически сложившийся и окончательно сформировавшийся в XIX в. раздел педагогической науки. В 1806 г. И. Ф. Гербарт (немецкий педагог) издал труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», в которой дал научное построение теории воспитания. 

Выделяют следующие виды воспитания: нравственное, физическое, эстетическое, идеологическое, гражданское, правовое, экологическое, экономическое, трудовое и др.

Структура процесса воспитания:

  • цель воспитания – какие свойства, качества должны быть сформированы у личности;

  • задачи воспитания;

  • содержание воспитания – составляющие воспитательного процесса;

  • методы воспитания – способы, приемы воспитательного воздействия;

  • субъекты воспитания;

  • результат воспитания – какие свойства, качества сформированы фактически.

К основным факторам (движущим силам) воспитания личности относятся:

1. Природные, наследственные факторы.

2. Институты воспитания (семья, образовательные учреждения и др.).

3. Межличностное взаимодействие.

4. Культурные национальные факторы.

5. Исторический этап развития общества.

6. Средства массовой информации.

7. Возрастная субкультура.

Воспитательный процесс с помощью методов воспитания.


В Российской педагогической энциклопедии предлагается следующая классификация методов воспитания, базирующаяся на методах изменения:

  • деятельности и общения (введение новых видов деятельности и общения, изменение их смысла, содержания деятельности и предмета общения);

  • отношений (демонстрация отношений, разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, их прав и обязанностей, сохранение традиций и обычаев коллектива, изменение неформальных межличностных отношений);

  • компонентов воспитательной системы (изменение коллективных целей, представлений о коллективе, перспектив дальнейшего развития).

Существуют и другие классификационные подходы. Задача педагога -выбрать наиболее логичные и эффективные методы для практического использования.

Группа методов, которые служат базой для различных классификаций.

Это методы: 1)убеждения; 2)упражнения; 3)поощрения; 4)наказания; 5)примера. В практической реальной деятельности методы выступают в сложном гармоничном единстве, взаимно дополняя друг друга.

Профессиональная деятельность педагога предполагает выбор и использование методов воспитания в зависимости от существующих условий и возможностей. Такими условиями являются знания поставленных целей и задач воспитания; возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; времени воспитания; интересов и потребностей обучающихся; их социального окружения; уровня сформированности группы, в которую они входят; ожидаемых результатов; собственных возможностей педагога.

С такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «развитие личности» связано понятие «социализация».

Впервые термин «социализация» стал использоваться в к. XIX в. (1887 г.) благодаря труду американского социолога Гиддигса «Теория социализации» (социализация – подготовка человеческого материала к общественной жизни).

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить в обществе и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Формирование способности личности к жизни в данном обществе на основе присвоения социальных ценностей и способов социально адаптированного поведения называется социализацией.