Файл: Садвакасова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу Лицей 19.pptx
Добавлен: 28.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Данные последнего опроса ВЦИОМ (29.09.21-8.10.21)
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- развивать умение самостоятельно выбирать книги для чтения;
- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).
Компоненты читательской грамотности.
Что такое читательская грамотность?
Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе,
Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности:
Показатели сформированности читательских действий:
Требования к уровню читательской грамотности
«Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать».
Сплошные тексты - без визуальных изображений
Анализ заданий на развитие ЧГ в двух линиях учебников по литературе
Если в конце XX века основным и преобладающим
подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была
направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные
Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину.
Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.
Методические рекомендации для разработки заданий для развития читательской грамотности обучающихся.
Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим образом:
• используйте информацию для решения поставленной задачи с привлечением фоновых знаний;
• сформулируйте на основе проведенного анализа собственную гипотезу;
• сделайте прогноз развития событий, результата предпринятых действий на основе анализа текста;
• оцените вероятность похожего развития событий в новом контексте.
Выделите продукты, которые требуют осторожности в употреблении для профилактики передозировки йода.
Представьте себя на месте Николая Шиллинга.
Приведите три версии рассуждений, которые могли бы стать основой для выдвижения этой гипотезы.
РЕКОМЕНДАЦИИ : глаголы-действия, соответствующие уровням ЧГ.
Текст 2
Более 76% россиян считают себя добрыми, следует из результатов опроса, который проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Указывается, что чаще всего в своей доброте уверены женщины и молодежь от 25 до 34 лет (по 82%), а также люди среднего возраста (до 41 года) – 81%.
По мнению 28% респондентов, отличительными качествами доброгочеловека являются готовность помочь и поддержать, а 27% опрошенных видят доброту в отзывчивости и отсутствии безразличия.
Как показал опрос, 72% респондентов уверены, что к добрым людям нельзя относить тех, кто проявляет это качество только к своим близким. Среди своего окружения большинство опрошенных – 75% – также
видит добрых людей.
Текст 3.
Из интервью с Гузель Санжаповой из Москвы, которая собрала 1,5 миллиона рублей на «медовый» проект спасения умирающей уральской деревни. «Нужен большой запас терпения, чтобы начать двигаться к своей цели, – говорит Гузель Санжапова. – Коллеги и знакомые первое время скептически относились к идее менять ситуацию в уральской деревне с помощью меда и ягод». По словам предпринимательницы, когда начинаешь дело, не стоит обращать на это внимание, потому что нет цели убедить скептиков – первые результаты и так покажут жизнеспособность идеи. Гузель Санжапова говорит, что остановить умирание деревни можно за четыре шага. Нужно дать людям работу, позаботиться и развить инфраструктуру, установить связи производителя с рынком, связать людей из городов с жителями деревень.
Коды Задания
3.6. Согласны ли вы с точкой зрения автора на жизненную цель? (См. текст 1) Обоснуйте
2.6 Как иллюстрирует содержание текста 1 деятельность Гузель Санжаповой?
3.5 Ознакомьтесь с результатами опроса ВЦИОМ. Найдите противоречие. С чем оно связано?
4.1 Пользуясь материалами текстов, напишите статью «Жизненная цель» для толкового словаря
4.4 В фильме «Заплати другому» для изменения мира мальчик придумал цепочку добра: бескорыстно помочь трем незнакомым людям, каждый из которых также поможет трем незнакомцам. Таким образом, число добрых дел будет возрастать в геометрической прогрессии.
Это утопия?
Или идею можно воплотить в жизнь?
К чему это приведет?
Новые вызовы:
Если в конце XX века основным и преобладающим
подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была
направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные
тексты,
то в XXI веке актуальным становится формирования читательских умений при работе с множественными текстами, которые «включают в себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.ЗАЧЕМ???
- Во-первых, качество школьного образования в основном определяется качеством профессиональной подготовки педагогов (по результатам PISA);
- во-вторых, качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых им педагогами (по результатам ITL, PISA)
- «Нужно бежать со всех ног,
чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать
как минимум вдвое быстрее!»
(«Алиса в стране чудес»)
Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста.
Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину.
Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.
Современному школьнику важно научиться понимать информацию - из многочисленных разнообразных текстовых или других источников, что предусматривает, помимо анализа, синтеза, интеграции и интерпретация информации, формирование таких умений, как сравнение информации, полученной из разных источников, оценка достоверности текстов, интерпретация и обобщение информации из нескольких отличающихся, а иногда противоречащих по содержанию, источников.В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить
информационно-смысловые взаимосвязи текстов разного типа и формата, объединенных одной темой, проблемой, соотносить информацию из разных текстов с внетекстовыми фоновыми знаниями, критически оценивать информацию и делать собственный вывод.
Методические рекомендации для разработки заданий для развития читательской грамотности обучающихся.
- 1. Нахождение и извлечение информации из текста.
- Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим
- образом:
- • определите место в тексте, где содержится необходимая информация;
- • найдите в тексте и запишите информацию (примеры), которая иллюстрирует определенную
- мысль автора/процесс;
- • найдите в тексте, таблице, диаграмме, графике, картинке информацию (примеры), которая под-
- тверждает или опровергает приведенное высказывание;
- • определите наличие или отсутствие информации по заданной теме.
Примеры из кейсов
- Прочитайте текст. Ответьте на вопросы: в чем заключается проблема мусорных свалок в России
и какой вред экологии наносят несанкционированные свалки? Какая наука была основной сферой деятельности А. М. Бутлерова? Свой ответ обоснуйте цитатами из текста.
Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: в чем главная особенность электронной переписки?
- Интерпретация текста предполагает получение такой информации, которая сообщается не явно
- (выявление опосредованных связей, извлечение подтекста, определение позитивной или негатив-
- ной окраски текста).
- Интеграция подразумевает умение связать части текста, единицы информации, определить
- объединяющую их идею.
Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим образом:
Актуальная форма заданий
Актуальная форма заданий
- Примеры из кейсов
- Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение выражений:
- • «пить чай по-купечески»;
- • «музыкальность самовара»;
- • «баба на чайник»;
- • «сахарная голова».
- Какова основная идея этих плакатов? Кому они адресованы? Какие маркетинговые приемы использовали авторы этих плакатов? Для чего? Какой из плакатов производит большее впечатление? Почему?
- Выпишите из текста 5 фактов, которые отражают основную идею этого текста.
Примеры из кейсов
- Примеры из кейсов
- Опираясь на информацию, представленную в тексте, объясните значение выражений:
- • «пить чай по-купечески»;
- • «музыкальность самовара»;
- • «баба на чайник»;
- • «сахарная голова».
- Какова основная идея этих плакатов? Кому они адресованы? Какие маркетинговые приемы использовали авторы этих плакатов? Для чего? Какой из плакатов производит большее впечатление? Почему?
- Выпишите из текста 5 фактов, которые отражают основную идею этого текста.
- оцените соответствие содержания текста, его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций,
- инфографики и т. п.) поставленным целям;
- • оцените форму текста (структуру, стиль, оформление и т. д.), рациональность авторских приемов;
- • оцените полноту, достоверность и релевантность представленной информации;
- • найдите и укажите противоречия, содержащиеся в тексте, укажите причины наличия противоречия;
- • обоснуйте собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Примеры из кейсов
• Прочитайте информацию о сетевом этикете и подготовьте памятку «Как правильно писать электронные письма».
В текстах о мёде и пчеловодстве найдите высказывания, которые можно отнести к фактам и мнениям. Выпишите их по три в два столбика.
Прочитайте правила хорошего тона, размещённые в одном из сетевых сообществ. Отметьте правила, которые вы всегда соблюдаете, и правила, с которыми вы не согласны. Приведите два примера, когда вы или ваши собеседники нарушали правила сетевого этикета и это привело к коммуникативной неудаче.Важно учитывать условия переноса сформулированных выводов и обобщений в контекст собственных действий:
• составьте план действий, опишите порядок действий или определите приоритет, выберите доминирующую идею, выберите наиболее рациональный способ действия;
• используйте информацию для решения поставленной задачи с привлечением фоновых знаний;
• сформулируйте на основе проведенного анализа собственную гипотезу;
• сделайте прогноз развития событий, результата предпринятых действий на основе анализа текста;
• оцените вероятность похожего развития событий в новом контексте.
Примеры из кейсов
• Опираясь на приведенные данные, рассчитайте количество продуктов, которое необходимо для удовлетворения суточной нормы йода в организме взрослого человека.
Выделите продукты, которые требуют осторожности в употреблении для профилактики передозировки йода.
Представьте себя на месте Николая Шиллинга.
Что могло стать основанием для выдвижения гипотезы о существовании неоткрытых земель в северной части Баренцева моря?
Приведите три версии рассуждений, которые могли бы стать основой для выдвижения этой гипотезы.
Источники текстов для составления заданий
Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». – Москва, 2021г
- Можно дополнить «констатирующие» («знаниевые») вопросы аналитическими (в соответствии с таксономией Б.Блума)
- «Прогнозирование».
+
Сопоставления уровней читательской грамотности по PISA с таксономией Блума-Андерсона + глаголы действия, которые управляют деятельностью учащихся.
РЕКОМЕНДАЦИИ : глаголы-действия, соответствующие уровням ЧГ.
- 1в уровень: чертить, распознавать, пдписывать, выбирать, записывать, читать наизусть, перечислять, повторять.
- 1а уровень: подбирать, делать вывод, находить несколько единиц явной информации, определять главную тему.
- 2 уровень: обосновывать, устанавливать связь, подтверждать, описывать, пересказывать, преобразовывать, предсказывать.
- 3 уровень: применять, составлять, решать, конструировать, сообщать, истолковать значениеслова или фразы.
- 4 уровень: анализировать, сортировать, классифицировать,сравнивать, дискутировать.
- 5 уровень: критически оценивать, рецензировать, раскрывать тему, давать оценку, выводить заключение.
- 6 уровень: объединять, сочинять, разрабатывать, проектировать, формулировать, составлять план.
Интернет - ресурсы
Интернет - ресурсы
- https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/0be6c140-073d-420e-93c7-3e90bc5d5ea5.pdf
- https://rg.ru/2020/04/14/rodina-kuhnya-chichkbn.html\
- Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. – М.: Академия Минпросвещения России, 2021. – 80 с
- http://alternathistory.com/aleksandr-chichkin-yaroslavskij-otets-yaponskogo-chuda/
- http://goldring.ru/news/show/105570
- https://education.apkpro.ru/media/material_files/140/264c5e7d-be40-4ad4-9fbb-aa5e4773432c.pdf
- http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_rl.html