Файл: Садвакасова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей категории мбоу Лицей 19.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

План семинара-практикума

Данные последнего опроса ВЦИОМ (29.09.21-8.10.21)

ПРИЧИНЫ:

Цель:создание условий для формирования и развития читательской грамотности ученика 5-11 классов, способного успешно решать образовательные задачи, социализироваться в обществе

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;

- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- развивать умение самостоятельно выбирать книги для чтения;

- формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Задачи:

Компоненты читательской грамотности.

Что такое читательская грамотность?

Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе,

а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.)

Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности:

Показатели сформированности читательских действий:

Требования к уровню читательской грамотности

Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Типы ситуаций

«Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать».

ВЫВОД:

Типы текстов

Сплошные тексты - без визуальных изображений

(газетные статьи, эссе,

романы)

АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ УЧЕБНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (по итогам исследования магистрантов программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ):

Анализ заданий на развитие ЧГ в двух линиях учебников по литературе

Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности связана с тем, что изменились цели школьного образования:

Необходимо четко понимать отличительные особенности заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

Было бы неправильным думать, что чтение непрерывных (сплошных) текстов − включая литературные тексты – теряет свою ценность.... НО

Новые вызовы:

Если в конце XX века основным и преобладающим

подходом при формировании и оценивании читательской грамотности школьников была

направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные

тексты,

ЗАЧЕМ???

Выполняя первое действие, читатель концентрируется, прежде всего, на отдельных фрагментах информации текста.

Выполняя второе действие, читатель соединяет эти фрагменты в общую картину.

Выполняя третье действие, читатель соотносит сообщение текста с внетекстовой информацией.

В современном образовательном пространстве школьнику необходимо постоянно проявлять способность находить

Методические рекомендации для разработки заданий для развития читательской грамотности обучающихся.

Примеры из кейсов

Задания, направленные на развитие этого умения, могут быть сформулированы следующим образом:

Актуальная форма заданий

Актуальная форма заданий

Примеры из кейсов

Примеры из кейсов

• Прочитайте информацию о сетевом этикете и подготовьте памятку «Как правильно писать электронные письма».

В текстах о мёде и пчеловодстве найдите высказывания, которые можно отнести к фактам и мнениям. Выпишите их по три в два столбика.

Важно учитывать условия переноса сформулированных выводов и обобщений в контекст собственных действий:

• составьте план действий, опишите порядок действий или определите приоритет, выберите доминирующую идею, выберите наиболее рациональный способ действия;

• используйте информацию для решения поставленной задачи с привлечением фоновых знаний;

• сформулируйте на основе проведенного анализа собственную гипотезу;

• сделайте прогноз развития событий, результата предпринятых действий на основе анализа текста;

• оцените вероятность похожего развития событий в новом контексте.

Примеры из кейсов

• Опираясь на приведенные данные, рассчитайте количество продуктов, которое необходимо для удовлетворения суточной нормы йода в организме взрослого человека.

Выделите продукты, которые требуют осторожности в употреблении для профилактики передозировки йода.

Представьте себя на месте Николая Шиллинга.

Что могло стать основанием для выдвижения гипотезы о существовании неоткрытых земель в северной части Баренцева моря?

Приведите три версии рассуждений, которые могли бы стать основой для выдвижения этой гипотезы.

Сопоставления уровней читательской грамотности по PISA с таксономией Блума-Андерсона + глаголы действия, которые управляют деятельностью учащихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ : глаголы-действия, соответствующие уровням ЧГ.

Интернет - ресурсы

Интернет - ресурсы


«Способы создания условий для

формирования и развития

читательской грамотности

учащихся в процессе реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и при подготовке введения ФГОС СОО»



Садвакасова Елена Александровна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МБОУ «Лицей № 19»


План семинара-практикума


1. Понятие читательской грамотности и ее важность в современном мире;

2. Типы текстов и контексты чтения;

3. Глаголы как индикаторы уровня читательской грамотности;

4. Как можно доработать существующие задания?

5. Как разработать собственные задания?

6. Советы учителю

Данные последнего опроса ВЦИОМ (29.09.21-8.10.21)

  • каждый пятый подросток ненавидит читать;
  • 50% делают это только ради получения хорошей оценки.
  • Мнение экспертов:

  • уже в ближайшем будущем мы можем получить нечитающее поколение.
  • Согласно международному исследованию PISA, по читательской грамотности российские школьники занимают 31 место.

  • 22% читают и не понимают сути – это примерно 250 тысяч учащихся;
  • возникают трудности во время переноса предметных знаний в ситуации, приближенные к жизненным реальностям.

ПРИЧИНЫ:

  • недостаточная подготовка учителей в области формирования
  • функциональной грамотности, а также отсутствие необходимых учебно-методических материалов

  • особенности организации учебного процесса в российских школах, его ориентация на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач)
Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования» – М., 2021г

Цель:создание условий для формирования и развития читательской грамотности ученика 5-11 классов, способного успешно решать образовательные задачи, социализироваться в обществе

- научить осознанно, правильно, выразительно читать;


- формировать способность извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

- развивать умение самостоятельно выбирать книги для чтения;

- формировать способность работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

- развивать умение высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном).

Задачи:

Компоненты читательской грамотности.

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (OECD, 2009). Читательская грамотность (чтение, письмо, говорение; язык/родной язык + иностранные языки) — это способность извлекать смысл и создавать смысловые сообщения на естественных языках в разных текстовых и визуальных форматах, в том числе в цифровой среде (читательская и визуальная грамотность + цифровая грамотность) (Добрякова, Фрумин, 2020) Чтение – это всегда творчество, речевая работа, активный процесс, опирающийся на жизненный опыт и духовную сферу читателя, на работу его воображения, памяти, мыслей и чувств. Поэтому от умения читать, извлекать необходимую информацию  зависит успех ученика и его желание учит ься

Чтение - универсальная техника получения знаний в современном обществе,

а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Смысловое чтение – это  восприятие графически оформленной текстовой информации и её переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А.А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В. и др.)

Читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности:

  • Умение находить и извлекать информацию
  • Умение интегрировать и интерпретировать

  • информацию
  • Умение оценивать содержание и форму текста
  • Умение использовать информацию из текста

Показатели сформированности читательских действий:

  • ГИА(ОГЭ, ЕГЭ, итоговое собеседование, итоговое сочинение);
  • ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ, КОНКУРСЫ

  • (международного, федерального, регионального, муниципального уровней).
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

  • СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

Требования к уровню читательской грамотности

  • осознанное и произвольное
  • построение речевого высказывания в устной и

    письменной форме

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели
  • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов
  • художественного, научного, публицистического и

    официально-делового стилей

  • поиск и выделение
  • необходимой информации.

  • применение методов
  • информационного

    поиска, в том числе с помощью

    компьютерных средств

Сравнительная характеристика учебно-познавательных задач, направленных на развитие академической и функциональной грамотности

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  • Моделирует ту или иную область научного познания;
  • Предполагает развитие причинноследственного, линейного мышления;
  • Конструируется на базе классической системы формирования понятий
  • на основе преимущественного использования индуктивного метода;

    Ученики осваивают систему понятий конкретной науки и их теоретические обобщения

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

  • Моделирует реальную жизненную ситуацию;
  • Ориентирует на нелинейное (вероятностное) мышление. Сложные системы нельзя описать только причинно-следственными связями;
  • Конструируется на базе концептов на основе преимущественного использования дедуктивного метода;
  • Ученики осваивают систему концептов, включающих предметные знания учеников, становятся опорой,
  • средством решения задач в реальных жизненных ситуациях

Типы ситуаций

  • 1 2
  • личные ситуации учебные ситуации ситуации

  • 3 4
  • общественные деловые ситуации ситуации

«Читать – значит выявлять смыслы, а выявлять смыслы – значит их именовать».

ВЫВОД:

  • учителя в школах не работают над развитием навыков читательской грамотности, в том числе потому, что заданий на развитие ЧГ нет в УМК (Цукерман, 2011), (Добрякова, Фрумин, 2020)
  • в учебниках преобладают сплошные тексты
  • например:

  • РЛанин Б. А. Литература. 9класс.: Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / Б. А. Ланин. Л. Ю. Устинова; под ред. Б. А.аздел “Классическая литература XIX века”.

Типы текстов

Сплошные тексты - без визуальных изображений

(газетные статьи, эссе,

романы)

  • Несплошные тексты
  • включают: графики; диаграммы; таблицы; карты, схемы; рисунки, фотографии, формы (анкеты и др.)нформационные листы и объявления.


Смешанные тексты

(веб-страницы,

журнальные статьи)

Составные тексты

(несколько обложек,

журналов разной

направленности)

составные (множественные),

включающие несколько текстов, каждый из

которых был создан независимо от другого и является связным и законченным.

АНАЛИЗ ЗАДАНИЙ УЧЕБНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ (по итогам исследования магистрантов программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ):

Анализ заданий на развитие ЧГ в двух линиях учебников по литературе

  • Как только ученик сталкивается с текстом не в учебной ситуации, то чтение такого текста вызывает определенные затруднения у школьников
  • Потому что
  • в современных

    учебниках русского языка и литературы в основном даны задания, которые формируют (и это, конечно, важно!) смысловое чтение в учебной ситуации.

  • Тексты «используются»
  • для решения учебных задач!!!

Особая значимость работы по формированию и оценке читательской грамотности связана с тем, что изменились цели школьного образования:

  • от освоения системы знаний
  • к формированию способности использовать
  • знания для решения различных задач, находить нужную информацию,

  • преобразовывать
  • информацию для создания новых знаний.

  • Основной особенностью текстов, служащих для формирования читательской грамотности, является постановка проблем, с которыми
  • подросток может столкнуться в своей повседневной жизни: по дороге в школу, на уроке, в общении с друзьями, родителями и т.д.

    Текстовая задача по читательской грамотности моделирует реальную ситуацию.

Необходимо четко понимать отличительные особенности заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

Было бы неправильным думать, что чтение непрерывных (сплошных) текстов − включая литературные тексты – теряет свою ценность.... НО

  • поиск и извлечение информации «Прочитайте фрагмент из
  • книги В. Ключевского “Курс русской истории”. О каких особенностях психологии русского народа пишет автор?»;

  •  интеграцию и интерпретацию («Проанализируйте схему и расскажите о том, по каким направлениям происходит развитие словарного русского языка. Используйте материалы упражнений и свои примеры»);
  •  оценку («Прочитайте выписку из устава школы. Опираясь на сведения таблицы, данной в предыдущем упражнении, докажите принадлежность этого текста к официально-деловому стилю»)[3].
  • Но эти задания не выходят за рамки предметных знаний, т.к.

  • направлены на воспроизведение известного: условие четко определено,
  • понятен способ решения и его обоснование.

  • «Прочитайте правила сетевого общения, сформулированные Ю.
  • Андреевой и К. Турковой в книге “Русский без нагрузки”. Какие из них

    вы соблюдаете?»

    «Прочитайте два текста: словарную статью и выдержку из научно-популярной статьи. Дайте аргументированный и развернутый ответ: нужны ли репетиторы сегодня современным школьникам и какими качествами должен обладать репетитор?»

    !!! Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Решение

    многих ситуационных задач связано с анализом конкретных ситуаций.


 Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по русскому языку;

- в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся;

 - контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

- вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;

требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (русского языка, математики, физики и др.);

- используются иллюстрации: рисунки, таблицы;

Основные критерии заданий для формирования и оценки читательской грамотности:

- наличие ситуационной значимости контекста;

- необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области;

- новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО СЧИТАТЬ ДОБРЫМ?

Формат текста: составной

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ:

как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного

гарнитура.

Если человек живет, чтобы приносить людям добро, давать радость, то он оценивает себя как человека, желающего достойно прожить свою жизнь.

По-моему, главная жизненная цель не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах, а должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своим соотечественникам, к стране. Очень важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».