Файл: Психология труда 1 вариант.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Тольяттинский государственный университет

(наименование института полностью)

Гуманитарно-педагогический институт

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01 Психология

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №___
по учебному курсу «Психология труда, инженерная психология и эргономика»

(наименование учебного курса)


Обучающегося

Широбокова Елена Петровна







(И.О. Фамилия)




Группа

ПСХбд-1701в













Преподаватель

Божко Дарья Александровна







(И.О. Фамилия)





Тольятти 2023


Практическое задание 1. Психологическая система деятельности


Раздел 1. Трудовая деятельность как предмет изучения психологии труда

Выбранная для анализа профессия ___пожарный__________

Таблица 1

Составляющая деятельности

Возможные варианты или перечень

Мотив деятельности

Спасение человеческих жизней в чрезвычайной ситуации

Действия и соответствующие им цели

  • - самостоятельный выход людей в безопасном направлении, указанном сотрудником противопожарной службы;

  • - вывод спасаемых в сопровождении пожарных, когда пути спасания задымлены, либо состояние и возраст спасаемых вызывает сомнение в возможности их самостоятельного выхода из угрожаемой зоны;

  • - вынос людей, не имеющих возможности самостоятельно передвигаться;

  • - спуск спасаемых по стационарным и ручным пожарным лестницам, автолестницам и автоподъемникам, при помощи технических спасательных устройств (индивидуальные спасательные рукава и др.), когда пути спасания отрезаны огнем или дымом и другие способы спасания невозможны.




Условия и операции, соответствующие 1-му действию

  • - определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

  • - заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии




Условия и операции, соответствующие 2-му действию

  • - установку пожарного автомобиля на водоисточник с присоединением всасывающих рукавов и забором воды в насос;

  • - снятие с креплений пожарно-технического вооружения;

  • - проведение других подготовительных мероприятий в зависимости от местных условий




Условия и операции, соответствующие 3-му действию


  • - выбрать кротчайший , наиболее безопасный путь к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества.

  • - обеспечить их сохранность и защиту от повреждений путем установки рукавных мостиков и рукавных задержек.



Практическое задание 2. Применение метода фотографии рабочего дня


Раздел 2. Процессуальные психологические аспекты трудовой деятельности

Маркетолог-1







Задача


Время


Затраты времени


1


Приход на работу


8:00




2


подготовка к работе


8:00-8:05


5 мин.


3


подготовка к совещанию, сбор данных


8:05-9:00


55 мин.


4


совещание


9:00 – 10:30


1 ч. 30 мин.


5


личные нужды


10:30 – 10:45


15 мин.


6


работа с проектами


10:45 – 12:00


1 ч. 15 мин.


7


подготовка плана маркетинговых мероприятий к утверждению


12:00 – 13:00


1 ч


8


обед


13:00 – 14:00


1 ч


9


переговоры с заказчиками


14:00 – 14:30


30 мин.


10


личные нужды, пил чай


14:30 – 14:45


15 мин.


11


Осуществление работы по заключению договоров поставки


14:45 – 16:15


30 мин.


12


внесение данных в программу


16:15 – 17:00


45 мин.


У сотрудника-1 основная работа занимает 6 часов. На вспомогательные, ориентировочные, контрольные действия уходит 20 минут. Ошибочные и лишние движения – 10 минут. Паузы 1 ч 15 минут. Простои – 15 минут.

Индивидуальный стиль данного сотрудника быстрый, включенный в работу, старается как можно больше выполнить рабочих задач. Он активно участвует в коллективных делах, в работу включается быстро без замедлений. К концу рабочего дня замечаем некоторый спад активности, так как совершает попытки слишком много сделать за один раз.


Рекомендации для маркетолога-1:




  • Хорошая подготовка к работе


  • Влиять на фиксацию сроков


  • Избегайте действий, вызывающих обратную реакцию


  • Отклонять дополнительно возникающие неотложные проблемы


  • Избегать незапланированных импульсивных действий


  • Своевременно делать паузы / соблюдать размеренный темп


  • Небольшие однородные задачи выполнять сериями


  • Рационально завершать начатое


  • Использовать временные промежутки


  • Работать антициклично


  • Выкраивать спокойный час


  • Контролировать время и планы



Маркетолог-2







Задача


Время


Затраты времени


1


Приход на работу


8:00




2


подготовка к работе


8:00-8:10


10 мин.


3


подготовка к совещанию, сбор данных


8:10-9:00


50 мин.


4


совещание


9:00 – 10:30


1 ч. 30 мин.


5


личные нужды


10:30 – 10:40


10 мин.


6


работа с проектами


10:40 – 12:00


1 ч 20 мин.


7


подготовка плана маркетинговых мероприятий к утверждению


12:00 – 13:00


1 ч


8


обед


13:00 – 14:00


1 ч


9


переговоры с заказчиками


14:00 – 15:00


1 ч


10


личные нужды, пил чай


15:00 – 15:20


20 мин.


11


Осуществление работы по заключению договоров поставки


15:20 – 16:20


1 ч


12


внесение данных в программу


16:20 – 17:00


40 мин.



У сотрудника-2 основная работа занимает 5 часов. На вспомогательные, ориентировочные, контрольные действия уходит 30 минут. Ошибочные и лишние движения – 10 минут. Паузы 1 ч 20 минут. Простои – 20 минут.

Индивидуальный стиль данного сотрудника размеренный, медленный. Он не сразу включается в работу, ему необходима раскачка. Редко включается в коллективную работу. Однако эффективно справляется с поставленными рабочими задачами. Дезорганизованность, «заваленный» письменный стол, отсутствует четко отлаженная система, поэтому иногда может срывать сроки проектов.

Рекомендации для маркетолога-2:




  • Начинать день с позитивным настроением


  • Хорошо позавтракать и без спешки — на работу


  • Начинайте работу по возможности в одно и то же время


  • Перепроверка плана дня


  • Вначале — ключевые задачи


  • Приступать без «раскачки»


  • Согласовать план дня с секретарем


  • Утром заниматься сложными и важными делами


  • Завершить несделанное


  • Контроль за результатами и самоконтроль


  • План на следующий день


  • Домой — с хорошим настроением


  • Каждый день должен иметь свою кульминацию


Практическое задание 3. Применение схемы профессиограммы по Е.М. Ивановой


Таблица 2

Аналитическая профессиограмма начальника отдела кадров

Операционно-технологическая структура профессии

Психологическая структура деятельности

Профес­сиональ­ные функции

Профессиональные задачи

Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач

Цели действий

Психологи­ческая характе­ристика действий

Психические процессы и свойства, обеспечивающие их протекание (профессионально важные качества)

Прием на работу


Изучить документы поступающего на работу

Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные

Оценить

Когни­тивные (сопо­ставление)

Мышление

репродуктивное, словесно-логическое, восприятие зрит., память долговременная и оперативная, внимание устойчивое

Выяснить причины поступления на работу: пожелания поступающего

Интересы, личные профес. планы, общая и специальн. подготовка, информирован­ность о профессиях или профессии, социальное и семейное положение

Познать

Комму­никатив­ные (по­буждение к обще­нию)

Когни­тивные (обобще­ние)

Общение: речь, мышление словесно-логическое, восприятие (социальное), внимание устойчивое, избирательное, эмпатия, эмоцио­нально-волевая устой­чивость

Мышление продуктивное, словесно-логическ.

Мышление образное (невербальное), память оперативная, образная

Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу

Нормативы:

соц.-экономич.,

соц.-правовые,

соц.-психол. и микроклимат. услов. труда, планы комплектования предпр. кадрами; данные поступающего: возраст, пол, здоровье, профес. подготовка

Спрогно-зировать

Когни­тивные (обобще­ние)

Мышление продуктив­ное, словесно-логическое, образное (невербальное), внимание из­бирательное, память долговременная, образ­ная, оперативная, эмо­ционально-волевая ус­тойчивость

Познакомить поступающе-го на работу с функциями, правилами, правами и перспективами профессии

Должностные инструкции, условия и оплата труда, перспективные планы развития данной профессии, специальности

Инфор­мировать

Комму­никатив­ные (по­буждение к дейст­вию)

Общение: речь, восп­риятие (социальное), внимание устойчивое, избирательное, мышле­ние продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное, эмпатия

Бланк выполнения задания 3



Таблица 3

Аналитическая профессиограмма

Профессия _______________________________

Операционно-технологическая структура профессии

Психологическая структура деятельности

Профес­сиональ­ные функции

Профессиональные задачи

Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных задач

Цели действий

Психологи­ческая характе­ристика действий

Психические процессы и свойства, обеспечивающие их протекание (профессионально важные качества)

анализ рынка, изучение сходных продуктов, торговых марок, конкурентов.


Подбор конкурентов (составление списка конкурирующих предприятий, которых считаете ключевыми) 


гражданское право, трудовое и хозяйственное законодательство; правила и нормы охраны труда.

методики анализа рынка;


информировать


когнитивные (сопоставление)


аналитическое мышление;

наблюдательность;

социально-психологическая интуиция;

долговременная память





Анализ активности (составление расширенного семантического ядра запросов, используя примерно 20 запросов на каждую категорию)


основы экономики, коммерции, рекламы;


проанализировать


аналитические способности


умение получать и обрабатывать нужную информацию, оценивать, сравнивать и усваивать ее;

высокий уровень понятийного мышления




Сегментация (группировка информации по группам и оценка масштаба конкурентного поля).















Практическое задание 4. Мотивация трудовой деятельности


Раздел 2. Процессуальные психологические аспекты трудовой деятельности






Таблица 5