Файл: Федеральное агентство связи федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Различение способностей: сила воображения – поскольку она отлична от способности понимания – не является необходимой составной частью моей сущности, или, иначе говоря, сущности моего ума. Если бы она у меня отсутствовала, я все равно, без сомнения, оставался бы тем же, кто я есть ныне.

Из этого, видимо, следует, что сила воображения зависит от чего-то отличного от меня самого. Но я легко постигаю, если бы существовало какое-то тело, с коим мой разум был бы сопряжен таким образом, что был бы в состоянии по своему произволу это тело рассматривать, могло бы статься, что именно поэтому я был бы способен воображать телесные предметы.

Вывод: этот модус мышления отличается от чистого постижения лишь тем, что мысль, когда она постигает, некоторым образом обращена па самое себя и имеет в виду одну из присущих ей самой идей, когда же мысль воображает, она обращена на тело и усматривает в нем нечто соответствующее идее – умопостигаемой или же воспринятой чувством. Значит, два способа мышления – рефлексивное и объектное (посредством воображения).

Нахожу в себе способность мыслить с помощью неких особых модусов – например, с помощью способности воображения и чувственного восприятии. Могу мыслить ясно и отчетливо без них, но не могу, наоборот, помыслить их без себя – мыслящей субстанции, коей они присущи. Они в своем формальном понятии содержат некоторый интеллект. Они отличаются от меня как модусы – от вещи. Отсюда, зависимый характер тела от ума, приоритет ума, рационализм.

Также усмотрение или опознание других способностей, таких, как способность к перемещению, способность принимать различные позы и т. п. Эти способности так же, как вышеупомянутые, невозможно помыслить без субстанции, коей они были бы присущи.

Вывод: они не могут без нее существовать.

Обоснование: ведь ясно, что, если они существуют, они должны быть связаны с телесной, или протяженной, субстанцией, но не с мыслящей и постигающей. В их понятии ясно и отчетливо содержится некая протяженность, но никак не интеллект.

У меня имеется также некая пассивная способность чувственного восприятия, или, иначе говоря, восприятия и познания идей чувственных вещей, но я никак не мог бы ею воспользоваться. Если бы наряду с нею не существовала – у меня ли или у кого-то другого – некая активная способность образовывать и производить такие идеи. Однако эта активная способность никак не может быть присуща мне самому. Она не предполагает никакого умопостижения. Указанные идеи производятся ею без моего участия и даже часто вопреки моей воле, это аффекты тела.


Вывод: что либо она содержится в какой-то иной, отличной от меня субстанции, в которой, таким образом, должна присутствовать – формально или по преимуществу – вся та реальность, коя объективно присутствует в идеях, создаваемых благодаря указанной способности, либо сама эта субстанция – тело, или телесная природа, в которой формально содержится все то, что в идеях присутствует объективно.

Выводы: Бог является связью между человеческой душой и человеческим телом. Душа, которая опирается на гарантированную Богом же способность познания выносить суждение о том, что указанные ощущения проистекают не только из нее одной, так как она - вещь мыслящая, но помимо этого она связывается с какой-то иной протяженной вещью, которая движется благодаря расположению своих органов.

Заключение


Итак, Декарт рассматривает вначале данные чувственного опыта на основании несоответствия действительности их восприятия во снах, кроме того, и в состоянии бодрствования в некоторых случаях. Ложной также оказывается и идея человеческого тела, так как оно также фиксируется посредством органов чувств. Помимо этого, французский мыслитель также и математические доказательства относил к сомнительным основаниям. Но, тем не менее, он считал их более истинными в силу характера их природы врожденной и идеальной для человеческого существа. Таким образом, отсюда Декарт допускает ложность всего содержания сознания. Так как, это метод от противного, Декарт опровергает эти предположения, так как сомнение как акт мышления является самореферентным. Он полагает, что мы не можем сомневаться в том, что пока мы сомневаемся, мы существуем. Именно в мышлении, которое, наряду с волей, относится к сознанию или разуму, Декарт видит основу всякой очевидности, основу познания. Только мышление дано нам непосредственно. Даже более того — только путем мышления мы можем убедиться в своем существовании. Отсюда первая истина в философии Декарта - cogito ergo sum (я мыслю, следовательно, существую). Из очевидного, истинного характера собственного бытия и того, что эта истинность может быть постигнута мышлением, которое представляет свой предмет достаточно ясно, Декарт делает вывод, что все, что нам ясно и отчетливо дается, является истинным.

Основой такого подхода к истине выступает идея о врожденности знания. Врожденность знания у Декарта – это, как и эйдосы у Платона – некоторый компромисс в попытке выяснить проблему соотношения знания и действительности. Сама действительность у Декарта не мыслится как единственный пространственно-временной континуум, соединяющий в познавательном отношении фактическую и ментальную реальности.



Познание с очевидностью нам дает наш разум, наше мышление, которое не может ошибаться. Однако и в действиях разума возможны ошибки, Декарт признает это. Но, говорит он, к самому разуму эти ошибки не имеют никакого отношения, их источник воля, произволение. Наши ошибки — это следствия нашей свободной воли, которой дано выбирать между истиной и ложью. Что к нашему разуму не имеет никакого отношения. Декарт отождествляет душу только с ра­зумом, тем самым перенося эстетическое нача­ло из чувства в умственное постижение гармо­нии бытия и конструирование науки, картины мира. Человеческий разум несовершенен, но, тем не менее, он не является источником заб­луждений. В этом смысле разум несет частицу божественного совершенства. Понятие Бога в систематической философии Декарта имеет несколько различных функций; так как оно понимается, как которое обосновывает все остальные понятия, то оно имеет следующие функции: онтологическую (Бог как высшая реальность, основоположение бытия); эпистемологическую (Бог как основание познавательного процесса).

Список использованной литературы


  1. Декарт Р. Размышления о первой философии URL: [Электронный ресурс] http://psylib.org.ua/books/dekar02/txt08.htm (дата обращения: 26.01.2020)

  2. Патлач А.И. Концептуализация картезианского учения о сознании//Вопросы философии. – 2012. - №4. С. 48-52.

  3. Писарчик Л.Ю. Р. Декарт и классицизм//Вестник МГУ. Гуманитарные науки. – 2013. - №1. С. 41-56.