Файл: Современные образовательные технологии в профессиональном образовании (на примере еккиИ).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По уровню применения выделяются:

  • общепедагогические;

  • частнометодические (предметные);

  • локальные (модульные) технологии.

По философской основе:

  • материалистические и идеалистические;

  • диалектические и метафизические;

  • научные и религиозные;

  • свободного воспитания и принуждения;

  • и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития:

  • биогенные;

  • социогенные;

  • психогенные.

Личность есть результат совокупного влияния этих технологий и можно учитывать и делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

По научной концепции усвоения опыта выделяют:

  • ассоциативно-рефлекторные;

  • бихевиористские;

  • гештальттехнологии;

  • развивающие и другие.

По ориентации на личностные структуры:

  • информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков);

  • операционные (формирование способов умственных действий);

  • технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности);

  • эвристические (развитие творческих способностей).

По характеру содержания и структуры:

  • технологии обучающие и воспитывающие;

  • светские и религиозные;

  • различные отраслевые.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение взрослых к ребенку.

Здесь выделяют несколько типов технологий:

  • технология сотрудничества реализует равенство, партнерство в отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки;

  • технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в сфере его жизнедеятельности;

  • авторитарные технологии. В которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик лишь «объект». Они отличаются жесткой организацией, применением неоспоримых требований.

И, наконец, технологии большого класса определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Комбинированная технология характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.


По направлению модернизации традиционной системы выделяют следующие группы технологий:

  • педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение);

  • природосообразные, использующие методы народной педагогики, отражающиеся на естественных процессах развития ребенка;

  • альтернативные: вальдорфская педагогика, технология свободного труда;

  • педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования учебного материала, укрупнение дидактических единиц.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • разноуровневое обучение;

  • коллективную систему обучения;

  • технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

  • исследовательские методы в обучении;

  • проектные методы обучения;

  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии и др. [2]



1.2. Кейс-технологии как один из видов образовательных технологии


Рассматриваются ключевые образовательные технологии открытого образования:

  • технологии работы с текстовыми источниками различной природы,

  • методы проблемного анализа,

  • методы групповой работы,

  • технологии организации дискуссий,

  • метод проектов,

  • различные модели оценивания результатов образовательного процесса,

  • кейс-метод. [23]

Rейс-метод или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Суть кейс-метода заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Как очень точно заметил И. Фрумин, «надо проанализировать конкретную ситуацию и выделить из нее «уроки» общего характера, универсальные правила. [11, с 9]

Непосредственная цель метода кейс-метода – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию — case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Кейс-метод позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе творческий процесс, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности студентов по производству известного в науке знания, его можно также применять и для получения принципиально нового знания. В западных странах кейс-метод используется не только как обучающий метод, но и как эффективный метод исследования. [13, с 2]

Кейс - метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале 20-го века. В 1920 г. после издания сборника кейсов, деканом Wallace В. Donham был осуществлен перевод всей системы обучения менеджменту в Гарвардской школе на методику CASE STUDY (обучение на основе реальных ситуаций). В последнее время кейс - методы обучения нашли широкое, распространение в медицине, юриспруденции, математике, культурологии и политологии. В России кейс - технологии больше известны разработчикам информационных систем и баз данных, чем педагогам и методистам. [16, с 1]


В настоящее время сосуществуют две классические школы кейс-метода — Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы. Американские кейсы больше по объему (20-25 страниц текста, плюс 8-10 страниц иллюстраций), европейские кейсы в 1,5-2 раза короче.

Идеи кейс-метода (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

  1. Метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, истина в которых плюралистична, т.е. нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

  2. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.

  3. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

  4. Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т.е. в роли диспетчера процесса сотворчества.

  5. Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

  6. В кейс-методе преодолевается классический дефект традиционного обучения, связанный с «сухостью», неэмоциональностью изложения материала — эмоций, творческой конкуренции и даже борьбы в этом методе так много что хорошо организованное обсуждение кейса напоминает театральный спектакль.


Кейс-метод — инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно высказать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить

Конкретная ситуация (или кейс) - это письменно представленное описание определенных условий из жизни организации, группы людей или отдельных индивидов, ориентирующее слушателей на формулирование проблемы и поиск вариантов ее решения. [17]

По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда - оценка сложности решения. Для проектных кейсах в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.

По источник информации. В этом случае большой интерес представляют описания реальных ситуаций, почерпнутых из практики, литературы или опыта преподавателя. В то же время нередко в учебной практике ф используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях.

По субъекту представления информации о ситуации. В одних случаях им может быть преподаватель, в других - ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.

По дидактическому основанию, когда в качестве кейса на учебном занятии анализируется актуальная для учащихся практическая проблема. В этом случае существенно меняется учебная ситуация и позиция учителя.

Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;

  • иметь соответствующий уровень трудности;

  • иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни;

  • не устаревать слишком быстро;

  • быть актуальным на сегодняшний день;

  • иллюстрировать типичные ситуации;

  • развивать аналитическое мышление;

  • провоцировать дискуссию;

  • иметь несколько решений.

У кейс-метода есть свои признаки и технологические особенности, позволяющие отличить его от других методов обучения.