Файл: Современные образовательные технологии в профессиональном образовании (на примере еккиИ).docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Образовательные технологии и её виды
1.2. Кейс-технологии как один из видов образовательных технологии
2.1. Краткая характеристика ЕККиИ
2.2. Разработка кейсов для предмета «менеджмент культурной и досуговой деятельности»
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
-
Методические рекомендации для преподавателей
Например: предлагаемый кейс может применяться при проведении занятий по таким дисциплинам как «Инвестиции», «Инвестиционный менеджмент», «Инвестиционный анализ», «Экономическая оценка инвестиций, а также дисциплинам, в рамках которых рассматриваются вопросы обоснования и реализации инвестиционных решений. Занятие по решению данного кейса рекомендуется проводить на протяжении двух академических часов без предварительной подготовки студентов вне аудитории.
-
Действия преподавателя при использовании кейса:
Например:
-
Подготовительная работа:-
подготовка (обновление) кейса; -
определение технологической модели занятия.
-
-
Работа с кейсом в аудитории:-
вступительное слово преподавателя, постановка цели и задач работы над кейсом; -
распределение студентов по мини-группам (2-5 чел.)*; -
определение основных требований к формату и регламенту презентаций; -
организация работы студентов в мини-группах; -
организация презентации решений; -
организация общей дискуссии; -
подведение итогов дискуссии преподавателем; -
оценка преподавателем результатов проделанной работы.
-
* при небольшой численности студентов в группе рекомендуется индивидуальное выполнение задания.
Кейс может быть дан как в качестве индивидуального задания, так и в качестве группового задания для анализа, решения и последующей презентации (защиты) полученных результатов. В целях «погружения» участников занятия в ситуацию можно воспользоваться методом разыгрывания ролей, «мозгового штурма», других форм обсуждения.
Объясняя участникам занятия задачи работы с кейсом, необходимо определить критериальную систему, в соответствии с которой результаты работы будут оцениваться. Например, презентация решения креативного (открытого) кейса может оцениваться по критериальной системе, приведенной в табл.2.
Таблица 1. Пример оценочной системы в кейс-технологии
№ п/п | Наименование критерия | Оценка (баллы) | Команды участников | |||
| | | | |||
1 | Содержательность (полнота проработки задания, отражающая наличие решения всех поставленных задач) | 0-10 | | | | |
2 | Обоснованность (глубина проработк предложенных решений, их реалистичность, использование различных методов анализа) | 0-10 | | | | |
3 | Инновационность (степень новизны предложенных решений) | 0-10 | | | | |
4 | Качество оформления презентации (логичность изложения материала, информативность и эстетические качества презентации, креативность в оформлении) | 0-10 | | | | |
5 | качество выступления (соблюдение регламента выступления, ответы на вопросы, командная работа) | 0-10 | | | | |
ИТОГО | 0-50 | | | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для наилучшего освоения профессиональных умений недотатчоно просто предоставить теорию. Студент должен быть готов к профессиональной деятельности и уметь правильно решать задачи и проблемы. Поэтому кейс-технологии, которые позволяют научить студента анализировать возникшие ситуации и оперативно её решать, являются самыми эффективными технологиями для профессионального обучения.
Само понятие «технология» заключает в себе некую универсальность: в отличие от конкретной частной методики технология может быть применима на самых разных учебных предметах. Например, при организации проблемного или модульного, индивидуального или дифференцированного, личностно ориентированного или интерактивного обучения необходимы: учёт возрастных особенностей, оптимальная персонификация образовательного процесса, создание адаптивной образовательной среды…Цели и задачи, поставленные учителем, могут быть различными, путь их достижения часто имеет общие компоненты. В этом отношении технологии как форма воплощения педагогических задач оказываются всегда своевременными. [22]
Надо отметить, что идеи этого метода довольно просты. Во-первых, метод предназначен не для получения знания по точным наукам, а по тем дисциплинам, истина в которых плюралистична. Т.е. нет однозначного ответа на познавательный вопрос, а есть несколько ответов которые могут соперничать по степени истинности. Задача преподавания здесь сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.
Во-вторых, акцент образования здесь переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя. Отсюда принципиальное отличие кейс-метода от традиционалистских методик - демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе обсуждения проблемы.
В-третьих, результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
В-четвертых, технология метода довольно проста. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить. Эта модель представляет собой текст объемом от нескольких до нескольких десятков страниц, который и называют "кейсом". Студенты предварительно прочитывают и изучают кейс, привлекая к этому материалы лекционного курса и другие самые различные источники информации. После этого идет подробное обсуждение содержания. При этом
преподаватель выступает в роли ведущего, генерирующего вопросы, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию, т. е. в роли диспетчера процесса сотворчества.
В-пятых, несомненным достоинством метода является не только получение знаний и формирование практических навыком, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования. [20]
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Алтайцев, А.М. Аналитический обзор № 4 международных тенденций развития университетского образования. / А.М. Алтайцев, М.Ф. Гербовицкая, А.М. Корбут, Д.Ю. Король, Ю.Э. Краснов, Т.И. Краснова, А.В. Харченко, Л.А. Ященко. – Минск: БГУ, 2002. – 72с. -
Аттестация педагогических работников : Современные педагогические технологии. Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii -
Аркусова, И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения). / И. В. Аркусова. -
Байбородова, Л.В. Технологии педагогической деятельности. Часть I. Образовательные технологии: учебное пособие / под общ. ред. А.П.Чернявской, Л.В.Байбородовой. — Ярославль: ЯГПУ, 2012. — 311 с. -
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько - 1989 -
Википедия: Образовательные технологии. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Образовательные_технологии -
Еркина, С.Л. Современные образовательные технологии. / С.Л. Еркина. – 20с -
Издания Центра проблем развития образования Белорусского государственного университета: Современные образовательные технологии. Режим доступа: http://charko.narod.ru/tekst/an4/1.html -
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова : Современные педагогические технологии как объективная потребность . Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11 -
Козина, И. CASE STUDY: Некоторые методические проблемы. / Ирина Козина. – Самара: Рубеж № 10 – 11. – 13с. -
Кузнецова, И. Кейс-стади в образовании: Сборник материалов для создателей кейсов с электронным сопровождением / Под ред. И. Кузнецовой. - М., 2007. – 190с. -
Митина, Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы. / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова. — 2013. - 345-349с. http://www.moluch.ru/archive/48/6062/ -
Ожегова, Л. А. Метод case studies как эффективная форма обучения студентов географических специальностей / Л. А. Ожегова . –ТНУ им. В.И. Вернадского. – 2012. – 96с. -
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие. / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с. -
Слонова, А.В. Сборник материалов по образовательным технологиям Творческий коллектив. \ А.В. Слонова -
Смолянинова, О.Г. Кейс - метод обучения студентов. / О.Г. Смолянинова. – 10с. -
Современные технологии обучения: общая характеристика, особенности реализации. Режим доступа: http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/tech.htm -
Современные педагогические технологии. – 2014 – 20с -
Современные педагогические технологии . Режим доступа: http://pedtehno.ru -
Сурмин, Ю. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика. / Юрий Сурмин -
Учительский портал: Современные образовательные технологии. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1305 -
Фестиваль «Открытый урок»: Семинар для директоров школ "Современные образовательные технологии". Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/527424/ -
Школа на ладони: Современные образовательные технологии. Режим доступа: http://contest.schoolnano.ru/programs/edu_tech_2015/ -
Электронное образование в Республике Татарстан: Об учреждении. Режим доступа: https://edu.tatar.ru/elabuga/page892.htm/page968103.htm -
Юнина, Е.А. Педагогическая психология: социально-личностное образование; учебно-методическое пособие. / Е.А. Юнина. - Пермь: ПРИПИТ, 2004. - 92 с.