Файл: Дудьев В. П. Психомоторика слов справ. В. П. Дудьев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Диаграмма 4

Уровни развития моторики и зрительно-моторной координации в контрольной и экспериментальной группах


Двигательная система детей с дизартрией запаздывает в развитии. Дошкольники с трудом овладевают многими умениями и навыками самообслуживания (шнурование, застегивание, расстегивание пуговиц и т. д.) Многим детям тяжело выполнять отдельные рисовальные движения даже самые простые; движения рук у них скованные, неуверенные, изображенные линии часто хаотичны, набегают одна на другую, нет точности направления руки. В итоге появляется страх перед выполнением задания, напряженность. Дети переживают, что у них не все получается.

Таким образом, в результате проведенного исследования мы установили, что уровень развития зрительно-моторной координации детей дошкольного возраста с дизартрией ниже, чем у детей в норме. У детей с дизартрией гораздо чаще, чем у детей в норме наблюдается неровность линий, выход за контуры, несоответствие размеров и форм образцу, несоблюдение расположения элементов рисунка между собой. Среди детей с дизартрией не выявлено дошкольников с высоким уровнем зрительно-моторной координации, а количество детей с низким и высоким уровнем распределено поровну. Для сравнения в контрольной группе детей с низким уровнем выявлено не было, с высоким уровнем - 2 ребенка, со средним - 3 детей.

3.2.Описание формирующей работы по развитию мелкой моторики у детей с дизартрией


Содержание коррекционной деятельности отражено в таблице 1.

Таблица 1.

Содержание коррекционной деятельности


Содержание коррекционной деятельности

Задачи

Развитие общей и мелкой моторики

-развивать у детей мелкую моторику рук, прививать навык прослеживания глазами за действиями рук.

-развивать точные соотносящие внешние практические действия.

-развивать умение вводить геометрические фигуры и другие изображения по трафаретам, пунктирным линиям, но через кальку.

-развивать умение правильно нанизывать бусы, колечки, обучать шнуровке.

-обучать детей работе с мозаикой: знакомить с рабочим полем, умениям заполнять рабочее поле фишками, выкладывать горизонтальные, вертикальные линии, орнаменты, отдельные фигуры и предметы, несложные композиции.

-обучать умению проводить прямые, ломанные, волнистые линии от заданного начала к заданному концу, между границами или заданному образцу.

-обучение приемам рисования геометрических фигур, предметов несложной формы.

-развивать координацию «глаз-рука», прослеживающую функцию глаз.


Развитие и укрепление глазодвигательных мышц

Элементы артикуляционной гимнастики

Формирование сенсорных эталонов

1.Формирование сенсорных эталонов, уточнение их. Формирование представлений о системе сенсорных эталонов.

2.Обучение умению пользоваться сенсорными эталонами при анализе свойств и качеств предметов.

3.Развитие сенсорных операций как части обследовательских перцептивных действий.

4.Ознакомление с предметами окружающего мира, их основными свойствами на уровне их узнавания, называния.

Обучение ориентировке в пространстве

1.Обучение ориентировке в схеме своего тела.

2.Формирование пространственных представлений.

3.Обучение ориентировке в окружающем пространстве.

4.Обучение ориентировке на микроплоскости.

5.Обучение детей моделированию предметно-пространственных отношений.

6.Обучение ориентировке в пространстве с помощью схем и планов пространства.

Развитие зрительно-моторной координации

Формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действия рук и глаз в различных видах деятельности:

  • совершенствование восприятия движущихся предметов;

  • развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении зрительной задачи;

  • развитие мелкой моторики и осязания;

  • коррекция изобразительных навыков;

  • развитие координации «глаз-рука» в предметно-практической деятельности детей.







Основная коррекционно-развивающая задача первого направления работы -это развитие общей и мелкой моторики.

Работа по развитию общей моторики проводится при участии речи, так как речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.

Основная задача 2 блока- это развитие и укрепление глазодвигательных мышц, расширение поля зрения, профилактика зрительного напряжения. Работа в данном направлении может осуществляться через включение в коррекционно-развивающее занятие зрительных гимнастик по лексическим темам, что позволяет логично включать эти упражнения в любое занятие. На этом этапе работы дети активно «рисуют глазами». Сначала по наглядно-демонстрационному образцу, затем по словесной инструкции.

Задачи 3 блока «Формирование сенсорных эталонов»:

-расширять и углублять знания о свойствах и качествах предметов в условиях различных видов деятельности детей. Соотносить соответствующие сенсорные качества, с реальными предметами. Учить группировать предметы по двум сенсорным признакам (цвет и форма, цвет и величина).

-закреплять знания об основных цветах спектра и познакомить с оранжевым и коричневым цветом.

-учить зрительным способом, узнавать и называть в окружающих предметах светлые и темные тона четырех основных цветов.

-учить локализовать оттенки при прямом и обратном контрасте.

-учить узнавать, различать и называть цветовое окружение реальных предметов при разной освещенности.

-стимулировать зрительно-поисковую деятельность на обобщенное понятие «цвет», «оттенок».

-познакомить с понятием «прямоугольник».

-учить выделять по силуэтному (контурному) изображению квадрат, круг, треугольник.

-учить узнавать треугольник в двух положениях.

-закреплять зрительный способ анализа формы предметов, состоящих из двух простых форм.

-закреплять обобщающие понятия: форма предмета.

-совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длинна, ширина, высота).

-развивать зрительную дифференцировку величины предметов: зрительно выделять и располагать в ряд три-пять предметов в малом и большом пространстве.


-активизировать словарь за счет употребления слов: длинный-короткий, высокой-низкий

В процессе обучения по представленной программе решаются задачи обучения ориентировке в пространстве (4 блок):

- умений ориентироваться на собственном теле, то есть «на себе»;

- полисенсорного восприятия окружающего пространства и расположенных на нем предметов;

- ориентировки в микропространстве (на листе бумаги, тетради, книги, альбомном листе, на фланелеграфе, на поверхности стола, парты, магнитной доски и т.д.);

- ориентировки в макропространстве (замкнутом - помещения группы, детского сада; открытом - участок группы, территория детского сада, ближайшая улица) с точкой отсчета «от себя»;

- ориентировки в макропространстве (замкнутом и открытом) с точкой отсчета «от предметов» («между предметами»);

- ориентировки с помощью схем и планов, умения «читать» их.

-блок работы предполагает собственно развитие зрительно-моторной координации, опираясь на базу, сформированную в ходе работы по двум предыдущим блокам. Для работы в данном направлении могут быть использованы различные графические задания в прописях:

Задания на штриховку. При выполнении упражнений данного вида нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины.

-Рисование по точкам или клеточкам.

-Дорисовывание незаконченного рисунка.

-Лабиринты.

Цель графических упражнений:

1) научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма;

2) научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу

вверх;

3) проводить линии в различных направлениях;

4) проводить изогнутые линии с поворотом, петлеобразные линии;

5) воспитывать умение сосредотачиваться.
Как осуществлялась работа на этапе формирующего эксперимента?

3.3.Оценка эффективности формирующей работы


После проведения коррекционно-развивающей работ с дошкольниками с дизартрией проведено повторное исследование моторики и зрительно-моторной координации по тем же методикам. Опишем полученные результаты.

Так, согласно результатам проведения методики «Зрительно-моторная координация» (по О.Б.Иншаковой), в нашей группе высокий уровень выявлен у 2 детей, средний - у 3 детей. Все дети достаточно хорошо справились с заданием, хотя и наблюдались незначительные отклонения от контура рисунка. Низкий уровень в при повторном обследовании выявлен не был.

Ранее в экспериментальной группе у 3 детей был диагностирован средний уровень зрительно-моторной координации- в целом они справились с заданием, хотя контуры оказались неровными. У 3 детей диагностирован низкий уровень зрительно-моторной координации, так как у них контуры значительно выходили за рисунок, наблюдалась угловатость линий, неточность.

Результаты проведения методики представлены на диаграмме 5.

Диаграмма 5

Результаты повторного проведения методики «Зрительно-моторная координация» (по О.Б. Иншаковой) в экспериментальной группе



Таблица! И вдруг пропала контрольная группа!

Оценка зрительно-моторной координации по тесту Бендера показала, что в нашей группе у 2 детей диагностирован высокий уровень выполнения заданий- их рисунки соответствовали образцу по размеру, пропорциям, расположению элементов. У 3 детей были отмечены незначительные отклонения от образца, в результате чего они были отнесены к среднему уровню. Низкий уровень в контрольной группе выявлен не был.

Ранее в этой группе детей с высоким уровнем зрительно-моторной координации по данной методике выявлено не было. Средний уровень был диагностирован у 4 детей с дизартрией -у них отмечались некоторые несоответствия с образцом, но в целом с заданием дети справились. У 6 детей с дизартрией был диагностирован низкий уровень зрительно-моторной координации по тесту Бендера-у них отмечались значительные отклонения по размеру фигур, расположению элементов, несоответствие формы образцу.