Файл: Дудьев В. П. Психомоторика слов справ. В. П. Дудьев.docx
Добавлен: 25.04.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Первую главу переделать по содержанию, которое я написла
Глава 1.Теоретические аспекты дизартрии и мелкой моторики
1.1.Понятие и сущность дизартрии
1.3.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Глава 2. Анализ и выбор методик диагностики и коррекции
2.1. Анализ методик диагностик
2.3. Основные направления работы по коррекции мелкой моторики у детей с дизартрией
3.1.Констатирующая диагностика состояния мелкой моторики у детей с дизартрией
3.2.Описание формирующей работы по развитию мелкой моторики у детей с дизартрией
Полученные данные отражены на диаграмме 6.
Диаграмма 6
Результаты повторной оценки зрительно-моторной координации по тесту Бендера
Оценка зрительно-моторной координации по методике «Домик» (Н.Н.Гуткиной) показала, что в нашей группе у 2 испытуемых выявлен высокий уровень, то есть дети достаточно точно выполнили копирование образца, правильно учли размер деталей, их соотношение и количество на рисунке, наклон линий. У 4 детей был выявлен средний уровень, то есть у них были отмечены некоторые неточности в воспроизведении образца. Низкий уровень в контрольной группе выявлен не был.
При первичном обследовании в этой группе у детей с дизартрией не был выявлен высокий уровень зрительно-моторной координации по методике «Домик». У 3 детей был диагностирован средний уровень, то есть наблюдались некоторые неточности копирования образца. У 3 детей был диагностирован низкий уровень- было выявлено достаточно много ошибок при выполнении задания, несоответствие образцу.
Полученные результаты представлены на диаграмме 7.
Диаграмма 7
Результаты повторного проведения методики «Домик»
После проведения всех методик, мы определили общий уровень развития моторики и зрительно-моторной координации детей. При повторном обследовании в экспериментальной группе к высокому уровню были отнесены 2 ребенка, к среднему - 3 детей. К низкому уроню не было отнесено ни одного ребенка. Полученные данные отражены на диаграмме 8.
Диаграмма 8
Уровни развития моторики и зрительно-моторной координации по результатам повторного обследования в экспериментальной группе
Таким образом, проведенная коррекционно-развивающая работа по развитию моторики и зрительно-моторной координации оказалась эффективной.
Заключение
Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных ученых позволил сделать вывод о том, что мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и скелетной систем, часто в сочетании со зрительной системой при выполнении мелких и точных движений руками, пальцами рук и ног. Основными показателями сформированности мелкой моторики являются:
хорошая координация движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп движения рук, правильное удержание позы.
Развитие врожденных двигательных навыков заключается в созревании соответствующих морфологических субстратов биологически обусловленного мозга и накоплении на этой основе индивидуального двигательного опыта, который приобретается исключительно в процессе вербального общения с людьми и в окружающей среде. Развитие двигательных навыков – сложный процесс. Моторное развитие наиболее активно происходит в первый год жизни, что связано с наиболее быстрыми темпами созревания мозга. Интенсивное развитие мозга продолжается в течение пяти лет. Спонтанное совершенствование моторики начинается, когда ребенок учится подчинять свои движения вербализованным требованиям взрослого, после чего речь становится средством, с помощью которого ребенок организует свое собственное двигательное поведение.
На сегодняшний день отмечается большой прирост детей имеющие невропатологические патологии, в том числе дизартрии.
В дополнение к речевым нарушениям, у детей с данным нарушениям имеются особенности двигательной сферы, в том числе моторики и зрительно-моторной координации. В своем эмпирическом исследовании мы выявим особенности моторики детей с дизартрией.
Анализ учебной и методической литературы показал, что дети с легкой степенью дизартрии проходят все те же этапы развития, что и дети в норме, но этот процесс замедлен, так как у данной группы детей происходит отставание и искажение самого процесса формирования слуха и речи. У них страдают неречевые функции: моторика, внимание, память. Это могут быть дети с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и фонетическим недоразвитием речи. Дети имеют особенности в артикуляции и мимике. Поэтому обследование нужно проводить комплексно, изучая состояние речевых и неречевых функций. Затем следует проводить систематическое специальное обучение, направленное на развитие моторных навыков, преодоление дефектов звуковой стороны речи
, фонематических процессов, развитие лексического запаса и грамматического строя речи у детей с дизартрии.
Мы исследовали особенности моторики и зрительно-моторной координации детей с дизартрией и сравнили полученные результаты с результатами детей с нормальным развитием. В результате проведенного исследования мы установили, что уровень развития моторики и зрительно-моторной координации детей дошкольного возраста с дизартрией ниже, чем у детей в норме. У детей с дизартрией гораздо чаще, чем у детей в норме наблюдается неровность линий, выход за контуры, несоответствие размеров и форм образцу, несоблюдение расположения элементов рисунка между собой. Среди детей с дизартрией не выявлено дошкольников с высоким уровнем зрительно-моторной координации, а количество детей с низким и высоким уровнем распределено поровну. Для сравнения в контрольной группе детей с низким уровнем выявлено не было, с высоким уровнем - 2 ребенка, со средним - 3 детей.
Далее мы разработали и апробировали коррекционно-развивающую программу по развитию моторики детей с дизартрией. Работа по развитию общей моторики проводилась при участии речи, так как речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.
После реализации цикла занятий с детьми с дизартрией мы провели повторную диагностику. Показатели по всем методикам улучшились. Таким образом, проведенная коррекционно-развивающая работа по развитию моторики и зрительно-моторной координации оказалась эффективной
Список использованной литературы
-
Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогберашвили. – М.: 2001. -
Антакова-Фомина Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук [Текст] /. Л.В. Антакова-Фомина. - М.: Просвещение, 1974, Практические вопросы детской нейропсихологии: учебное пособие / Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, С.Н. Котягина, Е.Г. Гришина, Т.Ю. Гогвелашвили. - М.: 2001 -
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии - М.: АСТ – Астрель Хранитель, 2007. -
Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М. : Астрель, 2007. – 345 с. -
Асыкина, Н. А. Коррекция апраксических расстройств двигательной функции у детей с дизартрией [Текст] / Н. А. Асыкина. — Р-нД. : МарТ, 2002. – 189 с. -
Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учебных заведений / О. Л. Бадалян. — М. : Академия, 2000. — 384 с. -
Белякова, Л. И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л. И. Белякова, О. Ю. Филатова // Журнал «Дефектология». — 2007. — №3. — С.53-107. -
Белякова, Л. И. Логопедия [Текст] : Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. — М. : ВЛАДОС, 2009. — 287 с. -
Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Академия, 2010. – 284 с. -
Большакова, С.Е. : Обучение мелкой моторике рук [текст] / С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с -
Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с -
Васильева Е.И. Нервно-психическое развитие детей: учебно-методическое пособие для студентов /сост.: Е.И. Васильева; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2012. – 32с. -
Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и её топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. – 2-е изд., доп. и перераб. – Т.: Медицина, 1989. – 168с. -
Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : ACT: Астрель, 2006. — 141с. -
Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка [Текст] / Е. Н. Винарская. — М. : Просвещение, 1987. —165 с. -
Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер.М.: Просвещение, 1973. 175 с. -
Возрастная и образовательная психология / под ред. И.В. Дубровиной]. - М.: Академия, 2010. - 368 с. -
Волкова, Л. С. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш.учеб.заведений /Л. С. Волкова. — М. : ВЛАДОС, 2007. — 703 с -
Волкова, Л. С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи [Текст] : II часть Ринолалия. Дизартрия / Л. С. Волкова. — М. : Просвещение, 2008. — 364 с. -
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. — М. : Детство-Пресс, 2007. — 36 с. -
Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - М.: Академия, 2010. – 368 с. -
Дудьев В. П. Психомоторика: слов.-справ. / В.П. Дудьев. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 366 с. -
Дудьев В.П. Психомоторика и её мозговая организация: норма и патология. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – 360 с. -
Елсакова А. Н., Лисовская Н. Н., Соколова И. В. Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда. // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 33-34. -
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников.-М., 1973. -
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. Логопедия. Екатеринбург, 2000 .-386с. -
Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. - 384с. -
Калягин В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов. / Калягин В.А., Овчинникова Т.С. – СПб.: КАРО, 2008 – 432с. -
Карелина, И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств [Текст] / И. Б. Карелина // Дефектология. — 2000 — №1. — С. 24-26. -
Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – Екатеринбург : У -Фактория, 2004. — 224 с. -
Кондратенко, И. Ю. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте [Текст] : метод, пособие / И. Ю. Кондратенко. — М. : Айрис- пресс, 2005. — 224 с. -
Лавская Н. С., Ковалёва Т. П. Актуальные вопросы изучения и коррекции стертой дизартрии у детей // Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 512-514. -
Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Красанд, 2010. – 216с. -
Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвуов /Под ред.Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 680 с. -
Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие. – СПб.: Издательство «Союз», 2004. – 192 с. -
Лопатина Л.В. Развитие моторной функции и воспитание правильной артикуляции свистящих звуков у дошкольников со стертой формой дизартрии.-С.-Петербург, 1992. -
Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Текст] / Л. В. Лопатина. — СПб. : Просвещение, 2000. — 214 с. -
Лопатина, Л. В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций [Текст] : Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н.Шаховской, Т. В. Волосовец. — М. : Воронеж, 2003. — С.108 – 112 -
Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — С-Петербург : «Образование», 1994. — 215 с. -
Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников коррекция стертой дизартрии [Текст] : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб. : Союз, 2000. — 91с. -
Мартынова, Р. И. О психолого-педагогических особенностях детей-дислаликов и дизартриков [Текст] : Очерки патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпидевского. — М. : ВЛАДЮС, 2017. — С. 98-110. -
Мастюкова, Е.М. Дизартрия [Текст] : Логопедия / Е. М. Мастюкова. — М. : Просвещение, 2002. — 268 с -
Мещерякова, Н. П. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников [Текст] : диагностика, занятия, упражнения, игры / Н. П. Мещерякова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 141 с. -
Монтессори, М. - Помоги мне это сделать самому – М. : Изд-во Карапуз, 2006. -
Немов Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов вузов / Р. С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 241 с. -
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей [Текст] – М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с -
Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев [Текст] / О.А. Новиковская. – М.: Аст; СПб: Сова, 2006. – 158 с. -
Павлова И. Ю. Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / И. Ю. Павлова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 120-123. -
Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Книга 4: Навыки общей моторики. Пер. с английского. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 1997. – 168 с. -
Плутаева Е. Развитие моторики рук у детей 2-4 лет // Дошкольное воспитание. - 2011. № 3. - С. 28-35. -
Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2010. – 160с. – (Серия «Мастер-класс логопеда»). -
Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 1. - С.60-61. -
Прозова А.С. Развитие мелкой моторики рук дошкольников в условиях экспериментальной деятельности [Текст] // A-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки) №2, 2019. – с. 152-164. -
Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Под ред. Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2013. – 141 с. -
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук [Текст] / И. Светлова. – М.: АСТ, 2010. – 56 с. -
Семенова, К. А. Дизартрия [Текст]/ А.К.Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. — М. : ВЛАДОС, 1997. — С. 173-189. -
Сербина, Л. Ф. Дизартрия: клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы [Текст] : Учебно-методическое пособие / Л. Ф. Сербина, Н. Н. Волоскова. — Ставрополь : Просвещение, 1996. — 168 с. -
Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта [Текст] / А. Л. Сиротюк – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 48 с. -
Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 144 с. -
Смирнова Л.А. Общеразвивающие упражнения для дошкольников. – М.: Владос, 2003 -
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: ЭКСМО, 2010. - 234 с. -
Токарева, О. А. Дизартрия [Текст] : Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. Ред. С. С. Ляпидевского. — М. : АСТ, 1969. — 155 с. -
Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] : Монография / Т. Б. Филичева. — М. : Просвещение, 2000. — 314 с. -
Флоренская, Ю. А. Избранные работы по логопедии [Текст] / Ю. А. Флоренская. — М. : Астрель, 2006. — 223 с. -
Фомичева, М. Ф. Введение в логопедию [Текст] / М. Ф. Фомичева, Е. В. Оганесян. — М. : МПСИ, МОДЭК, 2010. — 93 с. -
Шаховская С.Н., Волосовец Т.В., Парамонова Л.Г. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2: Ринолалия. Дизартрия. - М.: ВЛАДОС, 2003. -
Шелованов Н.М., Кистяковская М.Ю. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет: Просвещение, 1996 г. - 256 с. -
Эллнеби И. Право детей на развитие. Пер. со шведск. Роббинг К.; - Мн.: УП «Технопринт», 2004. – 124 с. -
Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2011. - 452 с.