Файл: Дудьев В. П. Психомоторика слов справ. В. П. Дудьев.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проводить систематическое специальное обучение, направленное на развитие моторных навыков, преодоление дефектов звуковой стороны речи, фонематических процессов, развитие лексического запаса и грамматического строя речи у детей с дизартрии.

Глава 2. Анализ и выбор методик диагностики и коррекции

2.1. Анализ методик диагностик



Нами было проведено экспериментальное исследование особенностей моторики и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста с дизартрией. Исследование проводилось на базе: МБДОУ Центр развития ребёнка- детский сад №7 «Солнышко» (г. Луховицы, Московской области).

В исследовании принимали участие 5 детей с дизартрией старшего дошкольного возраста, которые составили экспериментальную группу и 5 детей с нормальным речевым развитием, которые составили контрольную группу. Это в главе 3

Для оценки зрительно-моторной координации нами использовались следующие методики:

Методика «Зрительно-моторная координация» (по О.Б. Иншаковой) [1]

Цель: изучение зрительно-моторной координации при выполнении задания на обведение фигур по контуру, оценка четкости, плавности линий.

Инструкция:

Обведи вишенки в направлении, указанном стрелкой.

Оценка результата:

Высокий уровень - ребенок обводит контур рисунков, не выходя за его пределы, работа аккуратная - 5 баллов.

Средний уровень -ребенок обводит контур, но линия неровная- 4 балла.

Низкий уровень - контур рисунка и линия, проведенная ребенком, не совпадают -3 балла.

Зрительно-моторная координация (тест Бендера) [7]

Цель: изучение зрительно-моторной координации при выполнении задания на копирование изображений, оценка соответствия фигур образцу.

Материал:

Лист бумаги с геометрическими фигурами, расположенными в опреде­ленном порядке и в определенной ориентации.

Инструкция

Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги.


Проведение теста

Детям дают лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последо­вательно предъявляют все три схемы геометрических фигур. Взрослый по­вторяет, что на этом листочке надо будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы одну схему убирают и ребенку предъявляют следующую.

Анализ результатов

При оценке результатов подсчитывают количество баллов, набранных ребенком при рисовании каждой фигуры.

Фигура 1:

правильный ромб -2 балла,

размеры фигур приблизительно одинаковые - 2 балла;

обе фигуры соприкасаются углами или почти соприкасаются - 1 балл.

Фигура 2:

гори­зонтальная ось проходит через все три вершины - 2 балла;

есть хотя бы два четких угла -2 балла;

число элементов правильное - 2 балла;

расстояние между элементами одинаковое - 2 балла.

Фигура 3:

у внешней фигуры все утлы правильные - 2 балла;

внешняя фигура расположена горизонтально -1 балл;

внутренняя фигура лежит посредине большой -1 балл;

внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу - 1 балл.

Максимальное общее количество баллов, которое может набрать ребенок при копировании всех трех фигур -18.

Оценка результата:

Высокий уровень -16-18 баллов.

Средний уровень -10-15 баллов.

Низкий уровень -менее 10 баллов.

Методика «Домик» (Н. Н. Гуткиной) [28]

Цель: оценка моторики, соответствия величины и формы фигур.

Материал: картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Ход работы

Взрослый кладет перед ребенком картинку и предлагает ему точно срисовать домик.

Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета количества ошибок.

Ошибками считаются:

а) отсутствие, каких-либо детали рисунка. Оцениваемые детали: правая половина забора, левая половина забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика;


б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка.

в) неправильно изображенный элемент рисунка. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка: расположение забор не на одной общей с основанием дома линии, а как бы в подвешенном в воздухе или ниже основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления.

е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены.

ж) залезание линий одна на другую.

В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне развития зрительно-моторной координации.

Высокий уровень (3 балла) - ребенок допустил не более 1 ошибки при выполнении задания.

Средний уровень (2 балла) - ребенок допустил 2-4 ошибки при выполнении задания.

Низкий уровень (1 балл) - ребенок допустил 5 или более ошибок при выполнении задания.

По результатам всех методик нами были выделены следующие уровни развития зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста:

Высокий уровень (24-26 баллов) - ребенок проводит четкий контур, не выходя за пределы рисунка; при копировании фигуры соблюдает правильные пропорции, размеры соответствуют оригиналу, расположение и количество элементов совпадают с образцом.

Средний уровень (15-23 балла) -ребенок обводит контур, но линия неровная; при копировании фигуры пропорции в целом соблюдены, размеры отличаются от оригинала незначительно, расположение и количество элементов незначительно отличаются от оригинала.

Низкий уровень (менее 15 баллов) - контур рисунка и линия, проведенная ребенком, не совпадают; при копировании фигуры пропорции нарушены, размеры не соответствуют оригиналу, расположение и количество элементов не совпадают с образцом.

2.2. Анализ методик коррекции



Мы проанализировали несколько программ по развитию моторики у дошкольников с дизартрией (Питерси М., Смирнова) [49, 59], а также требования программ детского сада [54] и пришли к следующим выводам.

Развитие мелкой моторики выполняется через определенные игры и упражнения, подобранные с учетом принципа «нарастающего усложнения»:

1. Дидактическая игра «Ходьба или рисование» по контуру». Вначале обучения детям предлагаются «нарисовать» шагами разные варианты «дорожек», фигур и т.д. либо по прорисованному контуру на полу, либо по «меткам-ориентирам» (траектория движения может быть выложена с помощью лент, веревочек и т.д.)

2. Дидактическая игра или упражнение «Посмотри (вариант- «послушай»), запомни - нарисуй «шагами». Задание выполняется по словесной инструкции или по показу наглядного образца (карточка).

3. «Нарисуй шагами, что загадал» - игровое упражнение, требующее от ребенка определенного уровня подготовленности. Задача осложняется тем, что педагог (на индивидуальном занятие) или дети (на подгрупповом) должны отгадать задуманное и «нарисованное». Детям, достигшим хорошего уровня в развитии общей зрительно-моторной координации, можно предложить усложненный вариант игры- «Ничего не вижу» (выполнение задания с завязанными глазами).

Для развития мелкой моторики могут использоваться традиционные пальчиковые игры и упражнения для кистей и пальцев рук. Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики. Они могут проводиться во время режимных моментов, прогулок или в рамках специально организованных занятий. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, выполнять их как левой, так и правой рукой и обеими вместе. При обучении детей с дизартрией важно любую работу сочетать с развитием речи. Этому способствуют скороговорки, которые необходимо проговаривать во время пальчиковых игр. Скороговорки всегда можно «переложить на пальцы», то есть придумать поначалу не сложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Вначале произнести скороговорку чётко, не торопясь,
затем с одновременным движением рук, а потом проделывать вместе с детьми. У кого из детей не получается, взять его руки в свои и вместе выполнять движения от начала до конца. В процессе работы над скороговоркой менять темп, интонацию, громкость. Это помогает развитию речи ребёнка, его координации, помогает почувствовать ритм, и подготовить руку к письму.

Кроме того, для развития зрительно-моторной координации у детей с дизартрией необходимо проводить коррекцию зрительного внимания и восприятия. Данный вид работы может осуществляться с помощью использования таких дидактических игр, как: «Чего не стало», «Что изменилось», «Рассмотри, запомни, повтори», «Запомни, сделай также»; узнавание недорисованных, «наложенных», «зашумленных», «спрятанных», «незаконченных», «точечных», «разрезных», «перевернутых», дидактическая игра «Узнай кто (что) это?»- узнавание предмета по контурному, силуэтному изображению.

Необходимо отметить, что работа по развитию зрительно-моторной координации у детей с дизартрией направлена на развитие всех познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и целенаправленности деятельности. Кроме того, детям с дизартрией необходимо постоянная помощь взрослого. Наличие индивидуально-дифференцированного подхода в организации коррекционно-развивающего процесса (упрощенная инструкция, оценка уже имеющихся у ребенка навыков и умений). Одно из главных условий- развивающие игры не должны утомлять. Время строго дозируется, но необходимо, чтобы поставленная цель в процессе игры была достигнута, так как это формирует в ребенке осознание собственной «успешности» или «неуспешности».

Таким образом, можно сделать следующий вывод. Работа по развитию зрительно-моторной координации детей старшего дошкольного возраста с дизартрией должна проводиться комплексно и учитывать такие направления, как развитие общей и мелкой моторики; развитие и укрепление глазодвигательных мышц; формирование устойчивых связей в системе «глаз- рука».

У вас НЕ представлены различные методики диагностики и развития мелкой моторики.