Файл: Золотая орда мифы и реальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.04.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Тверской государственный технический университет

Кафедра истории и политологии

ТЕМА: Золотая орда: мифы и реальность

Студент первого курса ИДПО

Напр. Б.УТС.У.2029

Ф.И.О. Мусатов Егор Васильевич


Работу проверил Яковлев Александр Васильевич

(ф.и.о. преподавателя)

Тверь

2020

Содержание





Введение 3

1.Золотая Орда как средневековая цивилизация: мифы и реальность 5

2.Мифы и реальность в вопросах духовно-культурной жизни Золотой Орды 9

3.Русь и Золотая Орда: спорные аспекты взаимодействия 15

Заключение 23

Список использованной литературы 24

Введение



Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня большой интерес для историков, представляют вопросы: в чем заключалась система властвования монголов, что представляет из себя Золотая Орда, как именно развивались отношения между монгольскими ханами и русскими князьями и, конечно, какую роль сыграло монголо-татарское иго в истории русского государства.

Интерес к данным вопросам возник у ученых в последнее десятилетие ХХ века. Попытки обосновать причины политико-экономического отставания России подвигло различных политиков к историческим экскурсам. Недостатки советских экономической и политической систем, конечно, невозможно объяснить 250-летним монгольским игом. Однако, очень легко утверждать, что в сегодняшнем положении виноваты не мы, а далекие предки, которые не смогли отстоять свою независимость.

Помимо этого, сегодня для России, как в XIII веке, актуальна проблема выбора направления, ориентации: Восток или Запад.

Степень разработанности. Вопросы о политическом и социально-экономическом устройстве Золотой Орды, а также о роли монгольского ига в истории России обсуждался различными историками на протяжении последних двух веков. В частности, в рамках данного исследования были использованы труды таких великих историков, как С.М. Соловьев [16], Б.Д. Греков [5], Л.Н. Гумилев [6], Н.М. Карамзин [10] и др.

Историк С. М. Соловьев не придает большого значения татарской власти как явлению, вошедшему в историю России со стороны. Соловьев не выделяет даже какой-либо особый период, связанный с господством монголов на Руси. Он готов даже поставить знак равенства между русско-татарскими и русско-половецкими отношениями [16].


Иначе подходит к оценке Золотой Орды Н. М. Карамзин. Он полагает, что монголо-татарское иго «ниспровергло» Русь, отбросив ее на несколько столетий назад в своем развитии. Результаты ига Карамзин видел, в первую очередь, в пресечении правовых свобод и ожесточении нравов. Также он считал, что с монгольским игом связаны особенности национального характера русского человека. «Мы выучились низким хитростям рабства», – пишет он [10, с. 190]. Но в то же время Карамзин является автором фразы: «Москва обязана своим величием ханам» [10, с. 194]. Другими словами, по мнению историка, монголо-татарское иго способствовало преодолению феодальной раздробленности в Древней Руси.

Кроме того, в рамках данной работы были использованы материалы периодической печати, к примеру, статьи Г.В. Валянского [2], М.Б. Пиотровского [14], М.А. Усманова [18], Б.Л. Хамидуллину [21] и пр.

Цель – изучить ошибочные и реальные факты о Золотой Орде.

Задачи:

1. охарактеризовать Золотую Орду как средневековую цивилизацию;

2. проанализировать мифы и реальность в вопросах духовно-культурной жизни Золотой Орды;

3. выявить спорные аспекты в вопросах взаимодействия между Русью и Золотой Ордой.

Методологической основой данной работы выступает принцип историзма. Помимо указанного, в рамках исследования были использованы специально исторические методы, а именно, метод сравнения и системный метод.

Структура работы определяется ее целями и задачами. Структура представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы.


  1. Золотая Орда как средневековая цивилизация: мифы и реальность


Растянувшись от Иртыша до Дуная, Золотая Орда с этнической точки зрения являла собой довольно неоднородную смесь различных народов. Так, в Золотую Орду входили монголы, волжское булгары, русские, буртасы, башкиры, мордва, ясы, черкесы, грузины и пр. Однако подавляющая часть населения была представлена половцами, из числа которых уже в XIV столетии начали растворяться завоеватели, забывая собственную культуру, язык, письменность (такие процессы были типичны и для других государственных образований, сформированных монгольскими завоевателями).

В целом же Золотая Орда была «этнической колыбелью» для многих современных тюркских народов Евразии
, чей этногенез, согласно В.В. Трепавлову, протекал на основе населения разных провинций данного государства [8, с. 923].

В свою очередь многонациональный характер Золотой Орды был унаследован ею совместно с захваченными территориями, которые принадлежали ранее государствам сарматов, готов, Хазарии, Поволжской Булгарии. При этом в рамках исследования представляется необходимым отметить, что понятие «монголо-татары» появилось лишь в XIX в. и затем закрепилось в отечественной историографии, хотя в войсках Чингисхана и Батыя никаких татар не было. При этом современные татары не имеют отношения к народу, который обитал до XIII в. на границе Монголии с Китаем. Они появились вследствие сложных межэтнических контактов и взаимодействий.

В то же время очевидным является то, что как и Монгольская империя, Золотая Орда была сформирована на основе военной силы. Стремительные завоевания и покорение монголо-татарами большого числа государств и народов были сопровождены ликвидацией и пленением множества людей – воинов и мирных жителей, страданиями оставшихся в живых. Были разрушены города, сожжены деревни. Однако, согласно Лу Цзя, «Сидя на коне можно завоевать империю, но нельзя ею управлять, сидя на коне». Соответственно, империи, которые были сформированы только на насилии, не могли существовать продолжительный период, они быстро распадались. Нельзя утверждать, что Золотая Орда сумела бы держаться только на силе оружия и жестоком подавлении любого сопротивления и недовольства, на слабости покоренных после завоевательного удара, на их страхе перед повторными карательными экспедициями и вероятным истреблением [21, с. 39].

Одно из стереотипных представлений о Золотой Орде заключается в том, что это государство являлось только кочевническим и практически не имело городов. Данный стереотип переносит ситуацию времен Чингисхана на всю историю Золотой Орды. Однако приемники Чингисхана явно осознали, что «нельзя управлять Поднебесной, сидя на коне» [12, с. 202].

Так, на территории Золотой Орды было сформировано больше ста городов, которые реализовывали функции административно-налоговых и торгово-ремесленных центров. Столица государства – город Сарай – насчитывала 75000 жителей. На становление городов серьезное влияние оказало развитие торговли, как внутренней, так и внешней.

Однако наибольшее значение, нежели для развития внутреннего товарообмена, Золотая Орда выполнила в развитии международной торговли. При помощи исключительно выгодному географическому положению Орда была узлом, в котором пересекался целый ряд трансконтинентальных караванных торговых магистралей. Наиболее значимой из них стало северное ответвление всем известного Великого Шелкового пути, которое начиналось в Китае и через Восточный Туркестан, Семиречье, Хорезм проходившее в Поволжье, а оттуда – в Центральную Европу [21, с. 42].


Непросто переоценить роль многообразного товарообмена с государствами Европы и Азии в экономической жизни Золотой Орды. Товарообмен наполнял ханскую казну торговыми пошлинами, обогащал различных посредников и многочисленную обслугу. Помимо указанного, совместно с транзитом именно из подвластных самой Золотой Орде территорий в больших количествах экспортировались зерно, пушнина, кожевенные товары, невольники. Основную же статью экспорта представлял различный скот, который пользовался немалым спросом на внешних рынках в западноевропейских государствах, включая страны Ближнего и Среднего Востока, в которых в высшей степени ценились породистые поволжские скакуны. В Золотую Орду ввозилось большое число предметов роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности и пр., основными потребителями которых стали ханский двор и знать. По указанным выше причинам можно заключить, что купечеству в Золотой Орде в соответствии с традициями, заложенными еще Чингиз-ханом, оказывалось особое покровительство. С целью поощрения торговли государство пыталось удерживать низкий уровень таможенных сборов, который не превышал 3-5% от стоимости товаров. Утвержденные в империи порядки защищали жизнь, честь и имущество торговцев, а сильная власть обеспечивала необходимый уровень безопасности перемещения караванов с товарами.

Вследствие указанного, с точки зрения М. Фаверо, «Золотая Орда оказала большое влияние на торговую экспансию середины XIII – середины XIV века, и ее экономическое и политическое правление в высшей степени способствовало глобализации Старого Света… После завершения чингизидских завоеваний феноменальный торговый бум преобразовал человеческое общество и культурный ландшафт Евразии… Золотая Орда выступала сценой для этого драматического обмена. Джучидские ханы и беки играли ведущую роль в новом международном распорядке» [8, с. 4].

Непосредственно торговля, прежде всего, внешняя, также явилась одним из аспектов, который обусловил иной ярко выражающийся исторический феномен, взаимосвязанный с Золотой Ордой, а именно, преобразование ее из государства кочевников в государство городов.

Помимо же торговли становление и рост городов были обусловлены необходимостью формирования сети опорных пунктов с целью управления подчиненными территориями. По данной причине различные золотоордынские города тоже выполняли функции центров крупных административно-территориальных единиц.


С точки зрения авторитетных специалистов-исследователей после урбанизации в Улусе Джучи «отдельные районы государства превращаются в многокилометровые поселения сплошной оседлости, состоящие из небольших городков, поселков и замков аристократии, окруженных возделанными полями» [7, с. 13].

Таким образом, нами был рассмотрены основные мифы, которые сводятся к тому, что в Золотой Орде не было городов, а также касательно народов, входивших в анализируемое государство. В рамках исследования представляется необходимым перейти к анализу духовных и культурных аспектов развития Золотой Орды, так как и по данным сферам насчитывается немало спорных вопросов.


  1. Мифы и реальность в вопросах духовно-культурной жизни Золотой Орды


Значение городов в истории Золотой Орды велико по причине того, что они выступали основными центрами сосредоточения не только торгово-ремесленной и политической, а также и интеллектуально-духовной жизни. Именно города были местами становления и функционирования культуры Золотой Орды.

Культура кочевников при содействии их высокой мобильности постоянно обогащалась сильнее вследствие более частых пересечений и контактов с соседями. Монголо-татарские завоевания и становление Улуса Джучи привели в действие еще более широко охватывающие культурно-исторические процессы.

Как империя Золотая Орда объединила в цельную политическую плоскость земли, населенные носителями различных культур. Указанное предопределило не только взаимный обмен социально-политическим опытом и усиление торгово-хозяйственных связей, а также интенсивное межкультурное взаимодействие. Золотая Орда, впитав в себя культурные традиции разных народов и племен Евразии, создала новую культуру, которая стала ярким и своеобразным феноменом. Формирование культуры началось со второй половины XIII в. главным образом при помощи объединения местных восточно-европейских (булгарских и кыпчакских) и пришлых центрально-азиатских (киданьско-чжурчжэньских и татаро-уйгурских) традиций. Пришельцы-завоеватели восприняли культуру подчиненных народов, в то же время привнеся в нее большое число черт своего наследия, а кроме того, воздействие древних цивилизаций Востока (к примеру, Китая и Персии) [21, с. 47].

Самое выраженное и заметное культурное смешение, взаимопроникновение и взаимообогащение можно увидеть на примере художественного искусства Золотой Орды. Для раннего этапа его развития (вторая половина XIII в.) типично проникновение в его стиль дальневосточных и центрально-азиатских традиций, которые объединились с местными мотивами. Его стилевому смешению способствовал симбиоз степной кочевнической, оседлой и городской изобразительных традиций. Кроме того, оно было наполнено колоритом Востока и Европы. В дальнейшем – на рубеже XIII–XIV вв. – на него все больше начинает оказывать воздействие ислам.