Файл: Типы семейного воспитания и формирование личности ребенка с зпр.docx
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Типы семейного воспитания и формирование личности ребенка с ЗПР.
Содержание
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологически анализ проблемы влияния типов семейного воспитания на формирование личности ребенка с ЗПР. 6
1.1. Семья как основной фактор формирования гармоничной личности ребенка. 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика личностных особенностей ребенка с ЗПР. 6
1.3. Влияние типов семейного воспитания на формирование личности ребенка с ЗПР. 6
Выводы по 1 главе 6
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния типа семейного воспитания на формирование личности ребенка с ЗПР. 7
2.1 Организация и методы диагностического исследования. 7
2.2. Анализ результатов диагностического этапа. 11
2.3. Методические рекомендаций родителям, воспитывающим детей с ЗПР. 22
Выводы по 2 главе 22
Заключение 22
Определения, обозначения, сокращения
ЗПР – задержка психического развития
ИТ – индекс тревожности
Введение
Актуальность исследования. Семейное воспитание занимает важное место в развитии детей. Семья является первичным и важнейшим фактором духовного, интеллектуального и личностного развития человека. Если сравнивать с другими институтами социализации, то можно отметить, что семейные взаимоотношения имеют свою историю и накопленный опыт общения, родительских воздействий, иногда ошибок и просчетов, совершённых родителями на прежних этапах воспитания. Семья является разновозрастной группой, в которой ребенок приобретает опыт общения и взаимодействия с людьми разных поколений, разного пола [Молодцова Т.Г., Кучерявенко И.А. Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников // Научно-методический журнал «Молодой ученый», 2018. № 5 (май). С. 154-157. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/191/481 50/ (дата обращения: 26.01.2020)].
Особенно актуален этот вопрос для проблемных семей, в
которых имеются дети с задержкой психического развития. Результатом неправильно сложившихся отношений в этих семьях являются «проблемные», «трудные», «непослушные», «забитые» дети.
Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип психического развития ребёнка, который характеризуется незрелостью отдельных психических, психомоторных функций или психики в целом, и формируется под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов [Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. М.: ВЛАДОС, 2013. 80 с.].
Исследования проблем влияния типов семейного воспитания на формирование личности ребенка принадлежат следующим ученым: Варг А.Я., Леонтьев А. Н., Карабанова О.А., Спиваковская А.С., Столин В. В. и другим. Они подчеркивают, что семья и семейное воспитание, а также
особенности детско-родительских отношений обеспечивают ребенку условия
для формирования целостной личности, особенно в мотивационной сфере, ведь в старшем дошкольном возрасте возникают новые потребности, прежде всего социальные.
Цель работы: изучить влияние типов семейного воспитания на личностные особенности детей с ЗПР.
Объект – личностные особенности детей с ЗПР.
Предмет – особенности типа семейного воспитания детей с ЗПР как фактор формирования личности ребенка.
Задачи:
-
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования влияния типов семейного воспитания и формирования личности ребенка с ЗПР; -
Подобрать методический инструментария для изучения типов семейного воспитания и личностных особенностей детей с ЗПР; -
Провести эмпирическое исследование влияния типов семейного воспитания и формирования личности ребенка с ЗПР. -
Обработать и проанализировать полученные в ходе экспериментального исследования данные. -
Разработать методические рекомендаций для родителей детей с ЗПР по вопросу формирования гармоничной личности ребенка.
Гипотеза: использование демократического стиля семейного воспитания, а также принятия и кооперации как типов семейных взаимоотношений, способствуют эффективности формирования гармоничной личности детей дошкольного возраста.
Основными методами исследования являются опрос, анкетирование, проективный метод и техника шкалирования.
Для диагностики особенностей семейного воспитания в семьях,
имеющих ребенка с ЗПР, нами был использован опросник родительского отношения А. Я. Варга и В. В. Столина. Целью данной методики является выявление родительского отношения к детям в пяти шкалах: принятие/отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз – отсутствие дистанции в отношениях между родителем и ребенком, авторитарный контроль с стороны родителей, отношение родителя к неудачам ребенка.
Для диагностики личностных особенностей детей с диагнозом ЗПР в исследовании использовались следующие методики:
-
Методика диагностики типа самооценки дошкольника «Лесенка» В. Г. Щур. Цель методики – диагностика уровня самооценки детей также через технику шкалирования. -
«Цветовой тест отношений» А. И. Лутошкина. Данная методика представляет собой детский вариант диагностики отношения ребенка к нравственным нормам через цветоассоциативный эксперимент. -
Методика «Выбери нужное лицо» Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Целью данного теста является исследование характерной для ребенка тревожности в обыденных для него жизненных ситуациях общения с другими людьми. Тревожность здесь рассматривается как особый вид эмоционального состояния, обеспечивающий безопасность субъекта на личностном уровне.
Контингент испытуемых:
В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы МБДОУ д/с «Журавленок» г. Усмани. Экспериментальную группу данного составили дети с диагнозом ЗПР церебрально-органического происхождения в кличестве 11 человек (8 девочек и 3 мальчика), а также их родители в аналогичном составе. Контрольную группу составили дети с нормальным психическим развитием (8 девочек и 3 мальчика) и их родители тоже в составе по 11 человек. От каждого ребенка в исследовании участвовало по одному родителю. Возрастной диапазон детей: 6-7 лет.
Глава 1. Теоретико-методологически анализ проблемы влияния типов семейного воспитания на формирование личности ребенка с ЗПР.
1.1. Семья как основной фактор формирования гармоничной личности ребенка.
1.2. Психолого-педагогическая характеристика личностных особенностей ребенка с ЗПР.
1.3. Влияние типов семейного воспитания на формирование личности ребенка с ЗПР.
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование влияния типа семейного воспитания на формирование личности ребенка с ЗПР.
2.1 Организация и методы диагностического исследования.
Для того, чтобы влияние типов семейного воспитания на личностные особенности детей с ЗПР, нами было проведено эмпирическое исследование.
В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы МБДОУ д/с «Журавленок» г. Усмани. Экспериментальную группу данного составили дети с диагнозом ЗПР церебрально-органического происхождения в составе 11 человек (8 девочек и 3 мальчика), а также их родители в аналогичном составе. Контрольную группу составили дети с нормальным психическим развитием (8 девочек и 3 мальчика) и их родители тоже в составе по 11 человек. От каждого ребенка в исследовании участвовало по одному родителю. Возрастной диапазон детей: 6-7 лет.
Описание выбранный диагностических методик:
-
Опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столин.
Цель методики – выявление родительского отношения к детям в пяти шкалах: принятие/отвержение, социальная желательность поведения ребенка, симбиоз – отсутствие дистанции в отношениях между родителем и ребенком, авторитарный контроль с стороны родителей, отношение родителя к неудачам ребенка.
Состав методики: бланк с текстом опросника.
Ход работы. Родителям раздаются бланки и текстом опросника, затем зачитывается инструкция к выполнению. Текст опросника состоит из 61 утверждения, которые родителям нужно отметить верными или неверными, относительно особенностей своих взаимоотношений с ребенком.
Обработка и интерпретация результатов диагностики типа родительского отношения определяют в соответствии с ключом по следующим пяти шкалам: «Принятие/отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация» и «Маленький неудачник».
-
Методика диагностики типа самооценки дошкольника «Лесенка» В. Г. Щур.
Цель методики – диагностика уровня самооценки детей через технику шкалирования.
Данная методика основана на оценивании детьми своих личностных качеств, таких как доброта; умственные качества; сила; смелость; здоровье; внешность; волевые качества. Методика позволяет определить высоту самооценки детей, ее устойчивость или противоречивость, а также адекватность представлений ребенка о самом себе. Как правило, отношение других людей к ребенку воспринимается им достаточно дифференцированно: дети считают, что близкие взрослые (мама, папа, дедушка, бабушка, а также учитель) по-разному относятся к ним.
Состав методики: нарисованная на листе бумаги лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки.
Ход работы. Ребенку дается следующая инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные. Чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».
Обработка и интерпретация результатов диагностики типа самооценки определяют в соответствии с ключом.
-
Методика «Что мы ценим в людях И. Г. Сенина.
Цель: выявить нравственные ориентиры и нравственные чувства у учащихся младшего школьного возраста, обучающихся в специальных (коррекционных) школах VII, VIII вида и в обычных массовых школах.
Ход выполнения: ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них должен быть хорошим человеком, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохим. Испытуемого просят назвать качества, которые нравятся и не нравятся в выбранных людях, и привести примеры поступков или действий, эксплицирующих эти качества. Исследование проводится индивидуально, в протоколе фиксируется эмоциональная реакция ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить его отношение к нравственным нормам и поможет определить степень сформированности нравственных чувств. Особое внимание уделяется адекватности эмоциональных реакций ребенка на соответствие/несоответствие поступка моральным нормам: положительная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) на безнравственный поступок.