Файл: Развитие теории управления и ее отражение в деятельности современных организаций.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.04.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2. Основные тенденции современного этапа развития теории управления………………………………………………………………………19
3. Практическая часть…………………………………………………………23
Задание 1…………………………………………………………………………23
Задание 2…………………………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………...26
По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как «тихая управленческая революция» , а ее ключевыми чертами являются следующие.
1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.
2. Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как «органическое целое», имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления.
По мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции привели к тому, что сегодня сформировалась новая парадигма управления. Она обозначается, как "тихая управленческая революция", а ее ключевыми чертами являются следующее:
1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, состоящего в убеждении, что ключ к успеху управления лежит в правильном воздействии на внутренние факторы организации. Вместо этого на первый план выдвигается проблема гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Последняя диктует стратегию и тактику управления, определяет структуру организации и формы управления ею.
2. Использование в управлении теории систем позволило не только сформулировать новый взгляд на организацию как "органическое целое", имеющее свою логику и законы, но и выделить ряд универсальных переменных любой системы, контроль за которыми составляет основу эффективного управления
3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис - вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.
4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Как отмечается, важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях - когнитариат". Он не может рассматриваться как только один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.
Организация как открытая система
Черты и свойства | Характеристика, обоснование |
Компоненты | Система состоит из некоторого количества частей, называемых элементами |
Связи | Компоненты системы связаны между собой |
Структура | Форма связи организационно закреплена в структуре |
Взаимодействие | Компоненты воздействуют друг на друга своим нахождением в системе и выходом из нее, что есть результат взаимного влияния и взаимодействия с окружающей средой |
Процесс | Изменения, происходящие в результате взаимодействий, называются процессами |
Холизм и эмерджентные свойства | Система — целостность (holism — англ. holos — греч.: целое), проявляющая свойства, возникающие только в результате взаимодействия ее компонентов |
Идентификация | Свойства системы, на основании которых ее можно идентифицировать и отличить от других явлений, не входящих в систему |
Окружение | Представлено явлениями, образованиями, которые не являются частью системы, но существенно влияют на нее. Это окружающая среда системы |
Концептуализм | Система — это концепция, особая форма которой отражает цели и ценности индивида или группы, разработавших эту концепцию |
3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной теории и практики управления. Главный его тезис — вся организация внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия извне.
4. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед индивидом, работающим в организациях. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат. Он уже не может рассматриваться только как один из экономических факторов, а трактуется как ключевой ресурс, эффективное использование и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.
Практическая часть
Задание 1
Параметры взаимодействия руководителей с подчиненным | Стили руководства | ||
авторитарный | демократический | либеральный | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.Приёмы принятия решений | | Перед принятием решения советуется с подчиненными | |
2.Способ доведения решения до исполнителей | Приказывает, распоряжается, командует | | |
3.Распределение ответственности | Берёт на себя или перекладывает на подчинённых | | |
4. Отношение к инициативе | | | Отдаёт инициативу в руки подчинённых |
5. Отношение к подбору кадров | | | Подбором кадров не занимается |
6. Отношение к недостаткам собственных знаний | | | Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчинённых |
7. Стиль общения | | Дружески настроен, любит общение | |
8. Характер отношений с подчиненными | | | Мягок, покладист |
9. Отношение к дисциплине | | Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференцированный подход к людям | |
10. Отношение к моральному воздействию на подчинённых | | Использует различные виды стимулов, не всегда ориентируясь на праздники | |
Задание 2
Управление в ООО «Туристическая база «Штеин»»
Организация управления на данный момент в клубе «Штеин» достаточно примитивная на мой взгляд. Для того чтобы лучше разобраться в вопросе отражения теории менеджмента в деятельности данного предприятия считаю необходимым представить структурно-функциональную схему организации, представленную на рис.1, определить роль элементов и их взаимодействие в управленческой цепи клуба.
Рис.1 Структурно-функциональная схема ООО «Туристическая база «Штеин»
Тип – линейный
Приемущества данной структуры управления: Четко выражены линии подчинения, прямое воздействие руководителя, быстрое реагирование на поручения
Недостатки: Чрезмерная нагрузка руководителя высшего уровня управления, увеличение сроков принятия и не высокая эффективность реализации решений, отсутствие возможности быстрого решения вопросов, возникающих между структурными подразделениями.
Заключение
Под управлением (менеджментом) понимается система, обеспечивающая успешное целостное функционирование, сохранение и развитие организации.
К целям теории управления относят: изучение наиболее важных, типичных форм управленческих отношений, в которых проявляется взаимодействие управляющих и управляемых; определение основных тенденций развития управленческих процессов; построение наиболее вероятных направлений и сценариев развития управленческой деятельности в будущем; формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию системы управления.
Выделение функций управления в процессе разделения управленческого труда – объективно обусловленное необходимостью оптимизации управления.
Функция управления – это специфический вид управленческой деятельности, выражающая содержание воздействия на объект управления и направленная на достижение поставленной цели.
Содержание любой функции управления состоит в определении состава мероприятий (действий), направленных на оптимизацию процесса управления.
Функции управления весьма многогранны: это анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль. Все они взаимодействуют друг с другом, имеют своими объектами воздействия как исполнительскую, так и собственно управленческую деятельность.
Наша страна вошла в эпоху реформ с избытком рабочих мест в торговой и кредитно-финансовой сфере, что спровоцировало в начале девяностых годов привлечение на работу менеджеров с низким уровнем подготовки с одной стороны, и достаточно высокой заработной платой. Каждый год управленцев среднего звена в Москве становилось на треть больше. Должность менеджера по сбыту продукции в крупной российской компании с окладом в тысячу долларов США мог получить практически любой соискатель, имеющий хоть какие-то контакты в регионах, а претендент на должность старшего менеджера по импортным закупкам должен был обладать лишь связями на таможне. Работодатель нередко даже не требовал знания какого-либо иностранного языка или законченного высшего образования.
Сейчас большая часть уволенного младшего и среднего персонала обречена на поиск низкоквалифицированной работы не по специальности, а более компетентные менеджеры, поумерив свои амбиции, стали работать за гораздо меньшие деньги. Так что квалификация менеджеров заметно улучшилась.
В отличие от средних и младших управленцев, которых кризис изрядно потрепал, на топ-менеджеров, т.е. менеджеров высшего звена, он вообще никак не сказался. Их так мало, что без работы они в принципе не могут остаться. По приблизительным оценкам, сейчас в нашей стране работает около двух тысяч топ-менеджеров, а надо еще хотя бы восемь тысяч квалифицированных специалистов этого уровня. Существует устойчиво растущий спрос на руководителей высшего звена при постоянном и довольно низком предложении.
Таким образом, подготовка квалифицированного персонала в области менеджмента и дальнейшая разработка теории управления фирмой является актуальной задачей науки и образования сегодняшнего дня.
Список использованных источников
1. Андреев В.Н. Основы менеджмента предприятия. Информация и коммуникация: учебное пособие / В.Н. Андреев. – СПб.: ПИМаш, 2018. – 96 с.
2. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента: учебник / Д.Д. Вачугов. – М.: Высшая школа, 2019. – 376 с.
3. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Экономистъ, 2018. – 670 с.
4. Дорофеева Л.И. Менеджмент / Л.И. Дорофеева. – М.: Эксмо, 2017. – 192 с.
5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. – Мн.: Новое знание, 2019. – 336 с.
6. Кравченко А.И. История менеджмента / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект, 2018. – 352 с.