Файл: Исследование необходимо для выявления наличия сопоставимых свойств публичной власти и бюрократии, объяснения их сравнительных сходств и различий в вертикальной плоскости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.04.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Бюрократия как общественное явление
1.2 Общие и национально-специфические черты бюрократической системы
2 Бюрократизм в государственном управлении
2.1 Историко-компаративистский анализ бюрократии на основных этапах развития публичной власти
Содержание
Введение 3
1 Бюрократия как общественное явление 6
1.1 Понятие бюрократии 6
1.2 Общие и национально-специфические черты бюрократической системы 9
2 Бюрократизм в государственном управлении 15
2.1 Историко-компаративистский анализ бюрократии на основных этапах развития публичной власти 15
2.2 Концепция «рациональной бюрократии» М. Вебера 22
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Введение
Актуальность темы курсовой работы. Актуальность изучения бюрократизма как общественного явления обусловливается рядом факторов. Во-первых, объективной потребностью усиления организованности во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, противоречием между этой объективной потребностью и связанной с нею иерархией общества и развитием демократии, включением широких слоев населения в общественную жизнь, в политическую деятельность. С этим связана также необходимость нахождения оптимального соотношения между профессионалами и непрофессионалами в управленческом процессе, между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными. В-третьих, если говорить о нашей стране, то актуальность изучения данной проблемы предопределяется нарушениями, деформациями норм жизни гражданского общества и связанной с этим необходимостью формирования демократического общества, правового государства, углубления и расширения, самоуправленческих начал, осуществления реформ во всех сферах жизни.
Исследование необходимо для выявления наличия сопоставимых свойств публичной власти и бюрократии, объяснения их сравнительных сходств и различий в «вертикальной плоскости» ‒ анализу подвергнуты данные феномены разных временных периодов для обнаружения общих тенденций развития и причинно-следственных связей. Проблема осуществления публичной власти посредством бюрократии конкретизирована на материалах исследований управления в древних обществах, ранних государствах, государственном механизме буржуазных демократий. Актуальность темы определена наличием указанных проблем, как в самом обществе, так и разноречивым отношением и отсутствием единой стратегии в отношении их преодоления со стороны политологической мысли.
Проблема курсового исследования. Степень развития проблемы, как комплекс концептуальных подходов к формированию и развитию бюрократии. Проблема осуществления публичной власти посредством бюрократии обладает недостаточной степенью изученности.
Интерес к бюрократии как феномену, который начал проявляться в Новое время продолжает развиваться и в настоящее время. Итак, одни из первых исследований феномена бюрократии принадлежат перу таких теоретиков истории государства, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, К. Монтескье.
Р. Дарендорф, К. Касториадис, Л. Урвик и другие стремились развить многие подходы М.Вебера, стремясь создать идеальную, наиболее эффективно функционирующую модель бюрократии.
В данной курсовой с учетом специфики политической социологии рассматриваются понятие и сущность бюрократии, причины живучести и усиления бюрократизма в нашем обществе, основные условия его преодоления, роль в этом процессе социологических исследований.
Целью курсового исследования является изучение бюрократия как общественного явления и бюрократизма в государственном управление.
Для эффективного достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить понятие бюрократии;
2.Рассмотреть общие и национально-специфические черты бюрократической системы;
3.Исследовать историко-компаративистский анализ бюрократии на основных этапах развития публичной власти;
4.Проанализировать концепцию «рациональной бюрократии» М.Вебера.
Объект исследования – бюрократическая система, ее структура, динамика и функционирование.
Предмет исследования – «архетип управления» в качестве определяющих факторов функционирования бюрократической системы.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Для достижения поставленной цели мы сочли продуктивным расширить политологический анализ, рассматривая различные аспекты проблемы в рамках междисциплинарности, в частности, прибегая к подходам и методам, использующимся в антропологии, психологии, истории.
Касательно методологии исследования, можно отметить, прежде всего, использованный в работе системный анализ, поскольку исследование нацелено на изучение бюрократической системы.
1 Бюрократия как общественное явление
1.1 Понятие бюрократии
Термин «бюрократия» в буквальном смысле означает господство канцелярии. Этот термин употребляется в нескольких значениях:
1) слой первых лиц в государстве;
2) волокита, волокита, игнорирование дела по существу ради соблюдения формальностей. В этом втором значении термин «бюрократия» совпадает с термином «бюрократия»1. Кроме того, существует более общее определение бюрократии и бюрократии как системы правления, которая характеризуется изоляцией центра, администрации от народа и защищает интересы правящего класса, того или иного слоя, социальной группы.
Бюрократия – явление историческое. Его формы менялись на протяжении истории в связи с изменением типов и типов социально-экономического уклада. Зачатки бюрократии появились уже в государствах Древнего Востока, что было связано с обособлением сферы государственного управления. Историки отмечают наиболее развитую в этот период бюрократию в Китае. Сложные бюрократические системы существовали в Римской империи и Византии. В средние века королевская власть и церковь были представлены в Западной Европе мощным бюрократическим аппаратом. Укрепление бюрократии было предопределено усилением королевской власти и абсолютизмом.
Следует отметить, что в докапиталистических формациях бюрократия существовала, прежде всего, как форма политической организации. Однако с возникновением и развитием капитализма он становится неотъемлемой чертой любой социальной организации, начиная с государства и заканчивая структурами управления предприятий, фирм, общественных организаций и т. д. Бюрократия и бюрократизация общества в XX веке особенно увеличивается, что связано с организацией всех сфер жизни, с объективным курсом социально-экономического развития. Все это потребовало разработки общих принципов работы общественных организаций, включая структуру управления, иерархию должностей и должностей, строгое разделение функций и правила информирования руководства о соответствующей дисциплине. Объективная основа бюрократии, ее универсальный характер предопределяется социальным менеджментом как целенаправленным воздействием на социальные структуры и процессы, а также на деятельность социальных организаций.
Философия XX в. немало усилий посвятила развенчанию мифа о рациональности бюрократической организации, акцентируя внимание на особой роли человеческого фактора в перераспределении власти внутри крупных корпораций и в обществе в целом. Особенно возросло число таких работ в середине и во второй половине XX в. Главный вывод, к которому пришли исследователи, состоит в том, что бюрократическая организация является ограниченно рациональной.
Чрезвычайно острую проблему составил вопрос динамики организаций бюрократического типа, особенно когда такой организацией является политическая организация, общество в целом.
Возникли сомнения относительно приемлемости одних и тех же базовых принципов администрирования для организаций разного типа и разного масштаба. Так, если строгий контроль над информацией по принятию решений вполне допустим для области бизнеса, где существуют определенные секреты производства и главным мерилом эффективности является критерий прибыльности, то для общественных организаций и тем более для правительства должна существовать система обратной связи с народом, который избрал должностных лиц и представителями которого последние являются.
М. Вебер2, рассматривая бюрократию в иной перспективе, нежели К. Маркс3, т.е. не как специфический социальный слой, а как способ организации, тесно переплетенный, в частности, с капиталистической рациональностью, не занимался все же исследованием конститутивных черт бюрократии, т.е. того, каким образом она укореняется в социальное бытие и увеличивает свое политическое могущество, свою власть над обществом. Он перечислил главные черты бюрократического типа, но не вскрыл принципов, которые лежат в основании этих черт, делают их единым целым.
Таким образом, бюрократия как одна из форм реализации властных функций, элемент механизма интеграции и социального регулирования в современном обществе, безусловно, может быть оценена как явление одновременно необходимое, неизбежное и позитивное. Основные черты бюрократии, обозначенные М. Вебером, актуальны и сегодня. Всего их пять:
1) ведение служебных дел осуществляется постоянными методами;
2) решение основывается на совокупности норм и принципов, определяющих обязанности каждого должностного лица в его управленческой и исполнительной деятельности