Файл: Понятие о науке и специфике научной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет 9



1. Проблема индивидуализации образовательного процесса в свете Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Роль тьюторов в системе российского образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определил, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Данная задача может быть решена только с помощью индивидуализации и дифференциации обучения с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей. Индивидуализированная модель обучения, прежде всего, должна рассматриваться как комплекс изменений в организации образовательного процесса, как необходимое проектирование условий, способствующих разработке возможных вариантов образовательных маршрутов учащихся и формированию и становлению актуальных компетенций выпускника. Однако образовательный стандарт не в полной мере готов к перестройки к индивидуализации, на это есть ряд причин:

1. противоречие и формирование индивидуальных учебных планов и индивидуальных образовательных программ, нацеленных на развитие личностного потенциала школьников, их самоопределения, а также противоречие между новым и старым, противоречия, связанные с глубиной преобразований (происходит ли радикальное изменение, т.е. имеет место инновация-модернизация, или совершенствуются традиционные методы, формы и принципы работы, т.е. имеет место инновация-трансформация.

2 школа может быть в целом не ориентирована на конкретные профили, однако за счет увеличения числа предполагаемых профильных и элективных курсов предоставлять обучающимся в полной мере реализовать свои интересы и потребности (индивидуальные профильные образовательные программы).

3. моделей обучения школьников на основе индивидуальных учебных планов может быть множество. Однако их использование в реальной практике зависит от потенциальных возможностей образовательной организации: финансово-экономических, кадровых, материально-технических, временных, территориальных и т. д


4. Возникает проблема готовности учителя к использованию нововведений в учебном процессе.

В современной педагогике используются два термина: «наставничество» и «тьюторство», последнее понятие получило широкое распространение в странах Европы и Северной Америки. Тьюторство – это иной опыт, иная система воспитания, появилось в России в связи с тем, что созданная система наставничества в конце 80­х годов прошлого века была разрушена. Тьютор – наблюдатель за воспитанниками, в английском языке – домашний учитель, репетитор, воспитатель.

2. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования.

Эмпирические методы включают сбор и накопление данных (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, анализ документов и продуктов деятельности, опыта работы учителей и др.); оценивание (самооценка, рейтинг, педагогический консилиум); контроль и измерение (шкалирование, срезы, тесты): изучение педагогического процесса и измененных и точно учитываемых условиях (педагогический эксперимент и опытная.

Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы.

Беседа – один из основных методов педагогики, который предполагает получение информации об изучаемом явлении в логической форме как от исследуемой личности, членов изучаемой группы, так и от окружающих людей.

Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Интервьюирование – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа.
Экспертный опрос - получение данных с помощью знаний компетентных лиц. Социометрический метод позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса.

Тест – это стандартизированные задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам.

Метод эксперимента в педагогическом исследовании. Эксперимент используется тогда, когда возникает необходимость сравнительного анализа действия отдельных факторов на ход и результативность процесса, а также более точного измерения параметров и результатов процесса.



Билет 10


1. 10. Инновационные процессы в современном образовании: истоки, факторы, главные направления инноваций в современном образовании.

Бурные изменения в обществе в XIX и особенно в XX веке привели к активизации инновационных процессов в педагогической теории и образовательной практике. Из истории педагогики критики «старой школы» выступали за «новое воспитание», за «новую школу», требовали создания новых форм обучения взамен классно-урочной. В этот период возникают инновационные движения, известные в педагогике как педагогические направления, которые отличаются ярко выраженной творческой направленностью и нестандартностью подходов к обучению и воспитанию

Инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. Под педагогическими инновациями следует подразумевать целенаправленное, осмысленное, определённое изменение педагогической деятельности.

Соответственно развитие инновационных процессов - есть способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности. Профессиональная школа призвана разработать механизмы и технологии формирования инновационного мышления. Технологии служат звеном между теорией и практикой, высшим образованием и жизнью, их можно считать тем каналом, по которому профессиональные знания транслируются в систему обучения. Следовательно, под инновационным высшим образованием можно понимать образование, которое основано на новых знаниях и инновационной динамике. Инновационный процесс связан с переходом в качественно иное состояние, с ревизией устаревших норм и положений, ролей, а зачастую и с их пересмотром. Часто нововведения появляются совокупно, и тогда образуется целый инновационный массив.

Выделяются следующие инновационные процессы:

1) в содержании образования;

2) в технологии;

3) в организации;

4) в системе и управлении;

5) в образовательной экологии.
2. Классификация методов психолого-педагогического исследования.

Методы педагогического исследования – совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития.

Основные методы по В.Н. Дружнину:


Эмпирические (при которых осуществляется внешне реальное воздействие субъекта и объекта исследования);

Теоретические (когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее предметом исследования);

Интерпретационно-описательные (при которых субъект « внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графики, таблицы, схемы).

По мнению В.П. Кохановского: 1. Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности.

2. Общенаучные подходы и методы исследования выступают в качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук. К ним такие понятия, как: «информация», «модель», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

3. Частнонаучные методы - совокупность способов, принципов познания, исследовательских приемов и процедур, применяемых в той или иной науке. Это методы механики, физики, химии, биологии и социальногуманитарных наук.

4. Дисциплинарные методы – система приемов, применяемых в той или иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.

5. Методы междисциплинарного исследования – совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших как результат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин.

Билет 11.


1. Компетентностный подход в образовании: сущность, основные понятия, этапы становления

Компетентностный подход - это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования. Образовательный результат в контексте Болонского процесса должен быть представлен «профессиональной подготовленностью выпускника к рынку труда», который понимается как «использование совокупности знаний, умений, компетенций, а также личностных характеристик для успешного роста выпускников высших учебных заведений в выбранной профессии и для расширения перспектив их трудоустройства, в чем заинтересованы как сами выпускники, так и общество, экономика в целом и работодатели, в частности».