Файл: Учебное пособие по выполнению выпускных квалификационных работ для студентов Инженерноэкономического института.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.04.2024
Просмотров: 440
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ И ПЕРЕЧЕНЬ ЭТАПОВ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ
Выполнение выпускных квалификационных работ
Общие требования к оформлению выпускных квалификационных работ
Подготовка к защите и защита выпускных квалификационных работ
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Приложение 2. Образец титульного листа ВКР
Приложение 3. Образец задания на выпускную квалификационную работу
Приложение 5. Этапы и сроки выполнения ВКР для студентов заочной (сокращенной) форм обучения
Подготовка к защите и защита выпускных квалификационных работ
-
Подготовка к защите выпускных квалификационных работ
ВКР считается допущенной к защите при наличии отзыва руководителя и рецензии, после получения на титульном листе подписей руководителя и допуска заведующего кафедрой (или заместителя заведующего кафедрой по учебной работе).
Полностью оформленную ВКР автор сдает руководителю за 10 рабочих дней до защиты.
Руководитель проводит со студентом предзащиту с участием заведующего или заместителя заведующего по учебной работе.
ВКР, отзыв руководителя и рецензия на работу должны быть представлены на подпись заведующему кафедрой для допуска к защите не позднее чем за 2 рабочих дня до заседания ГЭК.
Таблицы и графики могут быть представлены членам ГЭК в виде копий стандартных страниц ВКР Также, в виде раздаточного материала может быть предоставлена распечатка презентации. Все материалы, оформляемые как раздаточные для комиссии, должны присутствовать в тексте работы.
-
Защита выпускных квалификационных работ
Защита состоит из следующих этапов:
-
Сообщение секретаря комиссии о теме работы, руководителе и авторе работы (Ф.И.О., группа). -
Доклад автора о содержании работы и основных выводов (отводится до 8 минут). -
Вопросы членов ГЭК, присутствующих на защите преподавателей и ответы на вопросы (отводится до 10 минут). -
Представление отзыва руководителя. -
Представление рецензии и ответы на приведенные в ней замечания.
Решение по докладу и результатам защиты ВКР члены ГЭК выносят на закрытом заседании с указанием оценки по пятибалльной шкале и принятием рекомендации о продолжении обучения в магистратуре/аспирантуре, если это целесообразно.
После окончания закрытого заседания председатель ГЭК сообщает студентам решение комиссии, включая оценки за работу, и зачитывает рекомендации о продолжении обучения в аспирантуре/магистратуре (если таковые имеются).
Экземпляр выпускной работы хранится на выпускающей кафедре в течение 5 лет.
-
Особенности проведения ГИА с применением ЭО и ДОТ
Дипломное проектирование представляет собой длительный и трудоемкий процесс, в котором принимают участие не только преподаватели и студенты
, но и сотрудники кафедры и института.
Большое число участников подразумевает большое число коммуникаций разного рода: переписка, звонки, непосредственное общение. Ранее взаимодействие ограничивалось, в основном, непосредственными переговорами и телефонными разговорами. Но с появлением и развитием информационных технологий число способов общения и взаимодействия заметно увеличилось.
Появились электронная почта, социальные сети и мессенджеры, онлайн видеоконференции и т.д. Это дало новый виток развитию дистанционного образования. Появились различные онлайн-курсы, курсы с частичным применением дистанционных технологий. В учебных заведениях появились структуры, занимающиеся дистанционным образованием. В МЭИ это ИДДО – Институт дистанционного и дополнительного образования. В условиях пандемии COVID-19 роль дистанционного образования усилилась в разы. Оно во многих случаях стало единственным способом взаимодействия студентов с преподавателями.
Развитие дистанционного образования повлекло соответствующие нормативно-правовые изменения. Главным документом, регламентирующим образовательный процесс в Российской Федерации, является Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который был доработан под непростые условия пандемии.
П.2. ст.13 данного ФЗ гласит: «При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.»
Закон допускает использование электронного обучения в образовательном процессе.
Непосредственно самому процессу реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий посвящена ст. 16 ФЗ. В ней даются определения специализированных терминов, разъясняются общие моменты по проведению учебного процесса.
Согласно п. 1 данной статьи: «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Также, дается трактовка понятия «дистанционные образовательные технологии. Под ним «понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
П. 2 разрешает организациям, осуществляющим образовательную деятельность, «применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ» в установленном порядке и при должном согласовании.
В п. 3 отмечены особенности реализации программ исключительно в виде электронного обучения и дистанционных технологий. В данном случае «в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся». Отмечается, что существуют профессии и направления подготовки, «…реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий…».
Списки данных профессий и направлений утверждаются специализированными органами.
П.4 определяет «место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся» «…местом осуществления образовательной деятельности…»
В п. 5 сообщается, что организация, осуществляющую образовательную деятельность, «обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну».
Помимо данного ФЗ существуют и другие нормативные акты по дистанционному образованию.
В марте 2020 года Минобрнауки выпустило методические рекомендации «Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции».
Документ представляет собой ответы на вопросы по организации дистанционного обучения и включает в себя 3 блока вопросов-ответов: для администрации образовательных организаций, для студентов и для преподавателей.
В частности, на вопрос о том, «кто принимает решение об использовании онлайн-курсов при реализации образовательных программ» дается следующий ответ: «в зависимости от положений локальных нормативных актов университетов данное решение может быть принято ректором, деканами факультетов, руководителями иных подразделений, академическими руководителями образовательных программ. Фактически это решение об изменении технологии реализации учебной дисциплины и списка ресурсов, используемых в обучении».
Решение об использовании тех или иных онлайн-курсов остается за руководством университета.
В изменившихся условиях обучения организация должна обладать специальными нормативными актами.
«Должны быть принят приказ об организации образовательного процесса в связи с профилактическими мерами, связанными с угрозой корона вирусной инфекции, предусматривающий, в том числе использование онлайн-курсов и дистанционных образовательных технологий (Learning Management System, электронная почта, мессенджеры, системы вебинаров, чаты, подкасты и др.) в образовательном процессе.
Кроме этого, университетом должен быть утвержден перечень доступных онлайн-курсов на базе перечня онлайн-курсов, подготовленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации. Университетам рекомендуется размещать на сайте информацию о сроках реализации таких онлайн-курсов и датами завершения записи студентов на онлайн-курсы».
В НИУ МЭИ особенности проведения ГИА с использованием технологий дистанционного обучения отражены в Положении о ГИА. Далее будут рассмотрены аспекты данного документа, касающиеся дистанционного проведения ГИА в целом и защиты ВКР в частности.
Организация рабочего места «для осуществления дистанционного взаимодействия с ГЭК» «в соответствии с техническими и программными требованиями» возлагается непосредственно на обучающегося
Мобильный телефон разрешено использовать исключительно «в качестве канала экстренной связи и/или для подключения к заседанию ГЭК».
«Государственные аттестационные испытания организуются и проводятся в формате видеоконференции с обязательной видеофиксацией хода их проведения».
Одним из ключевых моментов при проведении ГИА с применением ЭО и ДОТ является идентификация личности обучающегося. Она состоит из двух частей: электронной и визуальной идентификации.
«Электронная идентификация личности обучающегося осуществляется путем ввода логина и пароля, выданных МЭИ обучающемуся.
Визуальная идентификация личности обучающегося осуществляется посредством сравнения лица, вышедшего на связь, предъявляемой фотографии в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ (паспорт или временное удостоверение личности), либо документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина в Российской Федерации».
При этом «ответственность за достоверность представляемых для идентификации данных и соблюдение процедуры идентификации личности обучающегося» возлагается на самих обучающихся.
При проведении ГИА «допускается использовать только утвержденные локальным нормативным актом МЭИ платформы».
Для каждого заседания ГЭК заведующий кафедрой «формирует список обучающихся, допущенных к соответствующему государственному аттестационному испытанию, с указанием даты и времени проведения заседания ГЭК».
Данный список «не менее чем за 5 календарных дней до заседания ГЭК … направляется посредством ОСЭП в дирекцию института, руководителям ВКР, членам ГЭК, секретарю ГЭК, а также обучающимся … Дирекция института накануне дня проведения государственного аттестационного испытания направляет посредством ОСЭП секретарю ГЭК выписку из приказа о допуске обучающихся к государственному аттестационному испытанию».
Перед защитой проводятся тестовые подключения председателя и членов ГЭК («не позднее чем за 3 рабочих дня до начала первого государственного аттестационного испытания») и обучающихся («не позднее чем за 2 рабочих дня до начала соответствующего государственного аттестационного испытания»). «Ссылки на тестовую видеоконференцию рассылаются секретарем ГЭК посредством ОСЭП».
Другим ключевым моментом является то, что «при проведении государственной итоговой аттестации с применением ЭО и ДОТ все документы, в том числе электронные письма, направленные … посредством ОСЭП, приравниваются к собственноручно подписанным документам». Таким образом, электронные версии документов и переписка через ОСЭП выходит на уровень официальной документации.
Через ОСЭП происходит рассылка в том числе и ссылок на видеоконференцию заседания ГЭК. «Они рассылаются секретарем ГЭК … всем участникам накануне дня заседания ГЭК». Сама видеоконференция начинается «в день проведения заседания ГЭК не позднее, чем за 15 минут до его начала». В назначенное время все участники защиты подключаются к видеоконференции.
Затем «секретарь ГЭК включает видеозапись, представляется, оглашает дату и время заседания ГЭК, объявляет о начале заседания и представляет присутствующих членов ГЭК».
Следующий этап – идентификация личности обучающегося. Для «каждого обучающегося по отдельности проводится исключительно секретарем и членами ГЭК — сотрудниками МЭИ, что обеспечивается путем ограничения приема аудио/видео трансляции другим участникам и приглашенным на заседание ГЭК».