Файл: Республика как разновидность формы правления 4 Понятие и классификация форм правления 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
республика без республиканских учреждений, можно сказать, что это президентско-милитаристкая республика. Впрочем, и в других развивающихся странах используется концепция двойной роли армии (военной и политической) и вооруженные силы служат остовом многих «гражданских» президентских республик (Индонезия, Турция и др.).

Специфическими чертами обладала президентская республика в некоторых бывших странах социалистической ориентации. В отдельных государствах (Ангола, Бенин, Конго, Мозамбик) практиковалось избрание президента республики высшим органом (съездом или центральным комитетом) единственной в стране правящей партии. Председатель этой партии, избранный ее съездом, становился в соответствии с этим партийным постом автоматически президентом республики. Он получал лишь инвеституру (утверждение, вручение власти) в парламенте: последний не мог ни отказать в признании его президентом, ни избрать президентом дpyгoe лицо. Такой президент опирался не только на государственный, но и на реально властвовавший партийный аппарат.

§ 3. Особенности смешанной республики


Смешанная республика, её также называют суперпрезидентской, полупрезидентской или полупарламентарной. Эта республика объединяет в себе черты президентской и парламентарной республики.

С одной стороны, для такой республики характерен внепарламентский способ формирования правительства, парламент не имеет права выразить недоверие правительству. С другой стороны президент имеет право роспуска парламента, всегда есть пост премьер министра, президент зачастую, не являясь юридическим главой исполнительной власти, фактически руководит правительством. К таким республикам можно отнести Францию и Российскую Федерацию. По Конституции Французской Республики 1958 года президент избирается гражданами и руководит правительством, что характерно для президентской республики. В то же время, назначаемое им правительство должно пользоваться доверием нижней палаты Парламента - Национального собрания, что характерно для парламентарной республики. Вместе с тем президент может распускать Национальное собрание по своему усмотрению, что не
характерно ни для той, ни для другой разновидности республиканской формы правления.

Своеобразна форма правления в Швейцарии. Правительство назначается парламентом и подотчетно ему, однако политическая ответственность правительства перед парламентом конституционно не предусмотрена, и форма правления, следовательно, дуалистическая.

В ХХ веке появилась новая разновидность республики – президентскомонистическая республика. Такая республика появилась в результате резкого усиления президентской власти в суперпрезидентской республике, и, как правило, в условиях тоталитарного режима. Отличительным признаком является смена периодичного переизбрания главы государства на «пожизненное президентство», причем президент может ещё при жизни назначить себе приемника. В конечном итоге это приводит к появлению признаков монархии. Следует заметить, что такое возможно только в условиях тоталитарного режима. Примерами президентскомонистической республики являются: в Югославии период правления Тито, в настоящее время это Малазии, КНДР.

Также существуют извращенные разновидности республики, характеризующиеся нелегитимностью власти. Например, когда в стране происходит государственный переворот, который ставит во главе государства единоличного диктатора (он может называться президентом, координатором, вождем, генеральным секретарем центрального комитета партии и так далее) или группу диктаторов, форма правления официально может провозглашаться или оставаться республиканской, но её демократическая суть выхолащивается. Это происходит и в том случае, когда законно избранное или назначенное должностное лицо (президент, премьер-министр и тому подобное) захватывает не принадлежащие ему по конституции полномочия, отказывается оставить свою должность по истечении срока полномочий, - словом, когда узурпирует власть. Так поступил Гитлер в Германии в 1933 году, Ж. Мобуту в Заире (тогда - Конго) в 1960 году, черные полковники в Греции в 1967 году, А. Пиночет в Чили в 1973 году. Есть и примеры такой замены монархии республикой, которые означают ликвидацию существовавшей при монархии демократии. Например, те же греческие

черные полковники в июне 1973 года ликвидировали монархию, однако демократии стране такая республика отнюдь не добавила. Мало отличаются от абсолютной монархии некоторые республики тропической Африки, где, несмотря на наличие парламента и формально независимых судов, власть президента практически неограниченна (так называемые монократические республики). Смена президентов здесь происходит обычно лишь в результате их смерти или военного переворота, а отнюдь не на всеобщих выборах. Перевыборы же на новый срок носят скорее ритуальный, чем реальный характер. В Малави, к примеру, Президент вообще находится в должности пожизненно.

§ 4. Особенности парламентской республики


В отличие от президентской республики, где все институты власти формируются на выборах, в парламентской республике единственным демократически избранным институтом власти является парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия. Парламентская республика обладает следующими признаками:

  • отсутствует принцип жесткого разделения властей, существует режим сотрудничества законодательной и исполнительной властей;

  • правительство формируется победившей на выборах партией или коалицией партий, которая располагает большинством мест в парламенте;

  • правительство ответственно перед парламентом;

  • глава государства - президент - избирается парламентом и формально обладает правом назначать премьер-министра;

  • президент по конституции наделен широкими полномочиями, однако на практике он осуществляет их по предложению премьер-министра;

  • особое положение премьер-министра в системе верховной власти, обладающего значительными фактическими полномочиями в сфере исполнительной власти.

Парламентская республика иначе, чем в президентской, обеспечивает баланс законодательной и исполнительной власти. Доминирующая роль принадлежит высшему законодательному и представительному органу власти - парламенту. Однако на практике, благодаря парламентскому вотуму доверия правительству, происходит заметное усиление исполнительной власти путем наделения ее дополнительными полномочиями, в том числе и законодательными. Подобная система правления существует в ФРГ, Италии, Индии и т. д.

Рассмотрим механизм функционирования парламентской республики на примере ФРГ.

Формально верховная власть в ФРГ разделено между парламентом - Бундестагом (законодательной), президентом и федеральным правительством (исполнительной), федеральным конституционным судом и федеральной судебной палатой. Законодательная власть принадлежит Бундестагу, который избирается на 4 года на всеобщих выборах. Он является нижней палатой парламента.
Верхней палатой выступает Бундесрат, члены которого назначаются правительствами 16 земель, входящих в ФРГ, пропорционально их численности населения земли.

Исполнительная власть - президент и федеральное правительство - формируется Бундестагом. Главой государства является федеральный президент. Он избирается федеральным собранием, в которое входят члены Бундестага и такое же число представителей от земель, на 5 лет. Одно лицо может занимать пост президента лишь два срока. По конституции президент не входит в состав федерального правительства. Кок глава государства, он представляет ФРГ в международных отношениях, заключает договоры с иностранными государствами, назначает и отзывает послов, обладает правом роспуска Бундестага, назначает и увольняет федеральных судей, государственных служащих, осуществляет право помилования. Многие свои полномочия он осуществляет по совету канцлера. Президент несет ответственность перед Бундестагом, который может отстранить его от должности за нарушение законов ФРГ. Акты президента требуют контрасигнатуры, то есть скрепления подписью ответственного министра или премьер-министра.

Правительство ФРГ формируется парламентом и несет ответственность и перед ним. Кандидатура премьер-министра (в ФРГ он называется канцлером) предлагается Бундестагу президентом из числа лидеров партий, победивших на парламентских выборах. Утвержденный Бундестагом канцлер формирует правительство, министры которого назначаются президентом. Особое положение в исполнительной власти ФРГ занимает канцлер, который определяет основные направления внутренней и внешней политики и несет ответственность за их реализацию.

Судебная власть в ФРГ независима. Оно осуществляет правосудие в различных формах.

В парламентской республике велика роль политических партий, формирующих волю граждан и отражающих их интересы в органах власти. По сравнению с президентской республикой парламентская республика имеет известные преимущества: единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие преобразования.