Файл: Республика как разновидность формы правления 4 Понятие и классификация форм правления 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Однако парламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки: парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно. Так, в Италии часто повторяющиеся правительственные кризисы (примерно два раза в год сменяются правительства) происходят из-за того, что девять партий в парламенте не могут договориться о единой программе действий.

§ 5. Республика с монархическими элементами


Ранее уже говорилось о пожизненных президентах. Такая должность, созданная впервые в Югославии для Иосипа Броз Тито, первого президента Югославии, который возглавлял освободительную борьбу югославских народов против фашистских захватчиков, была затем установлена в некоторых странах Азии и Африки: в 60-х годах — в Индонезии, в 70-х годах — в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. Пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный президент всегда был лидером этой партии), с провозглашением президента «духовным вождем народа», основателем новой идеологии, объявленной государственной. Один из таких пожизненных президентов — Бокасса пошел еще дальше: провозгласил себя императором Центральноафриканской империи (он был свергнут в 1979 г.). В Корейской Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким Ир Сена был объявлен его наследником и стал руководителем страны в 1994 г. Институт пожизненного президента и особенно объявление этого поста наследственным сближают данную республиканскую форму правления с монархией.

Как отмечалось, многих республиканских черт лишена форма правления, создаваемая в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным органом, например парламентом или особой избирательной коллегией. Они провозглашаются президентами группой своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент в этих условиях распускается, конституция целиком или в значительной части отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных властей. Таким образом, создается необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют республиканские учреждения.

Особая форма республики — теократическая республика, где правит мусульманское духовенство, — существует в Иране. В этой стране в соответствии с Конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет руководитель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве — халифате. Пост Руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства.



Глава 3. Форма правления в Российской Федерации


Создатели Конституции 1993 г., избирая форму правления для новой России, независимо от того, желали они этого или нет, учитывали по крайней мере три обстоятельства, которые оказали на них, видимо, решающее влияние. Во-первых, это авторитарный опыт прошлого. Он не исчезает никогда бесследно и не мог исчезнуть. Семидесятилетний период жизни страны, психология населения, сложившаяся в определенных условиях, умонастроения самих создателей проектов конституции (было два основных проекта, которые должно было соединить упомянутое выше Конституционное совещание), непосредственная обстановка ее разработки (применение насильственных средств, с одной стороны, сторонниками распущенного парламента, с другой стороны, президентом), жесткость мер, принимаемых в этих условиях государственным аппаратом, личность самого действующего президента, который оказывал существенное влияние на разработку конституции и даже внес некоторые изменения уже после завершения работы Конституционным совещанием, объективная необходимость укрепить государственную власть в связи с имевшим до этого место "параличом власти" и другие обстоятельства объективно обусловили авторитарские черты в форме правления России, созданной в соответствии с Конституцией 1993 г.

Во-вторых, разработка конституции и выбор формы правления происходили в обстановке развивающейся антитоталитарной демократической революции, которая проложила путь для перехода от тоталитарного социализма к демократическому обществу. Этот путь был ещё только начат, тем не менее демократические институты нашли свое закрепление и в форме правления. Правда, по объективным условиям выбор был невелик: многие черты парламентаризма принципиально отвергались хотя бы потому, что во время разработки проекта конституции произошли известные октябрьские события 1993 г. в Москве. Парламент, пытавшийся узурпировать (и отчасти он успел в этом) многие полномочия исполнительной власти, тормозивший некоторые демократические реформы, утратил авторитет среди определенной части населения. Тем более значительной роли парламента в государственной структуре не желала исполнительная власть. Поэтому те черты парламентаризма, которые появились в новой форме правления, были очень ограниченными. Наконец, на выбор формы правления существенно повлиял международный опыт. Конечно, создатели проекта лучше знали свои условия, но стремясь избежать в названиях институтов, глав конституции прежних "советских клише", они заимствовали кое-что из зарубежного опыта. Так, была взята система выборов парламента, аналогичная германской, из текста Конституции Германии 1949 г. был заимствован термин "Основы конституционного строя", заменивший название так не нравившейся главы советских конституций "Основы общественного строя". Кое-что учли из опыта США (например, прямое руководство по крайней мере "силовыми" и некоторыми другими министрами со стороны президента), но особенное внимание, видимо, было уделено французской конституции, установленной ею форме полупрезидентской республики.


Она казалась создателям проекта наиболее уместной в сложившихся в ту пору российских условиях, позволяя соединить некоторые элементы вызревавшей демократии, правда, достаточно ограниченной, с положением сильного президента. К тому же нужно было учесть и его личные качества, роль победителя в схватке с парламентом. Избранная форма не была копией французской полупрезидентской республики, да и не могла быть ею вследствие особых обстоятельств России, указанных выше. К тому же во Франции расхождение юридических норм и фактического положения в отношениях высших органов государства незначительно, роль контрольных органов, в том числе конституционного совета, сложившийся веками менталитет уважения к конституции, закону не позволяют таких расхождений. Как уже отмечалось, президент назначает правительство из среды оппозиции, если она победила на выборах в парламент. Ситуация в России иная. Да и сам парламент, каким бы он ни был, подвергался фактическому роспуску указом президента, указом же президента были созданы нормы нового избирательного права, по приказу исполнительной власти был совершен танковый обстрел парламента (хотя, повторим, и "советский" парламент инспирировал и совершал насильственные вооруженные действия). В этих условиях фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства имеют нередко более важные значения, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически.

Элементы парламентаризма представлены в полупрезидентской республике России прежде всего тем, что премьер-министр (Председатель Правительства) назначается с согласия парламента. Без такого согласия юридически Президент в обычных условиях назначить премьер-министра не может. В период действия Конституции 1993 г. премьер-министр (и правительство) назначались дважды — в 1996 г. в связи с новыми выборами президента и в 1998 г. в связи с увольнением Президентом Председателя Правительства в отставку. В этих условиях прежнее правительство было обязано сложить свои полномочия, что оно и сделало. Принятие же новой Конституции 1993 г. не повлекло образования нового правительства, поскольку п. 4 заключительных и переходных положений Конституции устанавливал: "Совет министров — Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией... ".


Согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента — Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент. До этого однажды на практике он использовал "мягкое", рейтинговое голосование и предложил парламенту три кандидатуры. Из них он затем выбрал одну (В. С. Черномырдина) и предложил эту кандидатуру на утверждение парламента. То, что президент предлагает кандидата, ничего необычного в этом нет. По существу, такой же порядок и в парламентарной республике. Различие, однако, заключается в том, что, как говорилось, в парламентарной республике кандидат заранее известен, он определяется партийным большинством парламента, его нижней палаты. В России выбор кандидата Президентом также может зависеть от партийного большинства, если такое решение примет Президент, но это вовсе необязательно состав правительства парламентом не утверждается. В этом отношении действует то же правило, что в полупрезидентской республике Франции, хотя, как и в ней, вопрос о доверии правительству может быть поставлен позже. В России, однако, в современных условиях партийной структуры общества и парламента соотношения сил олигархических группировок, оказывающих давление на государственную власть, а то и прямо захватывающих куски политической власти (известная формулировка о семибанкирщине, напоминающая исторические времена "семибоярщины" в управлении государством), Президент при назначении Правительства, в отличие от Франции, не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, но на партийную принадлежность министров. Он с самого начала не хотел быть связан с какой-либо партией, даже со своей собственной, если бы она была создана, предпочитая свободу рук. По идее, он должен быть один, возвышаясь над всеми другими структурами. Это еще раз показала отставка Правительства в марте 1998 г., когда о ней, судя по интервью в прессе, не был даже заранее информирован премьер-министр В. С. Черномырдин, работавший преданно с Президентом в этой должности шесть лет. Подробнее об этой отставке и формировании нового Правительства я скажу ниже.

Согласно закону о Правительстве Российской Федерации кандидат на должность Председателя Правительства должен доложить Государственной Думе программу правительства и ответить на вопросы депутатов. Так это и было при трех, допускаемых Конституцией, попытках нового кандидата в премьеры "пройти" в Думу в марте-апреле 1998 г.