Файл: Республика как разновидность формы правления 4 Понятие и классификация форм правления 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, олицетворяющей идею представительства интересов различных групп населения, и исполнительной властью, призванной эффективно реагировать на возникающие проблемы и оперативно их разрешать. Сбалансированность эффективности и представительности в различных моделях республиканского правления достигается определенным сочетанием режимов взаимодействия властей, порядком их формирования и механизмом согласования и реализации общезначимых и частных интересов.

Глава 2. Виды республиканской формы правления

§ 1.Особенности президентской республики


Президентская республика впервые была создана в США Конституцией 1787 г. и, как показывает опыт, стала ее классическим вариантом. Затем американскую модель пытались копировать большинство стран Латинской Америки, Азии и Африки, некоторые государства Центральной и Восточной Европы, стремившиеся достичь политической и социальной стабильности. Действительно, более чем двухсотлетний опыт США показывает, что президентская республика является эффективной формой правления благодаря сильной исполнительной власти в лице президента, способной быстро реагировать на возникающие потребности населения и решать их.

Однако американская президентская республика формировалась в определенных исторических, экономических, социокультурных условиях, которых не было в других странах. Вследствие этого им удавалось перенять отдельные принципы и институты американской модели, но не всю систему. По этой причине американская модель модифицировалась применительно к условиям конкретных стран, например таких как Аргентина, Бразилия, Чили, Португалия, Египет, Индонезия и др.

Признаками президентской республики, отличающими ее от иных видов республиканского правления, являются следующие:

  • глава государства - президент одновременно является главой исполнительной власти;

  • избрание главы государства внепарламентским способом – всеобщим голосованием населения;

  • жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

  • наличие механизма сдержек и противовесов, когда ветви верховной власти сдерживают друг друга;

  • правительство формируется президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом;

  • равная легитимность законодательной (парламент) и исполнительной (президент) власти, сформированных на основе всеобщих выборов.


Рассмотрим механизм президентской республики на примере США. Создатели президентской республики в США смогли найти баланс законодательной и исполнительной власти при условии, что верховная власть подотчетна гражданскому обществу, однако у граждан нет непосредственного, прямого влияния на процесс принятия политических решений. Президентская республика в США основана на принципе жесткого разделения властей, согласно которому было найдено равновесие между законодательной властью в лице Конгресса, исполнительной властью в лице президента и судебной властью в лице верховного суда Власти автономны и не вмешиваются в дела друг друга у президента отсутствует право на роспуск палат Конгресса.

Принцип разделения властей в США был дополнен механизмом "сдержек и противовесов", при котором ветви высшей государственной власти равноправны, ни одна из них не должна доминировать. Согласно мнению одного из создателей США Дж Мэдисона, верховная власть должна иметь такую структуру, "чтобы каждая ее составляющая часть могла в процессе взаимодействия с другими частями быть средством сдерживания их амбициям должны быть противопоставлены другие амбиции". С одной стороны Конгресс сдерживает президента и верховный суд тем, что принимает законы, в рамках которых им надлежит действовать. В случае нарушения законов, например, Конгресс может отстранить президента от власти через процедуру импичмента. С другой стороны, президент влияет на Конгресс тем, что может отклонять законы (отлагательное вето), принятые высшим законодательным органом. Верховный суд "сдерживает" Конгресс и президента правом признания их актов не соответствующими Конституции США.

Законодательная власть в США принадлежит Конгрессу1, который избирается на основе всеобщих, ровных и прямых выборов путем тайного голосования Конгресс США состоит из двух равноправных палат - Палаты представителей (435 депутатов, избираемых на два года) и Сената (100 сенаторов, по два сенатора от 50 штатов сроком на 6 лет, причем Сенат обновляется на одну треть каждые два года) Конгресс обладает финансовыми полномочиями (среди которых право чеканить монету, устанавливать налоги, делать займы и т.д.), военными полномочиями (объявлять войну, формировать армию, флот и т.д.), законодательными полномочиями (принимать законы).

Исполнительная власть в США осуществляется президентом2. Он является главой государства и главой правительства. Полномочия президента США как главы государства достаточно обширны: 1) он представляет США в отношениях с другими государствами; 2) с

согласия Сената назначает и отзывает послов; 3) заключает международные договоры; 4) является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардии; 5) обладает правом помилования, отсрочки исполнения приговоров, награждает медалями и иными знаками отличия; 6) с согласия Сената он назначает министров, которые несут ответственность перед ним, а также членов верховного суда; 7) обладает правом созывать Конгресс на чрезвычайные сессии; 8) утверждает и опубликовывает законы, принятые Конгрессом или в случае несогласия возвращает их в Конгресс на повторное рассмотрение. Как глава исполнительной власти, президент: 1) непосредственно руководит государственным аппаратом управления, 2) назначает и увольняет служащих федеральной администрации, 3) несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, 4) издает указы и исполнительные приказы. По Конституции США статус правительства не определен.

Руководители исполнительных департаментов составляют кабинет министров, обладающий консультативными функциями при президенте. Президент США избирается не прямым голосованием граждан, а косвенным путем - через выборщиков (их должно быть 538) от населения.

Судебная власть в США осуществляется верховным судом и низшими судами, которые учреждает Конгресс1. Члены верховного суда (их 9) назначаются президентом с согласия Сената. Верховный суд обладает правом осуществлять судебный надзор за соответствием законов и иных актов Конституции США и в случае их отклонения отменять действие подобных нормотивно-правовых актов. Кроме этого, верховный суд имеет право толковать Конституцию, разрешать споры о компетенции между высшими органами власти и органами власти штатов.

При президентской системе власти существует опасность узурпации верховной власти президентом, частых конфликтов между законодательной и исполнительной ветвями власти. По этой причине президентская республика может эффективно функционировать лишь в условиях зрелого гражданского общества. В США опасность узурпации власти предотвращается принципом жесткого разделения властей, четко установленным сроком правления президента - не более двух сроков, то есть 8 лет занятия должности одним лицом Высокая политическая культура общества позволяет удерживать общество от столкновения интересов, используя авторитет верховного суда, развитую партийную систему и иные политические силы (профсоюзы, СМИ), посредством которых достигается политическое согласие.



§ 2. Особенности суперпрезидентской республики


Вследствие особой роли главы государства, концентрации в его руках больших полномочий отдельные страны Латинской Америки давно получили название суперпрезидентских республик. Однако в последние десятилетия в Азии и Африке появились такие республики, где власть президентов была еще более усилена. Они являлись руководителями единственной легальной, а то и вообще единственной партии, провозглашенной конституцией в тех или иных формулировках руководящей силой общества и государства. Президенты были главными идеологами страны, создателями официально провозглашенной обязательной идеологии (Гана при президенте Кваме Нкруме, Гвинея при президенте Секу Type, Заир при президенте Мобуту и т.д.). Наконец, многие из таких лидеров в разных странах (Заир, Тунис Уганда, Экваториальная Гвинея и др.) были провозглашены пожизненными президентами. Таким образом, возникла президентско-монократическая республика, форма президентского абсолютизма.

В настоящее время в связи с процессами глобальной демократизации в мире таких форм президентской республики почти нет, но нельзя исключать появление их в дальнейшем.

Особой формой суперпрезидентской республики является такая форма правления, которая устанавливается во многих государствах в результате военных переворотов. Это довольно частое явление в развивающихся странах: со времени образования независимых государств в Латинской Америке (приблизительно полтора века назад) в странах этого региона, а также в Азии и Африке произошло более тысячи военных переворотов, более половины из них были успешными и привели к созданию новой системы управления. В этом случае парламент, как правило, распускается (исключение составила, например, Бразилия, где в 1964 г. была проведена лишь его чистка), правительство и президент смещаются со своих постов. Создается новый высший орган — военный совет (революционный совет, совет национального спасения и т.д.), его председатель — лидер переворота провозглашается президентом республики. На места назначаются военные губернаторы, коменданты и др. Из прежних органов сохраняются обычно гражданские суды, но параллельно с ними создаются военные трибуналы, которые судят и гражданских лиц. Хотя в условиях военного управления могут проводиться выборы низовых представительных органов на местах (как трижды было в Алжире и дважды — в Нигерии), они ставятся под надзор военных властей. Создается, таким образом, фактически