Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 512
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв.
Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)
Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
Ренессансный утопизм
Развитие ренессансного утопизма связано с именами Т. Мора и Т. Кампанеллы. Сюда же может быть присоединен и Фр. Бэкон, чья модель идеального общества («Новая Атлантида») соответствует в целом ренессансной, однако Фр. Бэкона принято считать первым философом Нового времени.
Томас Mop (More) (1478—1535)— английский гуманист, философ и государственный деятель (1529—1532 — канцлер Англии). Когда король Генрих VIII объявил английскую церковь независимой от папы римского, а самого себя — главой английской церкви, Мор отказался это признать, был обвинен в государственной измене, брошен в тюрьму и казнен. В 1886 г. католическая церковь причислила его к лику блаженных, в 1935 г. — канонизировала.
В 1516 г. Мор опубликовал трактат «Утопия»1, где изображено идеальное общество. Там все люди равны, нет частной и даже личной собственности, обобществлено не только производство, но и быт. Труд — обязанность всех граждан, распределение на работы производится в зависимости от потребностей общества и способностей граждан. Трудовой день длится шесть часов, чтобы оставалось достаточно времени и сил на здоровые наслаждения и развлечения. Самую тяжелую и неприятную работу выполняют преступники, имеющие статус рабов. Предметы потребления распределяются между гражданами «по потребности», в «Утопии» нет денег. В этом обществе царит материальное изобилие, но остается не ясным, за счет чего оно достигается. Основой политического строя является принцип выборности и старшинства. Утопийцы допускают различные вероисповедания и осуждают лишь атеизм.
Томмазо Кампанелла (Campanella) (1568—1639)— итальянский философ и политический деятель, с 1591 г. — монах-доминиканец. Неоднократно обвинялся в ереси. В 1598 г. возглавил заговор против испанского владычества, был схвачен и приговорен к пожизненному заключению, провел в тюрьме 27 лет. В тюрьме написал большинство своих сочинений, в том числе «Город-Солнце». В этом идеальном государстве все равны, нет собственности и семьи, дети воспитываются государством, трудятся все, рабочий день — четыре часа. Активно развивается наука, и именно ее достижения облегчают жизнь и труд людей. Правителями являются ученые-жрецы, в государстве царит культ Бога-Солнца.
1 Полное название этой книги — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
281
Схема 96. Утопизм: основные периоды развития
282
Литература
Первоисточники
Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1972. Т. 2.
Балла Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли. М., 1989.
Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев-Москва, 1998.
Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII—XIX вв. М., 1999.
Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.
Макиавелли Н. Государь // Макиавелли. Избранные сочинения. М., 1982.
Монтень М. Опыты. М., 1991.
Мор Т. Утопия. М., 1978.
Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1986.
Учебники
Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. Краткий очерк истории философии / Под ред. М.Т. Иовчук и др. М., 1967.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994—1997. Т. 3.
Соколов В.В. Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962.
Справочники
Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000—2001. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—1995.
Монографии
Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1986.
Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения. М., 1972.
Кудрявцев О.Ф. Ренессансный гуманизм и «Утопия». М., 1991.
Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV — первой половины XV вв. М., 1977.
Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Возникновение культуры Нового времени. Новым временем принято называть период, начавшийся в Европе примерно в XVII в. (после эпохи Возрождения) и длящийся по настоящее время. Именно в Новое время возникла культура нового типа, заложившая основы технологической цивилизации, в которой мы сейчас живем.
Само возникновение культуры Нового времени в Европе (и прежде всего в Западной Европе) и порожденный ею невиданный рывок в развитии науки и техники, принципиальное изменение самого характера научного и философского мышления является удивительным и труднообъяснимым явлением в истории человечества.
Фрэнсис Бэкон, считающийся первым философом Нового времени, говорил о том, что решающую роль в становлении культуры Нового времени сыграли три великих открытия: книгопечатание, компас и порох (см. с. 287). Однако все эти открытия пришли в Европу с Востока — из Китая — и через посредство арабов (или шире — мусульманских народов). Известные на Востоке намного ранее, чем в Европе1, эти открытия тем не менее не привели там к соответствующим революционным преобразованиям в культуре.
Бумага была изобретена в Китае уже в I в. до н.э., книгопечатание (в форме ксилографии) известно, по крайней мере, с VIII в., а наборный шрифт — с XI в. То, что книгопечатание с помощью наборного шрифта не получило в самом Китае особого распространения, вполне объяснимо иероглифическим характером письма: громадное количество (десятки и сотни тысяч) используемых иероглифов делает неэффектив-
1 Ксилография (печать с резных досок) известна в Европе с XII—XIII вв., а книгопечатание с наборным шрифтом и компас появились в Европе в XV в., порох был заново открыт в Европе в XIII в., получив широкое распространение и применение в XIV—XV вв.
286
ным и очень дорогим наборный шрифт — основу книгопечатания1. То, что китайцы, зная компас, по крайней мере, с XI в., имея морское побережье большой протяженности, а также значительное количество кораблей, так и не отправились совершать Великие географические открытия и покорять мир, можно объяснить, во-первых, особенностями их ментальности, в основе которой лежит конфуцианство с его апологией консерватизма (жизни в соответствии с образцом, заданным предками). Другую причину в нежелании куда-то отправляться из своих родных мест можно усмотреть в укоренившейся в сознании китайцев идеи о тождестве микромира и макромира. Соответственно, изучение капли росы на цветке под окном или собственной души считалось не менее достойным способом познания мира, нежели далекие путешествия. Да и использовался компас чаще не в путешествиях, а в геомантии — при выборе подходящего места для строительства домов и других сооружений, в том числе погребальных. И, наконец, изобретение пороха (не позднее X в.), может быть, не произвело решающих перемен в военном деле Китая
2 потому, что ни в самом Китае, ни в соседних странах не было рыцарей — с ног до головы закованных в железо и практически неуязвимых ни для какого другого оружия, кроме огнестрельного. Не была особенно актуальной для средневековых китайцев и задача взятия крепостей, для чего порох также необходим3.
Но почему эти изобретения не получили широкого распространения хотя бы в мусульманском мире? Или почему порох пришел из Китая в Индию, а книгопечатание и компас — нет? Или почему в Индии, где уже в XVII в. были изобретены и использованы на практике (в борьбе с англичанами) пороховые ракеты (предтечи «катюш» и «фау» XX в.), это оружие не получило дальнейшего развития и не оказало никакого влияния на дальнейшее развитие индийской цивилизации? Вопросы такого типа можно задавать до бесконечности.
На сегодняшнем этапе развития науки мы не имеем убедительного ответа на них, располагая только рядом гипотез, по-разному объясняющих данное явление4. Однако, сравнивая развитие различных цивилизаций, сосуществующих на Земле, можно сделать вывод, что зарожде-
1 Поэтому в Китае большее распространение получила ксилография, что особенно оправдывалось при многотысячных тиражах книг особого типа, например астрологических календарей.
2 Порох в Китае в основном использовался для фейерверков, но не для развлечений, а для серьезных целей — изгнания злых духов.
3 Главными врагами средневековых китайцев были кочевники. «Брать города» приходилось чаще во время внутренних конфликтов. Факты использования при этом пороха известны, но они достаточно редки.
4К числу наиболее интересных и оригинальных гипотез такого рода, имеющихся на сегодняшний день, относится концепция Л.Н. Гумилева о влиянии на людей космического излучения, падающего определенными «полосами» на Землю и способствующего повышению энергетики (пассионарности) народов, населяющих данные территории.
287
ние в Европе культуры Нового времени является уникальным событием, не имеющим аналогов в другие эпохи1 и в других регионах. О зарождении культуры Нового времени в других районах Земли можно говорить только начиная со второй половины XIX в., и произошло это под влиянием европейской культуры.
Схема 97. Культура Нового времени: хронологические рамки
Регионы развития философии.
В период Нового времени произошло значительное расширение географических рамок христианского мира. Оно шло как посредством прямых военных завоеваний европейцев (скажем, в Америке), так и путем постепенного наращивания торгового, культурного (прежде всего миссионерского) и в ряде случаев опять-таки военного «присутствия» (так обстояло дело, например, в Индии). В результате к концу XIX — началу XX вв. не только значительная часть первобытных народов, но и многие страны буддийского и мусульманского мира оказались под властью европейцев (из интересующих нас в первую очередь стран — центров философской мысли свою политическую независимость от европейцев сумели сохранить только Китай и Япония). Однако далеко не везде политическое господство европейцев привело в этот период к господству христианской религии и европейской культуры и распространению европейской философии. Это произошло только в тех регионах, куда эмигрировало большое количество европейцев и где господствующей стала именно европейская культура, например в Северной Америке (там уже в XVIII в. фиксируется появление и развитие философии просветителей). В других регионах, например в той же Индии, которая с XVII в. постепенно начала попадать под влияние Великобритании, а во второй половине
1 Сопоставимыми по значимости событиями мировой истории можно считать только само зарождение цивилизации в IV—III тыс. до н.э. (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае) и, пожалуй, зарождение целого ряда великих религиозных учений, философии и науки в середине I тыс. до н.э. в ряде древних стран.
288
XIX в. стала ее колонией, никакого заметного влияния европейской философии не фиксируется до середины XX в.
Таким образом, при изучении истории философии для периода Нового времени термин «христианский мир» утрачивает свою прежнюю смысловую нагрузку. В XVII—XX вв. философии буддийского и мусульманского мира заметно противостояла не философия христианского мира, и даже не европейская философия, а философия региона европейской культуры (включающего кроме Европы еще и Северную Америку). И за ней опять утвердилось название «западная философия»1 в противовес философии как буддийского, так и мусульманского мира, объединяемой ныне под названием «восточная философия».