Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 515

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Отсюда вытекают следующие особенности византийской филосо­фии:

• практически полная погруженность в религиозную проблема­тику: философские идеи и методы используются почти исключительно для обсуждения теологических проблем;

• безусловный примат веры над разумом: авторитет Священного Писания и Священного Предания ставится много выше, чем авторитет науки (философии).

В истории византийской философии выделяются три основных пе­риода: ранний — IV — первая половина VII вв.; средний — вторая по­ловина VII—XII вв.; поздний — XIII—XV вв.

В ранний период в Византии продолжается развитие идеалис­тических учений античной философии эпохи эллинизма, и прежде все­го неоплатонизма. Одновременно ведется активная работа по синтезу философских идей и христианского вероучения; в истории христиан­ской философии это время относится к периоду патристики. Крупней­шие философы этого времени — Псевдо-Дионисий Ареопагит и Мак­сим Исповедник (580—662).

Средний период характеризуется возникновением и развитием византийской схоластики1, послужившей основой западноевропейской схоластики. Завершение периода патристики и начало схоластическо­го периода связано в первую очередь с именем Иоанна Дамаскина (675—750). В его работах было систематизировано православное ве­роучение, научные и философские знания того времени. Для Иоанна Дамаскина характерно обращение к некоторым философским идеям Аристотеля, а также широкое и последовательное применение его ло­гики при анализе всех рассматриваемых проблем.

1 Термин «схоластика» происходит от греческого слова, означающего «школа», т.е. «место, где учатся».

200

Крупнейшими философами этого периода являются также Миха­ил Пселл (1018—1096) и его ученик Иоанн Итал (вторая половина XI в.).

В поздний период наиболее интересным течением византийской философии можно считать мистическое учение исихазм.

Схема 64. Византийская философия: основные этапы



201
Исихазм (Hesychasm)


Термин «исихазм» происходит от греческого слова, означающего «покой», «безмолвие», «отрешенность». Как и в других мистических учениях, главной целью исихастов является достижение максимально возможного для челове­ка единства с Богом. Для этого помимо аскетического образа жизни используется особая система психотренинга, состоящая из упражне­ний, во многом напоминающих аналогичные упражнения в йоге и в су­физме, например многократное повторение определенных молитв, регу­лировка дыхания и движения крови и т.д. Эта система психотренинга была в основном разработана в IV—VII вв. египетскими и синайскими аскетами (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник). Класси­ческое описание техники исихазма принадлежит жившему в XI в. Си­меону — монаху одного из монастырей в Константинополе.

Философские идеи исихазма нашли свое выражение и систе­матизацию в творчестве Григория Паламы1 (1296—1359), поэтому философское учение исихазма часто называют паламизмом. В 1351 г. паламизм был признан православной церковью на Влахернском поме­стном соборе как официальное учение.

Центральный тезис учения Григория Паламы (который он отстаи­вал в борьбе со своими идейными противниками) состоял в том, что аскет, выполняющий систему упражнений исихастов, может достичь состояния экстаза, в котором он способен видеть исходящее от Бога излучение — «Фаворский свет», т.е. тот свет, который, согласно Еванге­лию, видели апостолы на горе Фавор.

Этот свет (излучение или энергия), исходящий от Бога, трак­туется Григорием Паламой как реальный, т.е. не иллюзорный, а так­же как несотворенный и невещественный. Это имманентно прису­щее Богу свойство, неотделимое от его сущности, т.е. не может су­ществовать самостоятельно, отдельно от Бога. В то же время в духе учения Аристотеля о сущности и существовании Григорий Палама утверждает, что Бог как сущность пребывает в себе и недоступен людям. Тогда как Божественные энергии, являющиеся формой само­проявления Бога, пронизывают мир и могут восприниматься чело­веком.

Судьба учения. Исихазм оказал особенно существенное влияние на русскую средневековую философию и на философию начала XX в., в частности на движение «имяславие» и «философию имени» (П. Фло­ренский, С. Булгаков, А. Лосев и др.).

1 Григорий Палама вскоре после смерти был причислен к лику святых.



202

Схема 65. Исихазм



Глава 12. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ СХОЛАСТИКА


Захват Рима варварами в 476 г., считающийся началом эпохи Сред­невековья, был для Европы лишь одним из эпизодов Великого пересе­ления народов, проходившего в V—VIII вв. Этот период получил в ис­тории название «темные века». В эту эпоху с востока на запад пере­двинулось большое количество различных племен — в основном германцев и славян. На развалинах бывшей Западной Римской импе­рии началось становление новых национальных государств, которое в целом завершилось к IX—XI вв.

Западноевропейская философия эпохи Средневековья носит назва­ние «схоластика». Хотя формально история средневековой филосо­фии начинается с конца V в., но в силу социально-политических при­чин в «темные века» развития философии в Западной Европе практи­чески не происходило. Почти единственными центрами культуры в это время были христианские монастыри, в библиотеках которых хра­нились и переписывались отдельные античные тексты, в том числе и философского содержания.

Систематическое и последовательное развитие западноевропей­ской схоластики началось только с XI в. В истории средневековой философии можно выделить следующие периоды.

1. Ранний период:

а)  предсхоластика (эпоха «темных веков») — V—VIII вв.;

б)  ранняя схоластика — IX—XII вв.

2. Зрелая, или высокая, схоластика — XIII вв.

3.  Поздняя схоластика — XIV—XV вв.

204

Схема 66. Западноевропейская схоластика: периоды развития



205

Все философские произведения эпохи схоластики были написаны на латинском языке, который в то время был не только языком церкви1, но и международным языком науки.

В V—XI вв. основной базой для философских построений служил неоплатонизм, в основном в интерпретации Аврелия Августина. В пе­риод зрелой и поздней схоластики ведущим учением становится пери­патетизм, и прежде всего в интерпретации Фомы Аквинского (томизм).

12.1. Предсхоластика V—VIII вв.


Переходной фигурой от античной философии к средневековой схо­ластике был Боэций (480—524), которого часто называют «послед­ним римлянином и первым схоластом». Именно Боэций первым попы­тался решить поставленную неоплатоником Порфирием проблему универсалий. У Боэция можно найти утверждения о том
, что фи­лософские учения Платона и Аристотеля в сущности не противоречат друг другу. Сохранившиеся сочинения Боэция носят чисто светский характер, но в настоящее время стало известно, что Боэций был авто­ром и нескольких сочинений по вопросам христианской догматики и теологии.

Боэций же перевел на латынь основные сочинения Аристотеля по логике и написал комментарии к некоторым из них. Вплоть до XIII в. переводы Боэция были практически единственными известными в Ев­ропе работами Аристотеля2.

Аристотелевская логика (силлогистика), представляющая собой си­стему строгого дедуктивного вывода, стала для схоластов основой рационального мышления. Использование правильных модусов силло­гизмов гарантирует получение истинного заключения при условии ис­тинности посылок. И так как каждое предложение в Священном Писа­нии и Священном Предании считалось абсолютно истинным, то ис-

1 В католической церкви укоренилось представление о трех священных языках — Древнееврейском, древнегреческом (как языках, на которых была написана Библия) и латыни, как языке, на котором проповедовали апостолы. Поэтому переводы Библии на национальные языки не разрешались вплоть до Второго Ватиканского собора в конце XX в. Все службы в католических церквях также велись на латыни, на национальных языках читались только проповеди. Одной из важнейших реформ протестантизма (XVI в.) как раз и стал перевод Библии на национальные языки. В православной церкви с само­го начала разрешались и поощрялись переводы Библии.

2 Логика Аристотеля была также известна по комментариям к работам Аристотеля неоплатоника Порфирия, переведенным на латынь.

206

пользование их как посылок в соответствующих силлогизмах открыва­ло дорогу для получения все новых и новых истин. Эти упражнения, часто имевшие формальный характер, стали существенной чертой схо­ластики, определяя ее методы, приемы доказательства и даже сам ее дух. Доверие к логическому выводу и законам логики доводило неко­торых схоластов до того, что они стали сомневаться в некоторых поло­жениях Библии, противоречащих друг другу, другие же усомнились в законах логики.

На становление схоластики оказал определенное влияние и друг Боэ­ция Аврелий Кассиодор (480/490—570). В своей работе «Институ­ции» он развил выдвинутую в период поздней античности идею о системе образования — так называемых