Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2024

Просмотров: 395

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, в восточной философии XIX в. не фиксируется рожде­ние принципиально новых учений или кардинального изменения в ка­ких-либо прежних (в Индии продолжается развитие ортодоксальных школ и особенно веданты, а из неортодоксальных — джайнизма; в Ки­тае — развитие неоконфуцианства, даосизма и чань-буддизма, в Тибе­те — тантризма, в Японии дзен-буддизма, в мусульманском мире — ка­лама и суфизма и т.д.). В это же время имели место и попытки синтеза различных восточных учений. Принципиально новым явлением для этих регионов стало проникновение в них в XX в. философских уче­ний Запада.

В силу социально-политических причин (и в частности, появления там коммунистических и социалистических партий) особое распрост­ранение в ряде регионов получил марксизм и неомарксизм (в Китае после победы «социалистической революции» одна из paзнoвиднocтeй неомарксизма вообще обрела статус «официальной философии») Можно также отметить влияние учения Л.Н. Толстого «о непротивле­нии злу насилием» на теорию и практику политической деятельности М.К. Ганди в Индии. Кроме того, во второй половине XX в. некоторые «восточные» философы попытались создать синкретические философ­ские учения, учитывающие проблематику, подходы и достижения как восточной, так и западной философии. Но в основном такие попытки совершались теми, кто получил образование в западных университетах (например, учение японского философа Нисида Китаро (1870—1945), который пытался осуществить синтез конфуцианства, буддизма и за­падной философии).

417

Схема 145. Общее развитие мировой философии: хронологические рамки



* Пунктирная линия в данном случае означает, что это влияние прослеживается, но не может быть доказано.

418

Гораздо большее влияние оказала философия Востока на современ­ную западную философию (схема 145): начало этого влияния просле­живается начиная с XVII—XVIII вв., но особенно значительным оно стало в XIX—XX вв. Так, в начале XIX в. можно отметить прямое влия­ние индийских упанишад на Шопенгауэра, во второй половине XIX в. — влияние буддизма и конфуцианства на Толстого, кроме того, в это вре­мя возникает такое мистическое направление, как теософия Блават­ской, полностью построенное на индийско-тибетских учениях. А начи­ная с конца XIX в. и на протяжении всего XX в. наблюдается общее влияние веданты, йоги, буддизма и дзен-буддизма на такие течения за­падной философии, как философия жизни, прагматизм, экзистенциа­лизм, психоаналитическая философия (особенно на Юнга и его после­дователей), феноменология, а также постструктурализм и постмодер­низм.

17.2. Общая характеристика западной философии


Современной западной философией принято называть философию, которая возникла после немецкой классической философии и в значи­тельной степени развивалась на ее базе. Она включает несколько десят­ков различных течений и направлений, различающихся по количеству приверженцев, характеру поставленных задач и способам их решения. Важнейшие течения и школы с примерными хронологическими рамка­ми представлены на схеме 146, а взаимосвязи между школами — на схе­ме 147.

Изложение данного материала в учебнике по истории философии можно построить следующим образом:

Во-первых, можно создать общую классификацию всех школ и на­правлений и излагать материал в соответствии с этой классификаци­ей. Однако на сегодняшний день такой общепринятой классификации не существует, а ее создание представляет определенные трудности. Так, некоторые школы и течения группируются по «генетическому признаку», например, «структурализм -> постструктурализм -> постмо­дернизм» или «феноменология -> экзистенциализм -> герменевтика» (схема 147), другие можно поделить по основному объекту исследова­ния, третьи — по методам и т.д. Но приемлемая классификация при этом не складывается.

419

Во-вторых, можно следовать принципу историзма и располагать ма­териал в соответствии со временем (или хотя бы периодом1) возник­новения соответствующих школ и учений. Но целый ряд течений (на­пример, философия жизни, позитивизм и т.д.) существовали на протя­жении всего или почти всего указанного периода и прошли при этом ряд этапов развития; поэтому такой способ изложения привел бы к разрыву в их изложении.

В-третьих, можно излагать материал по отдельным школам, просле­живая их внутренний генезис. Учитывая, что на экзамене обычно ста­вится вопрос именно о школах, в данном учебнике избран последний метод. Но при этом сами школы располагаются с максимальным уче­том как времени их возникновения, так и их идейной близости друг к другу.

Таблица 86. Основные периоды современной западной философии

Период

Годы

Основные события

Первый

«антропоцентри­ческий»

1830 — 1865

Продолжается развитие немецкой классиче­ской философии (Шеллинг, Гегель, Фейербах) примерно до 1850 г.;

зарождение, расцвет и угасание старогегель­янства;

зарождение, расцвет и угасание младогегель­янства;

зарождение, расцвет и угасание классического позитивизма (1830 — конец XIX в.);

зарождение философии жизни

(Шопенгауэр — ок. 1818 г.);

зарождение классического марксизма;

философия Кьеркегора (1842—1855)

Второй

когнитивный

1865 — 1920

Зарождение, расцвет и угасание неокантиан­ства (1865—1920);

зарождение, расцвет и угасание эмпириокри­тицизма (махизма);


1 Но это упирается в проблему периодизации современной философии, одна из воз­можных периодизаций представлена в табл. 86.

420

Окончание таблицы 86

Период

Годы

Основные события

 

 

зарождение неопозитивизма (логического позитивизма);

зарождение прагматизма;

зарождение марксизма-ленинизма;

расцвет философии жизни (Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер);

зарождение феноменологии (Гуссерль);

зарождение и начало расцвета психоаналити­ческой философии (Фрейд, Юнг);

развитие герменевтики (Дильтей);

зарождение неотомизма

Третий лингвистиче­ский

1920— 1970

расцвет и угасание неопозитивизма (логического позитивизма);

расцвет и угасание прагматизма;

расцвет марксизма-ленинизма;

развитие неотомизма;

развитие и угасание философии жизни (Бергсон);

зарождение, расцвет и угасание экзистенциа­лизма;

развитие феноменологии (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр);

развитие и расцвет герменевтики (Хайдеггер, Гадамер);

зарождение, расцвет и угасание структура­лизма;

зарождение и расцвет постструктурализма; зарождение постмодернизма

Четвертый постмодерн

1970 — настоя­щее время

Угасание марксизма и марксизма-ленинизма;

развитие психоаналитической философии;

развитие феноменологии;

расцвет герменевтики;

зарождение и расцвет постпозитивизма (лингвистической философии;

аналитической философии;

расцвет и угасание постструктурализма;

расцвет и угасание постмодернизма

421

Схема 146. Современная западная философия: хронологические рамки



422

Схема 147. Современная западная философия: генезис и взаимосвязи



Глава 18. ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

18.1. Истоки современной западной философии


Очевидно, что современная западная философия выросла на базе предшествующей философии, но, пожалуй, только неосхоластика, и преж­де всего неотомизм (единственное в рамках неосхоластики значимое течение конца XIX—XX вв.), является непосредственным продолжени­ем средневековой философии. Даже само возрождение схоластики в XIX в. было тесно связано с новациями Нового времени, а именно прохо­дило в русле романтической реакции на его рационализм1, впитало в себя ряд идей немецкой классической философии и т.д.

Подавляющее же большинство других современных учений возник­ло скорее на фундаменте предшествующих учений Нового времени, т.е. начала Нового времени и эпохи Просвещения, а также немецкой классической философии. При этом некоторые течения современной философии представляют собой прямое развитие отдельных учений немецкой классической философии2 (неокантианство, неогегельянство, марксизм и т.д.), другие же так или иначе «преодолевают» ее в самых различных аспектах (философия жизни, экзистенциализм, прагматизм, постмодернизм и т.д.).

Причем каждое современное учение, воспользовавшись рядом идей и достижений немецкой классической философии и развивая ее отдель­ные стороны и идеи, в то же время отвергает другие ее идеи. По ряду важнейших параметров такие современные учения можно оценить как «отрицание» немецкой классической философии, а иногда и всей фило­софии Нового времени в целом. Так, иррационализм, получивший широ­кое распространение в современной философии (в философии жизни, экзистенциализме, постмодернизме и т.д.), безусловно, можно оценить Как «отрицание» всего предшествующего рационализма.

1 Возник в эпоху начала Нового времени и получил последовательное развитие в эпоху Просвещения, затем в немецкой классической философии и достиг своей крайней, в некотором смысле, формы в классическом позитивизме в середине XIX в.

2 См. схему 148.

424

Схема 148. Развитие идей немецкой классической философии в современной философии



425

18.2. Характерные особенности современной философии



К числу наиболее существенных признаков современной филосо­фии можно отнести следующие:

• «практицизм» — направленность на реальную жизнь (индивиду­альную и социальную, материальную и духовную);

• «эволюционизм» — широкое распространение идеи эволюции природы, общества и человеческого познания;

• «релятивизм» — идея относительности всякого имеющегося (на данный момент времени) человеческого знания;

• «сциентизм» — тесная взаимосвязь с другими науками и прежде всего с естествознанием, а из гуманитарных наук — с психологией, ло­гикой и лингвистикой;

• «рационализм» и «иррационализм» — обострившаяся борьба этих направлений.
Практицизм

Во второй половине XIX — начале XX вв. особенно распространенными были идеалистические учения, крайне абстрактные и оторванные как от практической жизни, так и от естественных наук. Именно такие учения (и прежде всего — геге­льянство) в основном преподавались в европейских и североамери­канских университетах. Возникновение целого ряда новых течений в философии представляло собой попытку преодолеть этот «схоласти­ческий» характер философии. Позитивизм, марксизм, прагматизм, фи­лософия жизни, экзистенциализм и т.д. — каждый по-своему попы­тался изменить эту ситуацию, обращаясь к реальной человеческой жизни.

Позитивизм (классического периода и эмпириокритицизм), прагма­тизм и марксизм центром внимания сделали опыт и практику, провозг­лашая их основой и целью познания. При этом они, с одной стороны, продолжали развитие идей эмпиризма, некоторые были заложены еще в философии XVII—XVIII вв. (Фр. Бэкон, Локк, Беркли, Дидро и т.д.), а с другой — переосмыслили само понятие опыта и практики. Марк­сизм обратился прежде всего к всемирно-историческому опыту чело­вечества, тогда как другие философские школы — каждая по-свое­му — сделали акцент на индивидуальном или интерсубъёктивном опыте и человеческих переживаниях.

426

Таблица 87. Основные объекты исследования в современной философии

Течение в философии

Основной объект исследования

Философия жизни; философия Кьеркегора; экзистенциализм; философская антропология

Индивидуальная человеческая жизнь со всеми ее страстями, переживания­ми, целями и идеалами

Психоаналитическая философия; постструктурализм; постмодернизм

Человеческая психика и бессозна­тельное в ней, отношение между сознательным (рациональным) и бессознательным (иррациональным)

Феноменология; логический позитивизм; лингвистическая философия; аналитическая философия; структурализм; герменевтика

Человеческое сознание, открывающе­еся нам прежде всего через язык и сам язык как таковой

Классический позитивизм; эмпириокритицизм; прагматизм; неокантианство

Человеческий опыт (субъективный и интерсубъективный) и методология научного познания, вырастающая на базе опыта

Марксизм

Всемирно-исторический опыт челове­чества (практика) и законы обще­ственного развития