Файл: Учебник по дисциплине Философия часть первая История философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 395
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Часть I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Раздел 2. АНТИЧНАЯ (ГРЕКО-РИМСКАЯ) ФИЛОСОФИЯ
Раздел 3. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПЕРВЫХ ВЕКОВ
Часть II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Раздел 4. ФИЛОСОФИЯ БУДДИЙСКОГО МИРА
Раздел 5. ФИЛОСОФИЯ МУСУЛЬМАНСКОГО МИРА
Раздел 6. ФИЛОСОФИЯ ХРИСТИАНСКОГО МИРА
Часть III. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Раздел 7. ФИЛОСОФИЯ XVII—XVIII вв.
Раздел 8. ФИЛОСОФИЯ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX вв.
Часть IV. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ (XIX-XX вв.)
Раздел 9. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
Раздел 10. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Раздел 11 РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ X-XIX вв.
Во-вторых, в восточной философии XIX в. не фиксируется рождение принципиально новых учений или кардинального изменения в каких-либо прежних (в Индии продолжается развитие ортодоксальных школ и особенно веданты, а из неортодоксальных — джайнизма; в Китае — развитие неоконфуцианства, даосизма и чань-буддизма, в Тибете — тантризма, в Японии дзен-буддизма, в мусульманском мире — калама и суфизма и т.д.). В это же время имели место и попытки синтеза различных восточных учений. Принципиально новым явлением для этих регионов стало проникновение в них в XX в. философских учений Запада.
В силу социально-политических причин (и в частности, появления там коммунистических и социалистических партий) особое распространение в ряде регионов получил марксизм и неомарксизм (в Китае после победы «социалистической революции» одна из paзнoвиднocтeй неомарксизма вообще обрела статус «официальной философии») Можно также отметить влияние учения Л.Н. Толстого «о непротивлении злу насилием» на теорию и практику политической деятельности М.К. Ганди в Индии. Кроме того, во второй половине XX в. некоторые «восточные» философы попытались создать синкретические философские учения, учитывающие проблематику, подходы и достижения как восточной, так и западной философии. Но в основном такие попытки совершались теми, кто получил образование в западных университетах (например, учение японского философа Нисида Китаро (1870—1945), который пытался осуществить синтез конфуцианства, буддизма и западной философии).
417
Схема 145. Общее развитие мировой философии: хронологические рамки
* Пунктирная линия в данном случае означает, что это влияние прослеживается, но не может быть доказано.
418
Гораздо большее влияние оказала философия Востока на современную западную философию (схема 145): начало этого влияния прослеживается начиная с XVII—XVIII вв., но особенно значительным оно стало в XIX—XX вв. Так, в начале XIX в. можно отметить прямое влияние индийских упанишад на Шопенгауэра, во второй половине XIX в. — влияние буддизма и конфуцианства на Толстого, кроме того, в это время возникает такое мистическое направление, как теософия Блаватской, полностью построенное на индийско-тибетских учениях. А начиная с конца XIX в. и на протяжении всего XX в. наблюдается общее влияние веданты, йоги, буддизма и дзен-буддизма на такие течения западной философии, как философия жизни, прагматизм, экзистенциализм, психоаналитическая философия (особенно на Юнга и его последователей), феноменология, а также постструктурализм и постмодернизм.
17.2. Общая характеристика западной философии
Современной западной философией принято называть философию, которая возникла после немецкой классической философии и в значительной степени развивалась на ее базе. Она включает несколько десятков различных течений и направлений, различающихся по количеству приверженцев, характеру поставленных задач и способам их решения. Важнейшие течения и школы с примерными хронологическими рамками представлены на схеме 146, а взаимосвязи между школами — на схеме 147.
Изложение данного материала в учебнике по истории философии можно построить следующим образом:
Во-первых, можно создать общую классификацию всех школ и направлений и излагать материал в соответствии с этой классификацией. Однако на сегодняшний день такой общепринятой классификации не существует, а ее создание представляет определенные трудности. Так, некоторые школы и течения группируются по «генетическому признаку», например, «структурализм -> постструктурализм -> постмодернизм» или «феноменология -> экзистенциализм -> герменевтика» (схема 147), другие можно поделить по основному объекту исследования, третьи — по методам и т.д. Но приемлемая классификация при этом не складывается.
419
Во-вторых, можно следовать принципу историзма и располагать материал в соответствии со временем (или хотя бы периодом1) возникновения соответствующих школ и учений. Но целый ряд течений (например, философия жизни, позитивизм и т.д.) существовали на протяжении всего или почти всего указанного периода и прошли при этом ряд этапов развития; поэтому такой способ изложения привел бы к разрыву в их изложении.
В-третьих, можно излагать материал по отдельным школам, прослеживая их внутренний генезис. Учитывая, что на экзамене обычно ставится вопрос именно о школах, в данном учебнике избран последний метод. Но при этом сами школы располагаются с максимальным учетом как времени их возникновения, так и их идейной близости друг к другу.
Таблица 86. Основные периоды современной западной философии
Период | Годы | Основные события |
Первый «антропоцентрический» | 1830 — 1865 | Продолжается развитие немецкой классической философии (Шеллинг, Гегель, Фейербах) примерно до 1850 г.; зарождение, расцвет и угасание старогегельянства; зарождение, расцвет и угасание младогегельянства; зарождение, расцвет и угасание классического позитивизма (1830 — конец XIX в.); зарождение философии жизни (Шопенгауэр — ок. 1818 г.); зарождение классического марксизма; философия Кьеркегора (1842—1855) |
Второй когнитивный | 1865 — 1920 | Зарождение, расцвет и угасание неокантианства (1865—1920); зарождение, расцвет и угасание эмпириокритицизма (махизма); |
1 Но это упирается в проблему периодизации современной философии, одна из возможных периодизаций представлена в табл. 86.
420
Окончание таблицы 86
Период | Годы | Основные события |
| | зарождение неопозитивизма (логического позитивизма); зарождение прагматизма; зарождение марксизма-ленинизма; расцвет философии жизни (Ницше, Бергсон, Дильтей, Шпенглер); зарождение феноменологии (Гуссерль); зарождение и начало расцвета психоаналитической философии (Фрейд, Юнг); развитие герменевтики (Дильтей); зарождение неотомизма |
Третий лингвистический | 1920— 1970 | расцвет и угасание неопозитивизма (логического позитивизма); расцвет и угасание прагматизма; расцвет марксизма-ленинизма; развитие неотомизма; развитие и угасание философии жизни (Бергсон); зарождение, расцвет и угасание экзистенциализма; развитие феноменологии (Гуссерль, Хайдеггер, Сартр); развитие и расцвет герменевтики (Хайдеггер, Гадамер); зарождение, расцвет и угасание структурализма; зарождение и расцвет постструктурализма; зарождение постмодернизма |
Четвертый постмодерн | 1970 — настоящее время | Угасание марксизма и марксизма-ленинизма; развитие психоаналитической философии; развитие феноменологии; расцвет герменевтики; зарождение и расцвет постпозитивизма (лингвистической философии; аналитической философии; расцвет и угасание постструктурализма; расцвет и угасание постмодернизма |
421
Схема 146. Современная западная философия: хронологические рамки
422
Схема 147. Современная западная философия: генезис и взаимосвязи
Глава 18. ИСТОКИ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ
18.1. Истоки современной западной философии
Очевидно, что современная западная философия выросла на базе предшествующей философии, но, пожалуй, только неосхоластика, и прежде всего неотомизм (единственное в рамках неосхоластики значимое течение конца XIX—XX вв.), является непосредственным продолжением средневековой философии. Даже само возрождение схоластики в XIX в. было тесно связано с новациями Нового времени, а именно проходило в русле романтической реакции на его рационализм1, впитало в себя ряд идей немецкой классической философии и т.д.
Подавляющее же большинство других современных учений возникло скорее на фундаменте предшествующих учений Нового времени, т.е. начала Нового времени и эпохи Просвещения, а также немецкой классической философии. При этом некоторые течения современной философии представляют собой прямое развитие отдельных учений немецкой классической философии2 (неокантианство, неогегельянство, марксизм и т.д.), другие же так или иначе «преодолевают» ее в самых различных аспектах (философия жизни, экзистенциализм, прагматизм, постмодернизм и т.д.).
Причем каждое современное учение, воспользовавшись рядом идей и достижений немецкой классической философии и развивая ее отдельные стороны и идеи, в то же время отвергает другие ее идеи. По ряду важнейших параметров такие современные учения можно оценить как «отрицание» немецкой классической философии, а иногда и всей философии Нового времени в целом. Так, иррационализм, получивший широкое распространение в современной философии (в философии жизни, экзистенциализме, постмодернизме и т.д.), безусловно, можно оценить Как «отрицание» всего предшествующего рационализма.
1 Возник в эпоху начала Нового времени и получил последовательное развитие в эпоху Просвещения, затем в немецкой классической философии и достиг своей крайней, в некотором смысле, формы в классическом позитивизме в середине XIX в.
2 См. схему 148.
424
Схема 148. Развитие идей немецкой классической философии в современной философии
425
18.2. Характерные особенности современной философии
К числу наиболее существенных признаков современной философии можно отнести следующие:
• «практицизм» — направленность на реальную жизнь (индивидуальную и социальную, материальную и духовную);
• «эволюционизм» — широкое распространение идеи эволюции природы, общества и человеческого познания;
• «релятивизм» — идея относительности всякого имеющегося (на данный момент времени) человеческого знания;
• «сциентизм» — тесная взаимосвязь с другими науками и прежде всего с естествознанием, а из гуманитарных наук — с психологией, логикой и лингвистикой;
• «рационализм» и «иррационализм» — обострившаяся борьба этих направлений.
Практицизм
Во второй половине XIX — начале XX вв. особенно распространенными были идеалистические учения, крайне абстрактные и оторванные как от практической жизни, так и от естественных наук. Именно такие учения (и прежде всего — гегельянство) в основном преподавались в европейских и североамериканских университетах. Возникновение целого ряда новых течений в философии представляло собой попытку преодолеть этот «схоластический» характер философии. Позитивизм, марксизм, прагматизм, философия жизни, экзистенциализм и т.д. — каждый по-своему попытался изменить эту ситуацию, обращаясь к реальной человеческой жизни.
Позитивизм (классического периода и эмпириокритицизм), прагматизм и марксизм центром внимания сделали опыт и практику, провозглашая их основой и целью познания. При этом они, с одной стороны, продолжали развитие идей эмпиризма, некоторые были заложены еще в философии XVII—XVIII вв. (Фр. Бэкон, Локк, Беркли, Дидро и т.д.), а с другой — переосмыслили само понятие опыта и практики. Марксизм обратился прежде всего к всемирно-историческому опыту человечества, тогда как другие философские школы — каждая по-своему — сделали акцент на индивидуальном или интерсубъёктивном опыте и человеческих переживаниях.
426
Таблица 87. Основные объекты исследования в современной философии
Течение в философии | Основной объект исследования |
Философия жизни; философия Кьеркегора; экзистенциализм; философская антропология | Индивидуальная человеческая жизнь со всеми ее страстями, переживаниями, целями и идеалами |
Психоаналитическая философия; постструктурализм; постмодернизм | Человеческая психика и бессознательное в ней, отношение между сознательным (рациональным) и бессознательным (иррациональным) |
Феноменология; логический позитивизм; лингвистическая философия; аналитическая философия; структурализм; герменевтика | Человеческое сознание, открывающееся нам прежде всего через язык и сам язык как таковой |
Классический позитивизм; эмпириокритицизм; прагматизм; неокантианство | Человеческий опыт (субъективный и интерсубъективный) и методология научного познания, вырастающая на базе опыта |
Марксизм | Всемирно-исторический опыт человечества (практика) и законы общественного развития |