Файл: Реферат по дисциплине Правоведение (наименование учебной дисциплины согласно учебному плану).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. правосудие;

  2. судебный контроль за законностью применения мер процессуального принуждения;

  3. толкование правовых норм;

  4. удостоверение фактов, имеющих юридическое значение;

  5. ограничение конституционной или иной отраслевой правосубъектности граждан России.
    Правосудие осуществляется только судом - специальными государственными органами в лице судей. Это означает, что никакой другой государственный орган не имеет права отправлять и отправлять правосудие.

Судебный контроль за законностью применения мер процессуального принуждения на практике осуществляется через специальный порядок задержания подозреваемых в совершении преступления.
Интерпретация правовых норм как функция судебной власти - это профессиональный интеллектуальный процесс, направленный на определение смысла правовых норм самим переводчиком и доведение этого значения до внимания других заинтересованных сторон.
Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение, - следующая функция судебной власти.
Установление фактов осуществляется для определения прав и обязанностей граждан и служит предпосылкой для разрешения возникшего спора. В связи с этим суды рассматривают дела об установлении: семейных отношений; факт нахождения на иждивении; факт регистрации рождения, усыновления, усыновления, заключения брака, расторжения брака, смерти; факт признания отцовства; факт владения правоустанавливающими документами; факт владения и пользования недвижимостью; факт ДТП; факт принятия наследства и место открытия наследства.
Ограничение конституционной или иной отраслевой правосубъектности граждан России является последней функцией судебной власти.
Статья 60 Конституции Российской Федерации характеризует правосубъектность гражданина России. Возраст совершеннолетия гражданина Российской Федерации составляет 18 лет, что дает возможность с этого возраста полностью реализовать свои права и обязанности.

2. Система судебной власти


2.1. Конституционный суд одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Вопросы о роли Конституционного суда всегда были противоречивыми. Некоторые юристы считают Конституционный суд выше законодательного органа, поскольку его возможности лишить закон юридической силы являются окончательными в решении. Многие рассматривают возможность найти эти структуры на одном уровне в определенных вопросах. Есть заявления о Конституционном суде как о «негативном законодателе», многие не считают необходимым, чтобы Конституционный суд занимался законотворчеством, называя это основной функцией контроля за соблюдением правил и официального толкования Конституции. Также основным определением судебной власти является ее независимость от законодательной и исполнительной власти.

Определения конституционного суда являются полноценным источником законодательных актов, включая их характеристики:

  • его решения являются актами органа государственного аппарата;
    ведение производства в установленной форме и последовательности;

  • готовые документы имеют свои особые качества и характеристики;

  • правовые нормы часто близки к текстам закона;

  • решения публикуются официально и имеют обязательную силу;

  • устаревшие законодательные акты утратили силу;

  • круг лиц чаще всего не определяется (юридические лица, должностные лица);

  • участники руководствуются решениями конституционного суда.
    Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации установлены ст.


125 Конституции РФ и ст. 3 Закона о Конституционном суде. К ним относятся, в первую очередь, полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации:

  • Федеральные законы, постановления Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

  • Конституции республик, уставы, а также законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, изданные по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации. Федерация и органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • Соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • Международные договоры Российской Федерации, не вступившие в силу.


В Конституции Российской Федерации закреплен четкий ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с просьбами о разрешении дел о соответствии этих актов Конституции Российской Федерации. Это: Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, пятая часть членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, законодательные и исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Об ограничении перечня субъектов свидетельствует тот факт, что согласно ранее действовавшему закону, этим правом были наделены партии и общественные организации, каждый депутат.


Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

  • между федеральными органами государственной власти;

  • между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

  • между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.


Конституционный Суд Российской Федерации наделен важными полномочиями в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам о нарушении конституционных прав и свобод граждан и по запросу судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном случае.
Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросу Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.
По запросу Совета Федерации Конституционный Суд Российской Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка предъявления обвинения Президенту Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом выступать с законодательной инициативой по вопросам его ведения.
Конституционный Суд осуществляет полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами; он также может пользоваться правами, предоставленными ему заключенными в соответствии со ст. 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если указанные права не противоречат ее правовой природе и назначение как судебного органа конституционного контроля.

2.2. Суд общей юрисдикции


Суд общей юрисдикции - это государственный орган, относящийся к судебной ветви власти, который отправляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, связанным с административными правонарушениями, а также по другим делам, подсудным судам общей юрисдикции.
Система судов общей юрисдикции - это совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также по другим делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции:

  1. Верховный Суд Российской Федерации
    Военная коллегия Верховного Суда РФ.

  2. Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые и региональные суды, суды автономных округов, автономных округов, городские суды городов федерального подчинения)
    Военные (военно-морские) окружные суды.

  3. Городские и районные суды.
    Гарнизонные военные суды.

  4. Мировые судьи.

В своей деятельности суды общей юрисдикции решают следующие поставленные перед ними задачи:

  1. Защита прав и свобод человека и гражданина;

  2. Защита нарушенных или оспариваемых прав;

  3. Укрепление законности и правопорядка;

  4. Предупреждение преступлений и административных правонарушений;

  5. Контроль за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц;

  6. Изучение и обобщение судебной практики;

  7. Ведение и анализ судебной статистики;

  8. Разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

К основным функциям судов общей юрисдикции относятся:

  1. Отправление правосудия путем рассмотрения по существу уголовных, гражданских и административных дел;

  2. Пересмотр судебных решений нижестоящих судов в апелляционном, кассационном и надзорном производствах;

  3. Решение вопросов, связанных с исполнением судебных решений;

  4. Изготовление для новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и ФКЗ« О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и федеральными законами, а порядок их назначения (избрание) и деятельность мировых судей также устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела в пределах своей компетенции в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Они рассматривают:


  1. все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые рассматриваются другими судами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  2. все уголовные дела;

  3. иные дела, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Судебная система имеет три судебных уровня. Мировые судьи и районный (городской) суд являются судом первой инстанции, суд субъекта Российской Федерации - судом второй инстанции, Верховный Суд Российской Федерации - судом третьей (вышестоящей) инстанции.
В зависимости от содержания закрепленной в нормах процессуального законодательства компетенции суды делятся на три инстанции: суды первой инстанции, суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции и суды третьей (надзорной) инстанции.
Суды первой инстанции рассматривают и разрешают гражданские и уголовные дела по существу. Суды второй (апелляционной или кассационной) инстанции проверяют законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу. И, наконец, суды надзорной инстанции проверяют законность и обоснованность решений судов первой и второй инстанций, вступивших в законную силу.
Наибольший объем полномочий принадлежит Верховному Суду Российской Федерации, суду третьей (высшей) инстанции, который компетентен не только рассматривать дела в качестве суда первой инстанции, но и быть судом кассационной и надзорной инстанций. экземпляры. Федеральные суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (суды второго уровня) занимают промежуточное положение между Верховным Судом Российской Федерации и районным (городским) судом, а также могут выполнять функции судов первой, второй инстанции (кассационная) и надзорная инстанции. Районный (городской) суд может действовать как суд первой, второй (апелляционной) и надзорной инстанций. Районный суд может быть апелляционным судом по отношению к мировым судьям при проверке законности и обоснованности решений мирового судьи. И хотя мировые судьи имеют в своем названии слова «субъекты Российской Федерации», тем не менее они являются лишь судами первой инстанции.

2.3. Арбитражный суд.


Арбитражные суды России - это относительно новая система судов, существующая чуть более 10 лет. Они заменили собой систему государственных и ведомственных арбитражных органов страны. Экономическая реформа, развитие рыночных отношений, отказ от административно-командной системы хозяйствования создали объективные условия для этого.