Файл: Иностранный (английский) язык, второй иностранный (французский) язык.docx
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Селевко Г.К. рассматривает метод проектов как системообразующий компонент при описании и характеристике различных технологий:
-
вариант технологии проблемного обучения; -
комплексный обучающий метод, позволяющий индивидуализировать учебный процесс, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности; -
способ группового обучения; -
компонент методики обучения в школе С. Френе; -
способ организации самостоятельной творческой деятельности учащихся; -
метод саморазвивающего обучения в преподавании основ наук в школе старшей ступени [22, 158].
Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Сущность и ценность метода проектов, по мнению американских и советских педагогов, состояла в том, что он позволял детям найти и выбрать деятельность по душе и интересам, дело, которое вполне соответствовало бы их силам, давало бы полезные знания и навыки и способствовало бы зарождению новых импульсов к последующим делам.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
1.Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
2.Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
3.Ролевые, игровые– в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
4.Ознакомительно-ориентировочные (информационные)–этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы [16, 73-78].
По предметно-содержательной областипроекты дифференцируются на:
-
Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. -
Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций. -
Системные – требуют обращения к широкому спектру областей науки и культуры [19, 32-34].
Теперь обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование». Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, одним из видов познавательной деятельности человека.
С точки зрения педагогической психологии и образовательной практики важно, что проектирование и исследование тесно связаны с прогнозированием, а потому могут служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребёнка в обучении.
Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением [20, 24].
Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности [26, 12].
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что первое не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний.
Таким образом, эти два изначально принципиально разных по направленности, смыслу и содержанию вида образовательной деятельности.
В отличие от исследования проектирование всегда ориентировано на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реально вставшую перед ним проблему. Ему постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, часто находящихся далеко за пределами задачи поиска истины. Разработка проекта – обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Не следует забывать и о том, что теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий – то есть исключительно на репродуктивном уровне [21, 231].
1.2 Специфика применения метода проектной деятельности при обучении иностранному языку в начальной школе
Процесс обучения иностранным языкам призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур, совершенствоваться в иностранном языке и использовать его для углубления своих знаний в различных областях жизни. Данная способность предполагает у школьников, наряду с умениями понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением, формирование знаний речевого и неречевого поведения в определенных стандартах ситуациях, национально-культурных особенностей страны изучаемого языка и умений осуществить своё речевое поведение в соответствии с этими знаниями. Образование в области иностранных языков направлено на формирование вторичной языковой личности обучающихся как показателя их способности полноценно участвовать и осуществлять межкультурную коммуникацию. Языковая личность должна обладать многокомпонентным набором языковых способностей и умений, а также готовностью к осуществлению речевых поступков, что предполагает наличие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной. Следует отметить, что языковая компетенция является основой для формирования всех компонентов коммуникативной компетентности, а недостаточный уровень её сформированности ведёт к затруднениям как при непосредственном общении (аудирование, говорение), так и опосредованном (письмо, чтение).
Спецификой содержания обучения предмету «иностранный язык» является в том, что ведущий способ деятельности – это обучение разным типам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. В процессе овладения тому или иному виду речевой деятельности каждому обучающемуся необходима база теории и практики. Трудность преподавания иностранному языку в начальной школе состоит в том, что приоритет в обучении принадлежит устным упражнениям. Для быстрого усвоения всех видов речевой деятельности существуют различные приёмы, которые помогают учащимся актуализировать и получить знания в той форме, которая направлена на формирование и развитие личности, способной участвовать в иноязычном общении. Одним из эффективных приёмов является проект.
Проект относится к комбинированному или смешанному методу обучения иностранным языкам. В его основе лежат такие принципы, как речевая направленность обучения, интуитивизм в сочетании с сознательностью, взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности, устное опережение, опора на письменный текст как основной источник иноязычной информации и ряд других.
В процессе учебного проектирования учащиеся овладевают новыми умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами на английском языке, где не только развивается способность анализировать и выделять главную мысль, но и повышается лексический уровень. Происходит использование языка максимально приближенного к условиям реального общения. Проектная технология позволяет реализовать межпредметные связи в обучении иностранному языку, расширить «узкое пространство» общения в классе, осуществить широкую опору на практические виды деятельности, типичные для учащихся каждой возрастной группы. У школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне, так как проект требует от обучающихся самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. В ходе работы над проектом ученик активен, он проявляет творчество и не является пассивным исполнителем воли учителя. Работая над проектом, каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и креативность, активность и самостоятельность. Проектная работа исключает формальный характер обучения иностранному языку (по принципу «надо знать» или «надо выучить») и активизирует их взаимодействие для достижения практического результата обучения языку. Проект в принципиальном плане полностью меняет функциональные обязанности ученика и учителя. Учащиеся активно участвуют в выборе, организации и конструировании содержания обучения иностранного языка и могут корректировать ход конкретного урока; учитель – выступает в роли консультанта, активного помощника, участника игр и занятий. Таким образом, на основании всего сказанного выше можно сделать вывод, что проектная работа придаёт процессу обучения личностно-ориентированный и деятельностный характер и в полной мере отвечает новым целям обучения и новым требования федерального государственного образовательного стандарта. Технология проектной деятельности создает условия, в которых процесс обучения иностранному языку по своим основным характеристикам приближается к процессу естественного овладения языком в аутентичном языковом контексте.
В практике обучения используются мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть, и большие проекты, требующие для их выполнения достаточно длительного времени (1-2 месяца, четверть). Те и другие могут быть индивидуальными (например, «Моя семья», «Знакомьтесь, это я!» и др.) и групповыми (например, «Наш дружный класс», «Наш город» и т.д.), иметь в большей или меньшей степени лингвистическую направленность. Но стоит отметить, что важным для проектной деятельности моментом является его завершение, то есть продукт, который обычно имеет материальную выраженность: рисунок, электронная презентация, фото, объемная модель и др.
Перед обучающимися стоит определенная цель, которая предполагает не просто заучивание языка, а его практическое использование. После завершения проекта учащиеся могут употреблять полученные языковые знания в активном общении, появляется способность выражать свои мысли на иностранном языке. В конце хода работы над проектом учащиеся имеют продукт, который обязательно должен быть наглядно представлен другим и должна произойти «защита» проекта, на которой учащиеся предоставляют полный и развернутый процесс работы над проектом, показывают была ли достигнута цель и задачи и рассказывают о финальном продукте.
Проектная деятельность позволяет учащимся «выйти за пределы» школьных учебников. Им предоставляется возможность поиска информации за пределами школьной программы. Благодаря этому развиваются коммуникативные способности и способности поиска, выбора и анализа информации. Учащиеся должны проявить активность и самостоятельность, что немаловажно со стороны возрастной психологии.
Как было сказано выше, иноязычное общение младших школьников происходит благодаря обучению разным видам речевой деятельности. Рассмотрим освоение этих видов на примере включения технологии проектной деятельности в образовательный процесс младших школьников на уроке иностранного языка. Школьникам предоставлен групповой проект. Для поиска, сбора, анализа и информирования класса о собранной информации учащиеся повышают уровень знаний, умений и навыков в говорении и аудировании. Затем в классе происходит обсуждение полученной информации – дискуссия, аргументация, защита. Учащиеся обмениваются идеями как представить и написать проект и занимаются непосредственным его оформлением – говорение, чтение, письмо. Учитель также участвует в дискуссиях, задаёт вопросы или отвечает на поставленные вопросы от учащихся, советует и высказывает свою точку зрения.