Файл: Самая острая и требующая срочного решения проблема низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.1 Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала

Тема 1.2 Влияние экологических факторов на здоровье человека

Тема 1.3 О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании

Тема 1.4 Рациональное питание

Тема 1.5 Режим в трудовой и учебной деятельности

Тема 1.6 Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания

Тема 2.1 Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание

Тема 2.2 Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена

Тема 2.3 Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки

Тема 2.4. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки

ема 3.1 Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Тема 3.2 Критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления

Тема 3.3 Методы повышения эффективности производственного и учебного труда

Тема 3.4 Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности

Тема 4.1 Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду

Тема 5.1 Легкая атлетика. Кроссовая подготовка

Тема 5.3 Гимнастика

Тема 5.4 Спортивные игры

Тема 5.5. Плавание

Тема 5.6 Прочие виды спорта по выбору

Тема 3.2 Критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления



Утомление 
определяется не только физиологическими, но также психологическими и социальными факторами и рассматривается с 3-х точек зрения:

1) со стороны субъективной как психическое состояние;

2) со стороны физиологических механизмов;

3) со стороны снижения производительности труда и его эффективности.

С психологической точки зрения утомление – это особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Умственная деятельность вызывает определённое нервно-эмоциональное и психофизическое напряжение. Обостряются восприятие, внимание, память, что сопровождается вегетативными сдвигами в организме. Эмоции выступают в роли организатора целенаправленной умственной деятельности. Длительное нервно-эмоциональное напряжение без отдыха приводит к изменениям со стороны физиологических функций, выражается это в ухудшении функционального состояния организма (ухудшение работы сердца, биоэлектрической активности мозга, снижение артериального давления, учащение пульса, возникновение неврозов, понижение мышечного тонуса).

От мало работающей мышечной системы в головной мозг поступает ограниченный поток информации, что приводит к ослаблению возбудительного процесса и торможению в определённых зонах коры больших полушарий. Возникают условия для повышенной утомляемости, снижения работоспособности не только физической, но и умственной.

Ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

˗       от индивидуальных особенностей (выносливость, толерантность к стресс-факторам);

˗       от обстоятельств протекания работы (психическая и физическая нагрузка);

˗       от состояния предшествующей работоспособности;

˗       от состояния здоровья;

˗       от профессионализма.

Экзамены для студентов – это критический момент в учебной деятельности, когда подводятся итоги учебной работы за семестр. Решается вопрос о соответствии студента уровню учебного заведения, получении стипендии, о самоутверждении личности и др. Экзаменационная ситуация – это всегда некая неопределенность исхода, что поз
воляет оценивать ее как сильный эмоциогенный фактор. Неоднократно повторяемые экзаменационные ситуации сопровождаются эмоциональными переживаниями, индивидуально различными, что создает доминантное состояние эмоциональной напряженности. Экзамены – определенный стимул к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебного труда студентов, мобилизации всех сил организма. К тому же все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности: резко сокращается физическая активность, до 30 мин в день удается студентам побывать на свежем воздухе, частично нарушается режим сна, питания.

Тема 3.3 Методы повышения эффективности производственного и учебного труда


Специальные исследования показали, что эффективность умственной деятельности в условиях низкой физической активности уже на вторые сутки снижается почти на 50%, при этом резко ухудшается концентрация внимания, растет нервное напряжение, существенно увеличивается время решения задач, быстро развивается утомление, апатия и безразличие к выполняемой работе, человек становится раздражительным, вспыльчивым.

Почему именно физические упражнения являются в этом случае самым лучшим «лекарством» от утомления? Дело в том, что импульсы от опорно-двигательного аппарата резко повышают тонус клеток коры головного мозга за счет улучшения в них обменных процессов.

Одновременно существенно возрастает выброс в кровь гормонов эндокринным железам, что также усиливает обменные процессы во всех органах. Наконец, при активной работе мышц быстро улучшается кровообращение, а вместе с ним дыхание, работа печени и почек по выведению из крови токсичных шлаков, угнетающе действующих на нервные клетки.

Таким образом, самый верный и эффективный путь к высокой работоспособности, творческой активности, физическому совершенству и долголетию – высокая физическая активность.

Физическая нагрузка, повышая окислительные,

обменные процессы в организме, задерживает развитие атеросклероза. Врачебные наблюдения показывают, что атеросклероз сосудов головного мозга, сосудов питающих мышцы сердца, у людей физического труда, а так же у лиц, занимающихся физической культурой и спортом, встречается сравнительно редко, как и повышенное содержание холестерина в крови.

Тонус и работоспособность головного мозга поддерживается в течение длительных промежутков времени. Если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуется с их последующим растяжением и расслаблением. Такой режим движений наблюдается во время ходьбы на лыжах, бега, катания на коньках и многих других физических упражнений, выполняемых ритмично с умеренной интенсивностью.

Ежедневная утренняя гимнастика – обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать такой же привычной, как умывание по утрам.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1,5 часа является одним из важных компонентов здорового образа жизни. При работе в закрытом помещении особенно важна прогулка в вечернее время, перед сном. Такая прогулка как часть необходимой дневной тренировки полезна всем. Она снимает напряжение трудового дня, успокаивает возбужденные нервные центры, регулирует дыхание.

Прогулки лучше выполнять по принципу кроссовой ходьбы: 0,5-1 км медленным прогулочным шагом, затем столько же – быстрым спортивным шагом и т.д.

Для поддержания умственной работоспособности на высоком уровне целесообразно использовать упражнения средней интенсивности. Высокие нагрузки не обеспечивают полноценного восстановления умственной работоспособности. Нейтральны по воздействию и малые нагрузки. Эффект сверхвосстановления наблюдается при оптимальных нагрузках. Упражнения должны соответствовать функциональным возможностям организма, состоянию здоровья, возрасту, полу и специфике трудовой деятельности и т.д. Эффективное воздействие на повышение умственной работоспособности оказывают упражнения динамического характера: дозированная ходьба, бег, лыжи, спортивные игры, катание на коньках, ежедневные прогулки на свежем воздухе не менее 60-70 мин.; занятия в «группе здоровья» или самостоятельные занятия физическими упражнениями не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.


В самостоятельных занятиях, помимо упражнений для всестороннего физического развития, крайне важно использовать упражнения направленного (специфического) воздействия; оказывающие влияние на сосудистую систему головного мозга. К ним относятся: дыхательная гимнастика, упражнения зрительного аппарата͵ для релаксации, закаливающие процедуры и т.д.

Физические упражнения при утомлении имеют некоторые особенности: увеличивается продолжительность отдыха, выполняются с меньшей интенсивностью и дольше по времени, с большим разнообразием. В физкультурные паузы вводят упражнения на координацию движений. Все формы активного отдыха и направленные физические упражнения для профилактики утомления определяются исходя из сочетания четырёх базовых признаков: падение внимания, потеря интереса к работе, сонливость, перевозбуждение. При падении внимания активный отдых нужно начинать с гимнастического комплекса, исключая упражнения на внимание, которые желательно выполнять отдельно перед возобновлением работы, а затем перейти к непродолжительной прогулке с дыхательными упражнениями. Продолжительность комплекса от 10-20 мин.

При повышенной сонливости в комплексах физкультпауз или физкультминуток рекомендуется чередовать разминание мышц шеи и верхней трапециевидной мышцы с растиранием их. Полезны также упражнения, которые можно выполнять, не снимая рук со стола: поднимание и опускание плеч, вращение ими. 10-15-минутные физкультпаузы должны включать упражнения общего и умеренного воздействия на организм: ходьба и лёгкий бег в чередовании, сочетаемые с дыхательной гимнастикой.

Недостаток физической двигательной активности в период экзаменационной сессии в течение трудового дня должен быть восполнен выполнением комплексов упражнений:

1. Ежедневная утренняя гимнастика в течение 25-30 мин.

2. Выполнение физкультпауз и физкультминуток через каждый час работы.

3. Ежедневные пешие прогулки на свежем воздухе по 30-40 мин., дозированная ходьба – 6 км/ч.

4. Занятия в секциях и группах здоровья не должны прерываться.

5. Самостоятельные занятия не реже 2-3 раз в неделю по 40-90 мин.

6. Участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях: походы, спортивные игры, соревнования и др. (продолжительностью до 2-4 ч. в свободное время).