Файл: Самая острая и требующая срочного решения проблема низкая физическая подготовленность и физическое развитие учащихся. Реальный объем двигательной активности .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1.1 Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала

Тема 1.2 Влияние экологических факторов на здоровье человека

Тема 1.3 О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании

Тема 1.4 Рациональное питание

Тема 1.5 Режим в трудовой и учебной деятельности

Тема 1.6 Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания

Тема 2.1 Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание

Тема 2.2 Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена

Тема 2.3 Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки

Тема 2.4. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки

ема 3.1 Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Тема 3.2 Критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления

Тема 3.3 Методы повышения эффективности производственного и учебного труда

Тема 3.4 Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности

Тема 4.1 Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду

Тема 5.1 Легкая атлетика. Кроссовая подготовка

Тема 5.3 Гимнастика

Тема 5.4 Спортивные игры

Тема 5.5. Плавание

Тема 5.6 Прочие виды спорта по выбору



Комплексное плавание – дисциплина, в которой пловец равные части дистанции преодолевает баттерфляем, на спине, брассом и вольным стилем. В программу Олимпийских игр входят две дистанции комплексного плавания, как у мужчин, так и у женщин – 200 метров и 400 метров. На дистанции 200 метров участники проплывают в 50-метровом бассейне по 50 метров каждым стилем, в заплыве вдвое длинней – по 100 метров каждым стилем.

Комбинированная эстафета – плавательная эстафета, в ходе которой четыре участника команды поочерёдно плывут четырьмя разными стилями. Порядок стилей отличается от порядка в индивидуальном комплексном плавании: на спине – брасс – баттерфляй – вольный стиль (кроль).

Тема 5.6 Прочие виды спорта по выбору


Ритмическая гимнастика

Еще в античном мире танцы и физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец – силы и выносливости. С развитием цивилизации, научно-технического прогресса, со все большей угрозой гиподинамии на рубеже ХIХ–ХХ веков формируются и становятся популярными различные гимнастические системы: немецкая, шведская, снарядная гимнастика Шписа, сокольская система, дыхательная гимнастика Мюллера, атлетическая Сандова и др.

В середине ХIХ века в Чехии возникла так называемая сокольская система гимнастики, важную роль в разработке которой сыграл профессор эстетики Пражского университета М. Тырш. Для сокольской гимнастики характерны статичность, прямолинейность, резкость движений, условность поз и положений.

В 1912 году Г.И. Гурджиев (1877–1949) организовывал классы ритмического движения в Тифлисе при Институте гармонического развития человека. Гурджиев создал множество техник для работы над осознанностью, в том числе «священные танцы и движения», которые преследовали высшие цели символической космологии и одновременно – внутренние психологические цели: самонаблюдение в процессе действия. Часть танцев Гурджиев принес из регионов Северной Африки, Центральной Азии, Тибета, большую часть – разработал самостоятельно. При правильном подходе эти танцы гармонизируют различные энергии внутри тела; способствуют созданию гармонии между телом, умом и чувствами; поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно. Таким образом, основная цель использования танцев Гурджиева состояла в гармоничном развитии человека, то есть эти танцы и движения предназначались для соединения ума и чувств с движениями тела. Один из последователей Гурджиева создал филиал его школы в США в 20-е годы.

Французский физиолог Ж. Демени считал, что физические упражнения должны быть динамичными, а не статичными, совершаться с большой амплитудой. С популярностью этого направления, построенного на принципе свободной пластики, значительно расширились средства гимнастики. Ж. Демени научно обосновал применение динамических упражнений

, танцевальных шагов, упражнений на растяжение и расслабление мышц, упражнений с предметами (булавами, палками и др.), способствующих приобретению гибкости, ловкости, красивой осанки.

Большое влияние на развитие гимнастики оказала система Франсуа Дельсарта (1911–1971), который пытался установить определенную взаимосвязь между эмоциональными переживаниями человека и его жестами, мимикой. Работы Дельсарта и его последователей легли в основу теории выразительного движения и оказали влияние на развитие балета и пантомимы, послужив фундаментом для создания одного из направлений в гимнастике – ритмопластического. Созданная им «грамматика художественного жеста» стала применяться не только в драматическом искусстве, которым он занимался, но и в физическом воспитании, особенно при подготовке массовых гимнастических выступлений под музыку.

Как это ни парадоксально, но именно в суровые послереволюционные годы Россия захотела танцевать свободный танец, культ гармонического тела в то время казался какой-то панацеей. И еще один российский послереволюционный феномен – непредставимое, нереальное (по сегодняшним меркам) количество научных подразделений, возникших в те годы ради изучения человеческого тела и его движения. Этой проблемой занимались несколько научных центров, и прежде всего Хореологическая лаборатория при Российской академии художественных наук во главе с А. Ларионовым и А. Сидоровым.

Повышенный интерес к гимнастике был вызван также возникновением школы ритмической гимнастики, основанной Жаком Далькрозом (1865–1950) в 1910 году в небольшом местечке Хеллерау близ Дрездена. Именно им впервые был введен термин «ритмическая гимнастика».

В России самым известным ритмистом был князь Сергей Волконский, также ученик Жака Далькроза, автор множества статей о ритмике. Один из первых пропагандистов и популяризаторов в России метода Жака Далькроза, в 1912 году в Санкт-Петербурге он основал Курсы ритмической гимнастики и первый в мире специальный журнал ритмики – «Листки курсов ритмической гимнастики» (всего вышло 6 номеров).

В ритмической гимнастике заметно также влияние восточной системы физических упражнений, особенно гимнастики йогов. Гимнастическая система йогов была в свое время высоко оценена И.М. Саркизовым-Серазини, а позже академиком П.К. Анохиным. Она нашла широкое применение в так называемой психофизической гимнастике
, позволяющей резко повысить оздоровительный эффект от физических упражнений за счет включения мощных резервов психики.

Таким образом, современное ритмопластическое направление в гимнастике – это уникальный сплав существовавших гимнастических систем. Именно на фундаменте европейских гимнастических школ зародилось и выросло здание современной ритмопластической гимнастики, хотя она и впитала в себя элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев. Для ритмической гимнастики необходимы четыре компонента: непрерывность, слитность упражнений, музыка и заданный ритм.

К основным направлениям ритмической гимнастики – танцевальной аэробики – кроме джаз-гимнастики (джаз-аэробики), относятся: диско‑аэробика, брейк-аэробика, рок-аэробика и фанк-аэробика.

Атлетическая гимнастика

Атлетическая гимнастика (атлетизм, бодибилдинг, культуризм) – это система физических упражнений с различными отягощениями (гантелями, гирями, штангой и др.), имеющая целью развитие мускулатуры и укрепление здоровья человека.

Упражнения с тяжелыми предметами еще в IV веке до нашей эры относили к естественным движениям. В соревнованиях в Древней Греции принимали участие только те атлеты, которые могли поднять массивный груз, лежащий на главной площади Афин. Древние римляне разработали специальные упражнения с предметами для развития мускулатуры, сочетания их с гимнастическими и акробатическими элементами.

В те времена, когда сила и ловкость позволяли человеку выжить в борьбе за существование, силовые упражнения носили характер имитации процессов труда или боевых действий.

Со временем сила получает признание по мотивам, далеким от примитивной борьбы за биологическое выживание человека как вида. С ее помощью повышается производительность труда, улучшаются умственная работоспособность, телосложение и здоровье, наличие силы позволяет добиваться больших успехов на соревнованиях. Так, например, в Древней Греции борец по имени Милон открыл уникальный способ увеличения своей силы и физической подготовленности. Он взваливал на плечи молодого бычка и переносил его на расстояние больше 200 ярдов, выполняя этот прием каждый день. По мере того, как бычок рос и набирал вес, Милон становился все сильнее. К моменту, когда бык совсем вырос, Милон стал самым сильным борцом в Греции. В течение двадцати четырех лет он оставался непобедимым на олимпийских играх, так же как и на пифийских и других панэллинских атлетических состязаниях. Упражнения с прогрессирующим сопротивлением, которые применил Милон, идентичны принципам, заложенным в основу современного тренинга с отягощением. Большинство историков атлетизма называют Милона прародителем прогрессирующего тренинга с отягощением.


Занятия физическими упражнениями становятся проявлением общей человеческой культуры.

В конце XIX и в начале ХХ веков издаются многочисленные пособия, в которых описываются системы развития тех или иных мышечных групп с использованием гирь различного веса, гантелей, утяжеленных палок. Авторы и издатели, давая громкие и эффектные названия своим книгам и брошюрам, гарантировали читателям мгновенный успех.

В этот период возникает особый интерес к сильным людям, имеющим гипертрофированную мускулатуру, способным демонстрировать публике раздутые «шары-бицепсы».

После революции 1917 г. идеалы атлетизма постепенно отошли на второй план, развитие получили другие виды силового спорта.

Если говорить об истории развития этого вида спорта в России, то нужно признать, что путь его развития был далеко не прост. Долгое время по идеологическим соображениям культуризм считался недостойным и вредным для здоровья человека видом физических занятий. И только в 1987 г. под руководством олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике Ю.П. Власова была создана Всесоюзная федерация атлетизма, и таким образом он получил официальное признание.

Основоположником атлетизма был Фредерик Мюллер, наш соотечественник, немец по происхождению (по-русски Евгений Сандов, по-английски Юджин Сэндоу). В 1906 г. он стал победителем атлетического конкурса, а в 1911 г. король Англии Георг V присвоил ему звание «Профессор физического развития».

Позднее, в 40-х годах XX века, ведущим теоретиком и практиком в области атлетической гимнастики стал американец Джо Вейдер. В книге «Система строительства тела» он отмечает 20 полезных эффектов, которых может добиться любой человек, регулярно тренирующийся с отягощениями.

Девиз атлетизма: «здоровье, красота, сила!» Это три главных цели, к которым должен стремиться занимающийся атлетической гимнастикой. Совершенных форм тела человеку невозможно добиться без мышечного тренинга, т.е. без проработки основных групп мышц в соответствии с их функцией, не развивая одни в ущерб другим. В этом коренится основное отличие атлетизма от других видов спорта, в которых основное внимание уделяется совершенствованию одних двигательных навыков за счет других.