Файл: Реферат Диалектические идеи в естествознании второй половины xix в (тема реферата) фио студента Литвинов Даниил Романович Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет

Факультет политических и социальных технологий




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2

по дисциплине «История и онтология науки»
Реферат
«Диалектические идеи в естествознании второй половины XIX в»

(тема реферата)

ФИО студента

Литвинов Даниил Романович

Направление подготовки

Информатика и вычислительная техника

Группа

ИВТ-М-2-Д-2022-1



Москва 2022

Оглавление


Введение 3

История метафизики 4

Метафизика в XX-XXI вв. 6

Диалектика в древности и средневековье 9

Диалектика Гегеля 10

Диалектика марксизма 11

Заключение 12

Список литературы 13

Введение

Картина мира - это совокупность представлений о структуре реальности, способах ее функционирования и изменения, сформированная на определенном этапе развития человека, сформированная на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечество.

С изменением уровня познания мира по мере совершенствования науки меняются и представления о его структуре. Эти взгляды отличаются от научных теорий большей стабильностью, ясностью, доступностью. Вся совокупность таких устойчивых представлений, определяемая данным уровнем развития общественного производства, техники, науки, культуры и системы общественных отношений, формирует картину мира. Картина мира - важная философская категория. В истории человеческой культуры картина мира постоянно менялась. На ранних этапах развития философии, когда она еще во многом зависела от религии, религиозных и мифологических представлений, картина мира была религиозно-философской.      


Анализ картины мира как особой составляющей научного знания предполагает предварительное выяснение значений исходных терминов - мир и картина мира. Мир - это Вселенная во всей совокупности форм материи в земном и космическом пространстве, то есть все, что существует вокруг нас.  

Выражение картина мира появилось сравнительно недавно; он стал популярным только в 20 веке. Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в уме определенную картину, отражающую мир.  

Каждая из картинок мира дает свою версию того, что такое мир на самом деле и какое место в нем занимает человек. Частично эти картинки противоречат друг другу, а частично дополняют друг друга и способны составить единое целое. 

Метафизика - (древнегреческое мета физик - то, что после физики) - ветвь философии, которая занимается изучением изначальной природы реальности, мира и бытия как такового.  

Первоначально слово метафизика использовалось как обозначение для сборника из 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах (первопричинах), которые остались после него в необработанном виде. Термин метафизика имеет искусственное происхождение. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I век до н.э.), который стремился расположить произведения Аристотеля в соответствии с их внутренней смысловой связью, назвал (после физики) свою книгу о первом рождении вещей. Они были расположены после Физики Аристотеля, поэтому и получили свое название. Сам Аристотель также называл их Первой философией.    

История метафизики

Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на протяжении всей истории от античности до наших дней. Для многих философов — это синоним философии в целом. 

Что касается философии Платона, то можно сказать, например, что метафизика связана с миром идей (идей Платона). Что касается аристотелевской философии, можно связать метафизику с бытием Разума (Аристотелевский Ноус). 

Преемственность концепций античности и современности ощутима в сегодняшнем повседневном использовании метафизического как синонима идеального, сверхчувственного, лежащего за пределами явного.

Конечно, следует понимать, что, несмотря на то, что эта связь исторически и по существу оправдана в повседневном использовании, она также является в высшей степени обманчивой. Так, например, идеал античности по смыслу и содержанию понятия вовсе не тот идеал, который присутствует у Карла Маркса или платоников ХХ века, а тем более, отнюдь не тот идеал, который присутствует в повседневной разговорной речи. 



Однако в использовании понятия идеал между древностью и нашим временем все же есть нечто общее: это то, что не видят, не видят прямо и просто; то, что требует некоторых специальных операций (метафорических - подъем, спуск, возврат, более строго - абстракция, редукция и т. д.) для достижения источника (принципов, причин). 

Первичные интуиции возможных ответов на метафизические вопросы, в общем, были сформулированы античностью, которая, если и не называла свои ответы метафизикой, то только потому, что не нуждалась в особом названии.

Для оценки изменения содержания понятия метафизика и отношения к нему со стороны мыслящих во все времена показателен следующий беглый пример.

Аристотель во всей своей Метафизике никогда не балуется словом метафизика (за исключением названия книги, не им самим данного), но в самом тексте непосредственно обсуждает, описывает и анализирует проблемы принципов. Естественно, Аристотель делает это не только потому, что таков был круг его собеседников, которым не нужно было давать определения, но потому, что природа объяснений Аристотеля принципиально отличается от того, к чему привыкла современная эпоха. 

Фома Аквинский и другие средневековые европейские философы уже рассматривают метафизику как нечто возникшее, имеющее фиксированное, раз и навсегда заданное значение (в частности, данное Аристотелем) и нуждающееся только в надлежащем объяснении, аргументации и последовательном применении.

В XIX веке Гегель был вынужден (и не только в дидактических целях, конечно) специально обсуждать само понятие начало и отнюдь не шутя делает это в начале Науки логики. В то же время Гегель начинает - буквально начинает свою книгу - с заявления о том, что не может быть определений начала до самого начала логики (объективной метафизики), и ситуация с принципами не такая, как у истоков, скажем, математики. Гегель - естественно - продолжает называть свою науку наукой.  

Но уже в XX веке Мартин Хайдеггер в своем знаменитом «Что такое метафизика?» представляет собой образец ответа, который поражает своим художественным воздействием: метафизика - это ответ на вопрос что это такое? (таким образом, между прочим, ставя под сомнение словарные статьи подобного рода в любых энциклопедиях). И, конечно, для Хайдеггера связь между метафизикой и наукой не так беспроблемна, как для Гегеля.   


Говорить об определенных перерывах и перерывах в историческом развитии достаточно сложно, поскольку само употребление слов перерыв, перерыв, революция предполагает неочевидную предшествующую преемственность, но многие люди связывают наступление Нового Возрастная (в том числе и в метафизике) фигура Рене Декарта в 17 веке. Декарт применяет принцип Эпохи ко всем фундаментальным (и, следовательно, метафизическим) утверждениям, исключая из рассмотрения любые основания, которые могут быть подвергнуты сомнению. 

Метафизика в XX-XXI вв.


Факт остается фактом: чем ближе к современности, тем труднее определить главное. Наверное, именно потому, что не утихает гул времени и не утихает драма повседневной жизни, а рутинная работа забвения: пожары, катастрофы и тому подобное еще не привели к своим рутинным и случайным последствиям. Этот раздел находится в разработке.  

В целом XX век характеризуется наиболее жестким отражением языка, в том числе языка, на котором написаны словарные статьи.

Как будто есть защита от этой очевидной тенденции, феноменология Эдмунда Гуссерля, провозгласившего лозунг «Назад к вещам», однако это «Назад к вещам» также прибегает к крайней скрупулезности в создании новых, адекватных терминов для описания его путь назад к вещам, как они есть.

Мартин Хайдеггер в XX веке считал творчество Фридриха Ницше вершиной западной метафизики, исчерпывающей все возможные пути и построения метафизической мысли. Хайдеггер воспринял Ницше проблематику нигилизма, Ничто, и развил эту проблематику в связи с существованием науки, техники, безоговорочно соотнося само существование технологии и ее прогресс с нигилизмом. 

Хайдеггер переосмыслил восприятие Ницше универсальности нигилизма и отсутствия позиции вне нигилизма как проблему существования языка. Ведь любая позиция такова только в силу своего выражения на языке и, следовательно, отсутствия чего? влечет за собой поиск как? Хайдеггер - признанный мастер поистине художественной речи.   

Мартин Хайдеггер считал метафизику неизбежным спутником любой речевой деятельности. (В частности, он заслуженно охарактеризовал известную волю к власти Фридриха Ницше как замену одного вида метафизики метафизикой самой воли к власти.) 

Представители аналитической философии в XX веке, в частности Людвиг Витгенштейн, рассматривали метафизику как языковую игру, значения слов в которой неопределенны и не могут быть определены. А это означает, что метафизические вопросы - это не вопросы без ответов, а просто языковая путаница, ответ на которую не имеет смысла. Ясность мира дана целиком и полностью, но она невыразима словами и недоступна вопрошанию (мистицизм).  


Постмодернисты ХХ века вслед за Ницше и Хайдеггером объявляют войну метафизике в целом, полагая, что за проклятыми вопросами о происхождении кроется оригинальная и метафизическая концепция целостного субъекта, который хочет что-то там понять (метафизика присутствие).

На самом деле нет ничего, кроме текстов, нет на самом деле (проблема истины снимается) и просто некому понимать тексты, поскольку в принципе нет такого экземпляра вне текстов, как интеграл понимания тема. Целая тема, Я - не более и не менее, чем текст в ряде других текстов (или сама эта серия). Фактически деконструктивисты переводят декартову эпоху на уровень фразы, слова, буквы. Все текст. В то же время вполне ожидаемо и вполне в духе Гегеля это все тождественно ничему.    

Тексты связаны между собой по своим законам, наследуют друг друга и цитируют друг друга. Например, Википедия - это полностью постмодернистский проект, допускающий свои юмористические и ироничные дубликаты. 

Диалектика - (греч. Диалектика - искусство спора, рассуждения) - это логическая форма и метод рефлексивного теоретического мышления, предметом которого являются противоречия мыслимого содержания этого мышления.  

Этапы развития:

  1. Диалектика античности (наиболее яркий представитель - Гераклит и досократики).

  2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII - первой половины XIX веков. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). 

  3. Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской школы Э. Ильенков, Вазюлин В. А., Готт В. С. и др.)

В более узком смысле диалектика - это название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме тезис-антитезис-синтез. Следуя этому методу, познающий субъект сначала выделяет определенное явление в действительности, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые он рассматривает как тезис. Далее процесс познания продолжается формированием антитезиса - формулы или понятия, содержание которых противоположно (противоположно) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию отношений между тезисом и антитезисом - к познанию синтеза. Этот процесс можно повторить на мета-уровне, когда синтез рассматривается как тезис более высокого уровня. Таким образом воспринимается правда.     

Диалектика в древности и средневековье