Файл: Реферат Диалектические идеи в естествознании второй половины xix в (тема реферата) фио студента Литвинов Даниил Романович Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изначально этот термин означал:

  • возможность обсуждать вопросы и ответы;

  • искусство классификации понятий, деления вещей на виды и виды.

Аристотель считает Зенона Элейского изобретателем диалектики, проанализировавшим противоречия, возникающие при попытке постичь концепции движения и установки.

Сам Аристотель отличает диалектику от аналитики как науку вероятных мнений от науки доказательства. Платон, следуя элеатам (элейской школе), определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее в диалогах Софист и Парменид он обосновывает диалектические выводы о том, что высшие виды существ можно мыслить только таким образом, чтобы каждый из них есть и не равен самому себе и не равен, тождественен самому себе и переходит в своего другого. Следовательно, бытие содержит противоречия: оно одно и множественное, вечное и преходящее, неизменное и изменчивое, покоится и движется. Противоречие - необходимое условие для побуждения души к медитации. Это искусство, по Платону, есть искусство диалектики. Развитие диалектики продолжили неоплатоники (Плотин, Прокл).     

Диалектика Гегеля


Больше всего термин диалектика раскрыл Гегель. Для него диалектика - это такой переход от одного определения к другому, в котором обнаруживается, что эти определения односторонние и ограниченные, то есть содержат в себе отрицание самих себя. Следовательно, диалектика, по Гегелю, является движущей силой всякого научного развития мысли и единственным принципом, который вносит имманентную связь и необходимость в содержание науки....  

В диалектике Гегеля можно выделить три основных элемента:

  1. Попытка обойти кантовское опровержение рационализма. Это опровержение, по Гегелю, справедливо только для систем, которые являются метафизическими, но не для диалектического рационализма, который учитывает развитие разума и поэтому не боится противоречий. Кант опроверг рационализм, заявив, что он, безусловно, ведет к противоречиям. Однако этот аргумент черпает силу в законе противоречия: он опровергает только системы, признающие этот закон, то есть пытающиеся избавиться от противоречий. Этот аргумент не представляет угрозы для диалектической системы Гегеля, которая готова мириться с противоречиями.    

  2. Описание развития разума с точки зрения диалектики. Гегель использует слово разум не только в субъективном смысле - для обозначения определенной умственной способности, но и в объективном смысле - для обозначения всевозможных теорий, мыслей, идей и т. д. Гегель наиболее успешно применил диалектический метод в своей работе. Лекции по истории философии. Гегель, который видел в диалектике истинное описание действительного процесса рассуждений и мышления, считал своим долгом изменить логику, чтобы сделать диалектику важной - если не самой важной - частью логической теории. Для этого ему пришлось отказаться от закона противоречия, который послужил серьезным препятствием для диалектики. 

  3. Философия идентичности. Если разум и реальность тождественны и разум развивается диалектически (что ясно видно в развитии философского мышления), то реальность должна развиваться диалектически. Мир должен подчиняться законам диалектической логики. Следовательно, мы должны найти противоречия в мире, допускаемые диалектической логикой. Именно тот факт, что мир полон противоречий, еще раз проясняет нам, что закон противоречия должен быть отброшен за ненадобностью. На основе философии тождества разума и реальности утверждается, что, поскольку идеи противоречат друг другу, факты также могут противоречить друг другу, и что факты, как и идеи, развиваются из-за противоречий, и поэтому закон противоречия должен быть заброшенным.     

Диалектика марксизма


Понятие диалектики использовали в своих работах Карл Маркс и Фридрих Энгельс, переведя его в материалистическую плоскость (диалектический материализм).

Итак, Маркс понимает философию как науку и пытается построить ее строго по научному методу. Он переходит от абстрактного к конкретному. Бытие определяет сознание, сознание понимается как свойство материи отражать себя, а не как самостоятельная сущность. Материя находится в постоянном движении и развивается. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает разные формы. Практика - самый важный фактор в развитии. Развитие происходит по законам диалектики - единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания.      

Отечественная философская традиция (особенно материалисты) восприняла диалектику Гегеля в интерпретации Энгельса, сформулировавшего так называемые Три закона диалектики:

  1. Закон единства и взаимопроникновения противоположностей.

  2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

  3. Закон отрицания.









Заключение


В истории изучения природы человеком сложились два прямо противоположных, несовместимых метода этого исследования, которые приобрели статус общефилософских, т. е. Универсальных. Это диалектический и метафизический методы.  

При метафизическом подходе объекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застывшем, фиксированном, неизменном состоянии. Диалектический подход, напротив, предполагает изучение предметов, явлений со всем богатством их взаимосвязей, с учетом реальных процессов их изменения, развития.        

Из всего вышеизложенного следует, что основные принципы диалектики - принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи - получили во второй половине 18-го и особенно в 19-м веках. мощное естественнонаучное обоснование. Это означало крах прежних метафизических представлений о мире и возвращение к его диалектическому пониманию, основы которого были заложены еще в античной натурфилософии.  


Список литературы


  1. Голубинцев В.О., Дацев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Феникс, Ростов-на-Дону 2008.    

  2. Родчанин Е.Г., Колесников В.И. Философия для технических вузов (историко-систематический курс). Москва Наука пресса 2009 г.   

  3. В.Д. Губин, Т.Ю. Сидорин, В.П. Филатов. Философия. Москва Отожие 2005 г.     

  4. Мераб Мамардашвили Философские чтения Санкт-Петербург, Азбука классики, 2004.