Файл: Курсовая работа Педагогическое образование Русский язык, литература Квалификация (степень) бакалавр Форма обучения очная.docx
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Роль композиции в достижении идейной проблематики произведения.
1.1 Композиция как теоретико-литературное понятие.
1.2 История создания романа Л.Н Толстого « Анна Каренина». К вопросу о композиционном построении.
Глава 2. Роль композиции романа «Анна Каренина» в достижении идейного замысла писателя.
2.2 Композиционное построение сюжетной линии Левина в романе Л.Н Толстого « Анна Каренина»
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Брянский государственный университет
имени академика И.Г. Петровского»
Филологический факультет
Специфика композиционного построения романа Л.Н Толстого «Анна Каренина»
Курсовая работа
Педагогическое образование
Русский язык, литература
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения: очная
Выполнила:
Ивленко Е.В.,
студентка 4 курса 1 группы
Научный руководитель:
Никитина И.Н.,
кандидат филологических наук,
доцент
Брянск, 2020
Содержание
Введение 3
Глава 1. Роль композиции в достижении идейной проблематики произведения. 6
1.1 Композиция как теоретико-литературное понятие. 6
1.2 История создания романа Л.Н Толстого « Анна Каренина». К вопросу о композиционном построении. 13
Глава 2. Роль композиции романа «Анна Каренина» в достижении идейного замысла писателя. 24
2.1 Композиционное построение сюжетной линии Анны Карениной в одноименном романе Л.Н Толстого «Анна Каренина». 24
2.2 Композиционное построение сюжетной линии Левина в романе Л.Н Толстого « Анна Каренина» 31
Заключение 39
Список литературы 42
Приложение 45
Введение
К изучению поэтики романа Л. Н. Толстого обращалось множество литературоведов. Стоит лишь назвать такие имена, как Э. Бабаев, Б. Бурсов, В. Ермилов, М. Храпченко, Б. Рождественский, Б. Эйхенбаум. Но, несмотря на широкую изученность, роман вследствие своего художественного своеобразия и нравственно-философского содержания, представляет собой неиссякаемый источник для новых исследований и открытий.
Актуальность обращения к изучению композиционной структуры романа «Анна Каренина» заключается в возможности открытия новых, глубинных пластов как в содержательном, так и в формальном отношении в великом романе Л.Н. Толстого. Его композиционное построение представляет собой сложнейшее переплетение идей
, героев, перипетий, гармоничное в своей живой неправильности. Сам термин «композиционное построение» настолько широк, что позволяет осуществлять различные подходы к анализу произведения, в том числе и такие, с точки зрения которых роман «Анна Каренина» еще не был рассмотрен или был рассмотрен частично, особенно если подходить к роману с точки зрения нашей темы –специфики композиционного построения романа в целом, которая не являлась пока предметом специального исследования.
Эволюция литературоведческих работ об «Анне Карениной» - от исследования Б.В. Рождественского, наметившего основные направления изучения композиции «Анны Карениной», до Э.Г. Бабаева, посвятившего роману обширную и разностороннюю монографию, не говоря уже о множестве других этапных трудов, так и не исчерпавших романа во всей его полноте, позволяет надеяться на открытие с помощью уже сформировавшейся научной базы новых аспектов в изучении романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Объектом данного исследования является роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина».
Предметом изучения является композиционное построение романа.
Цель нашей работы – определение роли композиции в достижении идейной проблематики произведения, изучение специфики композиционной структуры романа «Анна Каренина»; выявление связи важнейших композиционных особенностей романа и своеобразий движения сюжета.
Задачи исследования, способствующие достижению поставленной цели, состоят в следующем:
-
изучить основные теоретические положения, касающиеся композиционного построения литературных произведений; -
с помощью анализа текста определить сущность композиционного построения романа «Анна Каренина»; -
описать и систематизировать выявленные особенности сюжетно-композиционной структуры; -
определить роль композиции романа в достижении идейного замысла писателя;
В ходе работы для решения поставленных задач применялись следующие
методы: целостный анализ художественного текста, при этом были использованы методы эмпирического уровня (описание), теоретического (анализ и синтез), типологического, историко-генетического.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Роль композиции в достижении идейной проблематики произведения.
1.1 Композиция как теоретико-литературное понятие.
Термин композиция произошел от латинского глагола componere, что значит складывать, строить, оформлять. Слову композиция в его применении к плодам литературного творчества в большей или меньшей мере синонимичны такие слова, как конструкция, диспозиция, компоновка, организация, план.
Композиция это не только организация внутренних связей произведения, благодаря которой создается выразительно-смысловое единство или художественный текст, но и совокупность обширных внешних связей, которые образуют особую атмосферу произведения, так называемый художественный контекст, включающий в себя композицию как ядро художественной коммуникации.
Композиция осуществляет единство и целостность художественных творений. Это, утверждает П.В. Палиевский, — «дисциплинирующая сила и организатор произведения. Ей поручено следить за тем, чтобы ничто не вырывалось в сторону, в собственный закон, а именно сопрягалось в целое <…> Ее цель — расположить все куски так, чтобы они замыкались в полное выражение идеи»[17,с.383].
Фундаментом композиции является организованность вымышленной и изображенной писателем реальности, то есть структурные аспекты самого мира произведения. Но главное и специфическое начало художественного построения — это способы подачи изображенного, а также речевых единиц.
Композиционная завершённость и целостность, вообще, играют важную роль в выявлении идейно — художественного своеобразия литературного произведения. Ведь писатель стремится не только изобразить в романе взаимосвязь всех составных частей жизненного материала, положенного в основу произведения, раскрыть при этом судьбу своих героев и персонажей, детально показать окружающую их социальную и бытовую действительность. Самое главное — дать художественное толкование изображаемому, явно выразить свою идейно — эстетическую позицию.
На примере литературных произведений мы рассмотрим какую роль играет композиция в достижении идейной проблематики произведения.
Так, например, своеобразие романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
состоит в том, что каждая глава - это самостоятельная повесть, связанная с остальными главами главным действующим лицом - Григорием Александровичем Печориным. С точки зрения композиции, «Герой нашего времени» «скорее может быть уподоблен не циклу повестей, а лирическому стихотворному циклу»[7]. Журавлева А. И. также выделяет словесно-образные символические мотивы каждой из повестей, доказывая тем самым их сюжетную самостоятельность и лиричность [23].
Таким образом, «Бэла», «Максим Максимыч» и «Княжна Мери» - повести «горные», «Тамань» - «морская», а основной мотив-доминанта «Фаталиста» - звезды. «Бэла» и «Максим Максимыч» - это путевые очерки едущего по горной дороге офицера [23].
В романе повествование ведется от трех лиц: Максим Максимыча, автора-повествователя и самого героя.
Первая повесть - «Бэла». В ней мы узнаём о Печорине из рассказов Максима Максимыча. Он не может раскрыть нам душу главного героя, поэтому Григорий Александрович предстаёт перед нами очень загадочным человеком. В «Бэле» мы видим монологи Печорина, с помощью которых читатель формирует для себя характер героя. Например: «...Во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало...» [23]. Складывается впечатление о герое, уставшем от жизни, но душа его жаждет новых знаний и впечатлений.
В повести «Максим Максимыч» автор-повествователь лично знакомится с Печориным. В этой повести Лермонтов создает психологический портрет Печорина, который сыграл важную роль в композиции романа. Лермонтов сравнивает внешность и внутренний мир героя. Так, например, он пишет о глазах Печорина: «Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти» [23].
Затем следует «Журнал Печорина», где герой становился автобиографом, а в «Княжне Мери» Печорин раскрывается в своих поступках, монологах, афоризмах.
Повесть «Фаталист» имеет отличное от остальных значение для композиции. Здесь мы не узнаем ничего нового о герое. Автор подводит итог рассуждений и мыслей Печорина.
Благодаря такой композиции, трагичная судьба героя и его сложный характер обретают светлые черты в финале романа. Свет пробивается, когда в повести «Фаталист» главный герой пытается решить главный вопрос - о назначении человека в жизни, судьбу которого определяет божественная или собственная воля. В итоге у читателей остается впечатление драматизма человеческой судьбы, в