ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4.4 Расчет сил, действующих на шатунную шейку коленчатого вала

Аналитически результирующая сила RШШ (рисунок 4.3), действующая на шатунную шейку V-образного двигателя (в случае, если учитывается действие сил со стороны только одного из двух расположенных рядом на шейке шатунов) равна:

RШШ = , (4.13)

где РК ­­– сила, действующая на шатунную шейку по кривошипу. Причем:

РК = К + КRШ. (4.14)

Направление результирующей силы RШШ для различных положений коленчатого вала определяется углом (tg = Т / РК), заключенным между вектором RШШ и осью кривошипа.

4.5 Построение графиков сил, действующих в кривошипно-шатунном механизме

Графики изменения сил, действующих в КШМ, в зависимости от угла  строятся в прямоугольной системе координат по данным динамического расчета на ЭВМ, полученным с помощью программы DWD4 (см. приложение А).

4.6 Построение диаграммы износа шатунной шейки

На основании полярной диаграммы нагрузки на шатунную шейку коленчатого вала на первом листе графической части построена диаграмма износа, которая дает наглядное представление о характере износа шейки по окружности и позволяет определить местоположение масляного отверстия.

Для упрощения расчета результирующих величин RШШ составлена таблица 4.1, в которую занесены значения сил RШШi, действующих по каждому лучу, и их сумма.

Таблица 4.1 – Результаты расчета износа шатунной шейки

, град

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

2.31

2.31

2.31

-

-

-

-

-

-

-

2.31

2.31

30

1.84

1.84

-

-

-

-

-

-

-

-

1.84

1.84

60

0.69

0.69

-

-

-

-

-

-

-

-

0.69

0.69

90

0.50

0.50

0.50

-

-

-

-

-

-

-

-

0.50

120

1.18

1.18

1.18

-

-

-

-

-

-

-

-

1.18

150

1.34

1.34

1.34

-

-

-

-

-

-

-

-

1.34

180

1.32

1.32

1.32

-

-

-

-

-

-

-

1.32

1.32

210

1.35

1.35

-

-

-

-

-

-

-

-

1.35

1.35

240

1.23

1.23

-

-

-

-

-

-

-

-

1.23

1.23

270

0.67

0.67

-

-

-

-

-

-

-

-

0.67

0.67

300

0.15

0.15

0.15

-

-

-

-

-

-

-

-

0.15

330

0.36

0.36

-

-

-

-

-

-

-

-

0.36

0.36

360

-

-

-

-

6.69

6.69

6.69

6.69

6.69

-

-

-

375

-

-

-

-

8.15

8.15

8.15

8.15

-

-

-

-

390

-

-

3.37

3.37

3.37

3.37

-

-

-

-

-

-

420

0.94

0.94

0.94

0.94

-

-

-

-

-

-

-

-

450

1.26

1.26

1.26

1.26

-

-

-

-

-

-

-

-

480

1.63

1.63

1.63

-

-

-

-

-

-

-

-

1.63

510

1.67

1.67

1.67

-

-

-

-

-

-

-

-

1.67

540

1.50

1.50

1.50

-

-

-

-

-

-

-

1.50

1.50

570

1.34

1.34

-

-

-

-

-

-

-

-

1.34

1.34

600

1.18

1.18

-

-

-

-

-

-

-

-

1.18

1.18

630

0.51

0.51

-

-

-

-

-

-

-

-

0.51

0.51

660

0.69

0.69

0.69

-

-

-

-

-

-

-

-

0.69

690

1.84

1.84

1.84

-

-

-

-

-

-

-

-

1.84

720

2.31

2.31

2.31

-

-

-

-

-

-

-

2.31

2.31

27.81

27.81

22.01

5.57

18.21

18.21

14.84

14.84

6.69

-

16.61

25.61



5 Патентно-информационный поиск аналогов заданного типа двс

В результате патентно-информационного поиска установили четыре двигателя аналога, основные технические характеристики которых представлены в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Технические характеристики двигателей-аналогов

Наименование

аналога

ДВС а/м

Dacia Sandero II dCi FAP

ДВС а/м

Volkswagen Touran TDI

ДВС а/м

Peugeot 5008 HDI

ДВС а/м

Seat Leon SC TDI

Число и расположение цилиндров

R4

R4

R4

R4

Рабочий

объем, л

1,461

1,598

1,560

1,598

Номинальная мощность, кВт

67

90

84

85

Максимальный момент, Нм

220

230

270

250

Диаметр

цилиндра, мм

76

79,5

75

79,5

Ход поршня, мм

80,5

80,5

88,3

80,5

Степень сжатия

16,5

16,5

16

16

Система питания

распред. впрыск

распред. впрыск

распред. впрыск

распред. впрыск


В качестве прототипа выбираем двигатель, который устанавливался на серийные автомобили Dacia Sandero II dCi FAP.

6 Обоснование и выбор механизмов и систем двигателя

Четырехтактный четырехцилиндровый дизельный двигатель, расположенный поперек. Двигатель с турбонаддувом (1,25 бар), рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с верхним расположением одного распределительного вала. Газораспределительный механизм – SOHC. Имеет два клапана на цилиндр: 1 впускной и 1 выпускной. Клапаны изготавливаются из легированной стали, головка клапана из жаропрочной высоколегированной стали. Распределительный вал приводится в движение ремнем и управляет клапанами посредством кулачков и коромысел, поворачивающихся на шаровых пальцах. Периодичность замены ремня ГРМ – 60000 км [6].

Система охлаждения предназначена для быстрого прогрева и поддержания рабочей температуры двигателя. Применим жидкостную систему охлаждения. Жидкостная система охлаждения состоит из радиатора, вентилятора, насоса, расширительного бочка, термостата, водяной рубашки в блоке цилиндров и головке блока цилиндров. На рисунке 6.1 представлен двигатель Dacia Sandero II 1.5 dci.

Блок цилиндров двигателя Dacia Sandero II 1.5 dci отлит из специального высокопрочного чугуна с цилиндрами, расточенными непосредственно в теле блока. Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренный вкладыши) 51,936 - 51,949 мм.

Коленчатый вал - пяти опорный, отлит из чугуна. В заднем конце коленчатого вала выполнено гнездо под передний подшипник первичного вала коробки передач, по наружному диаметру которого центрируется двухмассовый маховик. Маховик устанавливается на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка около зубчатого обода маховика) и ось шатунной шейки первого цилиндра находились в одной плоскости и по одну сторону от оси коленчатого вала.

Диаметр тарелки впускного клапана 33,5 мм, выпускного – 29 мм. Диаметр стержня впускного клапана – 5,977 ± 0,008 мм, выпускного - 5,963 ± 0,008 мм. Длина впускного клапана –100,95 мм, выпускного – 100,75 мм. Впускные и выпускные клапаны снабжены по одной пружине, зафиксированной через тарелку двумя сухарями. Шатуны двигателя стальные, кованные. Поршень двигателя отлит из алюминиевого сплава. Поршневые пальцы стальные. Наружний диаметр поршневого пальца - 24,8-25,2 мм, внутренний диаметр - 13,55 - 13,95 мм, длина поршневого пальца – 59,7-60,3 мм.


Система питания двигателя с принудительным воспламенением предназначена для приготовления топливно-воздушной смеси требуемого состава и качества, подачи ее к цилиндрам двигателя. Система питания: непосредственный впрыск дизельного топлива под высоким давлением с общей топливно-распределительной рампой “Common Rail” либо “Delphi”. Система впрыска Delphi работает под давлением 1400-1600 бар. Форсунки Delphi требуют регенерации после 100000 км. В ТНВД топливо поступает под низким давлением (5 бар) из встроенного топливоподкачиваеющего насоса. ТНВД подает топливо в топливораспределительую рампу, давление которой контролируется при впрыске регулятором подачи топлива, а при сливе клапанами форсунок. Таким образом, сглаживаются колебания давления в рампе. Регулятор подачи топлива обеспечивает подачу ТНВД такого количества, которое необходимо для поддержания давления в рампе. Благодаря этому, снижается тепловыделение и улучшается коэффициент полезного действия двигателя.

Система пуска двигателя предназначена для быстрого запуска двигателя путем сообщения коленчатому валу скорости, обеспечивающей нормальное протекание рабочего процесса. Она состоит из аккумуляторной батареи, зажигания и стартера.

Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Осуществляется посредством двух роторного шестеренчатого насоса, который всасывает масло из поддона через сетчатый приемник и нагнетает его через фильтр в смазочные каналы, где масло распределяется по коленчатому валу, распределительному валу и вспомогательному валу. Шатунные подшипники снабжаются маслом через внутренние отверстия в коленчатом вале. Внутренние поверхности поршней смазываются из отверстий в нижних головках шатуна. На вал распределителя масло периодически подается из отверстия вспо­могательного вала. Распределительный вал и коромысла снабжаются маслом через трубку-разбрызгиватель, идущую от центрального подшипника распределительного вала.

Применяемое масло ELF solaris DPF 5W-30 или MOTUL Specific 0720 5W-30. Периодичность замены каждые 20000-30000 км либо 1 год эксплуатации. По сравнению с предыдущими модификациями данного двигателя у этого, снижена производительность масляного насоса из-за чего часто встречаются случаи преждевременного износа вкладышей и заклинивания коленчатого вала [9].