Файл: Особый режим разработки и регистрации орфанных лекарственных препаратов на территории рф 7.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Москва 2022 г.

Оглавление





Введение 1

Особый режим разработки и регистрации орфанных лекарственных препаратов на территории РФ 7

Особый режим разработки и регистрации орфанных лекарственных препаратов на территории ЕС 12

Особый режим разработки и регистрации орфанных лекарственных препаратов на территории США 16

Различия в нормативно-правовом регулировании при разработке и регистрации орфанных препаратов на примере законодательства РФ, ЕС, и США. 19

Различные меры стимулирования международных фармацевтических компаний 21

Лекарственное средство как объект интеллектуальной собственности 23

Заключение 34

Список литературы 35


Введение


Фармацевтический рынок орфанных препаратов является наукоемким и развивающимся рынком. Его развитие имеет социальное значение, так как данная экономическая система направлена на удовлетворение потребности населения в поддержании здоровья. Во многих государствах установлены меры государственной поддержки разработки и производства орфанных ЛП: налоговые льготы; субсидирование клинических исследований; усиленная патентная защита; ускоренная процедура регистрации ЛП. Защита исключительного рыночного права для разработчика и производителя способствует созданию госудaрственных и тартнёрских предприятий для совместных исследований по разработке, производству орфaнных препаратов, создает временное ограничение конкуренции на фармацевтическом рынке и позволяет удерживать высокую цену препарата

В странах Европейского Союза статус орфанного препарата дает производителю исключительное право продажи в течение первых 10 лет. При Европейском медицинском агентстве создан комитет по орфанным препаратам, который следит за исполнением законов оборота орфанных медицинских средств, отслеживает возникающие проблемы и работает над совершенствованием законодательства в этой области.

В период с 1983г. по 2010г. в США были зарегистрированы 353 орфанных препарата, а за 10 лет до принятия закона об орфанных препаратах, было выпущено менее 10 таких ЛП. По дaнным ежегодного отчёта Центра по экспертизе и исследованиям лекарственных средств при FDA в США (Center for Drug Evaluatwn and Research) в 2014 г. из 41 нового (оригинального) претарата для медицинского применения, 17 были препаратами для лечения ОЗ (41%), в 2015 г. уже 21 из 45 (то есть 47%) одобренных в США оригинальных ЛП были зaрегистрирoваны в статусе орфанных. По прогнозам аналитической компании «Evaluate Pharma» за период с 2016 по 2024 гг. ожидается ежегодное увеличение объема продаж орфанных препаратов на 11,1%. В то время как в 2015г. объем продаж орфанных препаратов составил 101,0 млрд. долл., к 2020г. данный показатель должен достигнуть 172,0 млрд. долл. Ожидается, что объем продаж орфанных препаратов на мировом рынке с 2016 до 2022 г. практически удвоится и составит 209 млрд. долл. к 2022 г., а к 2024 году достигнет 262,0 млрд. долл., рисунок 5 [8,9, 21].


По данным аналитической компании «Evaluate Pharma» на протяжении

четырех лет ТОР-5 по объему продаж орфанных препаратов занимают компании «Novartis», «Roche», «Celgene», «Bristol-Myers Squibb» и «Shire».

Рост рынка орфанных препаратов обусловлен двумя основными факторами: увеличением числа ОЗ, чему способствуют новые прогрессивные методы диагностики, и активным поиском новых оригинальных и воспроизведенных препаратов для лечения редких болезней.

Расширение перечня ОЗ способствует увеличению научных разработок по созданию новых ЛП [23, 28]. Среди орфанных препаратов, которые находились в стадии разработки, в ТОР-10 наиболее перспективных включены кандидаты в препараты таких фармацевтических компаний, как «Vertex Pharmaceuticals» (2 продукта), «Intercept Pharmaceuticals», «Nоrthwest Вiotherapeutics», «Actelion», «AbbVie» и «Alexion Pharmaceuticals» (2 продукта) и др., [10, 8,15].

Ожидается, что в 2020 г. объем продаж комбинации «VX-809 + ивакафтор» компании «Vertex Pharmaceuticals», предназначенной для лечения муковисцидоза, на мировом рынке составит 4,23 млрд. долл., а чистая приведенная стоимость (Netpresentvalue — NPV) этого проекта составляет более 13,78 млрд. долл. [15, 17, 20].

В 2013 г. из 35 новых препаратов, одобренных управлением по санитарному контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (US Fооd and Drug Administratiоn) (FDA) 16 были отнесены к орфанным, что составило 46% [17, 23, 27]. В 2014 г. FDA выдало разрешение на маркетинговое продвижение 41 инновационному лекарственному средству. По данным информационного агентства «Reuters», за 18 лет, с 1996 года, было утверждено 53 инновационных препарата, что составляет почти 40% утвержденных FDA [2, 6, 26].

Результаты анализа вывода ЛП для больных ОЗ на фармацевтический рынок Европейского союза, так до 2007г. на рынок было выведено 7 ЛП, а начиная с 2007г. на рынок ежегодно выводится по 4 МНН лекарственных препаратов.

Рынок орфанных ЛП в России находится на стадии развития и формирования. Важным шагом явилость законодательное признание понятия «орфанные лекарственные препараты», предназначенные для диагностики или патогенетического лечения редких (орфанных) заболеваний [9, 12, 13]. В настоящее время для расширения ассортимента ЛП для терапии ОЗ предусмотрена ускоренная процедура экспертизы ЛП (ст. 26 Закона № 61-ФЗ), что не означает снижение требований к безопасности и эффективности, а предусматривает признание
результатов доклинических и клинических исследований, выполненых за пределами РФ, но в соответствии с правилами надлежащей лабораторной и клинической практики [14]. Однако «статус» орфанного ЛП для пациента не дает никаких преимуществ, и не закреплен ни в одной инструкции по медицинскому применению ЛП для терапии ОЗ, «статус» касается только сроков регистрации ЛП [2, 12, 13].

Благодаря принятию ускоренной процедуры регистрации ЛП для терапии больных ОЗ на российском фармацевтическом рынке появились эффективные средства, для терапии редких заболеваний. В 2004 г. орфанные ЛП на отечественном фармацевтическом рынке занимали 0,45% от объема рецептурных препаратов. К моменту запуска программы «Семь нозологий» доля рынка таких средств составила около 5,0%. В 2008 г. доля орфанных препаратов достигла 10,94%, а уже в 2011г. - 12%, при этом стоимость лечения одного пациента с редким заболеванием составляет около 2,12 млн. рублей в год [5, 8, 24].

Отмечено увеличение объема закупаемых ЛП для терапии нозологий из «Перечня», так в 2013г. объем закупок составил 8,75 млрд. рублей [5, 9]. По объему закупок ЛП лидирующие позиции занимает компания «Фармимэкс», поставляющая орфанные ЛП в 39 из 74 регионов, и «Фармстандарт», поставляющая рекомбинантный фактор свертывания Коагил VII (МНН: эптаког альфа) на сумму в 2,6 млрд. рублей [14]. Вклад других дистрибьюторов в поставки этого лекарственного средства незначителен, около 110,0 млн. руб. Такой объем поставок компании «Фармстандарт» препарата Коагила VII связан с тем, что выпускает данный препарат входящая в состав корпорация ЗАО «Генериум». В 2013 г. общая сумма контрактов компании «Фармимэкс» и «Фармстандарт» составила 7,41 млрд. рублей, что составляет 85 % от стоимости всех лотов, участвующих в аукционах. Компания «Р-Фарм» лидирует по поставкам в восьми регионах с объемом поставок около 160 млн руб. [11, 12, 14].

Производителями ЛП для терапии ОЗ являются 11 предприятий, в том числе и российские компании - «Натива», «Верофарм» и «Генериум» [16]. Согласно данным экспертов в 2018 г. отечественный рынок орфанных препаратов достиг 127 млрд. долл. и оставил 16% от рынка рецептурных препаратов.

Особый режим разработки и регистрации орфанных лекарственных препаратов на территории РФ



На данный момент адаптированный режим регистрации орфанных препаратов является единственной предусмотренной российским законом мерой поощрения для компаний, осуществляющих орфанные проекты. Однако при детальном его рассмотрении можно заметить, что в частности для отечественных компаний действующий режим регистрации является не упрощённым, а, скорее, наоборот.

По общему правилу1 на территории РФ допускается производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз и вывоз из РФ, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств только после их государственной регистрации.

Из указанного правила существуют исключения2. В отношении орфанных препаратов особенно важным является положение, в соответствии с которым не подлежит регистрации ввозимое в РФ лекарственное средство для оказания помощи конкретному пациенту при наличии специального разрешения.

На территории РФ не допускается обращение незарегистрированных лекарственных препаратов.

Отношения в сфере регистрации орфанных лекарственных препаратов регулируются ФЗ "Об обращении лекарственных средств"3. В своём стандартном виде она является более сложной по сравнению с регистрацией препаратов, не являющимися орфанными, поскольку состоит из двух этапов.

Первый этап4 процедуры проводится в течение 30 дней и заключается в проведении экспертным учреждением (на сегодняшний день это ФГБУ "Научный центр экспертизы средств медицинского применения"5) по заданию Минздрава РФ оценки документов6, представленных заявителем, с целью определить возможность признания лекарственного препарата орфанным. По итогу данной процедуры экспертное учреждение выносит своё заключение и направляет его в Минздрав РФ. Последний, в свою очередь, уведомляет заявителя о результатах экспертизы и в зависимости от её результатов принимает решение о прекращении процедуры государственной регистрации или о переходе к её второму этапу.

Порядок проведения экспертизы в рамках первого этапа регистрации регламентируется приказом7 Минздрава. Некоторые критерии, на которые в рамках этого приказа предписывается
обратить внимание при экспертизе орфанности, не соответствуют действующим нормам орфанного законодательства.

Например, предписывается проверять наличие заболевания, при котором будет применяться регистрируемый препарат, в перечне заболеваний программы "19 нозологий". При этом данный критерий не содержит ссылки на программу "14 нозологий" или на эпидемиологический критерий8 редкости заболевания, сформулированный в ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ".

Помимо этого, в качестве критерия указывается область применения препарата: для диагностики или лечения жизнеугрожающего или хронического прогрессирующего орфанного заболевания. Между тем, определение орфанного препарата в ФЗ "Об обращении лекарственных средств" указывает патогенетический метод лечения в качестве единственно допустимого и не определяет в качестве признака орфанного заболевания его хроничность и другое9.

В целом, на данный момент не существует нормативного документа, в котором бы детально определялась методика оценки представленных заявителем документов при экспертизе орфанности препарата. В рассмотренном приказе Минздрава указываются лишь пункты, на которые следует "обратить внимание" при экспертизе. Регламентация процедуры регистрации орфанного препарата является важной составляющей нормативного регулирования в рассматриваемой сфере, поскольку придаёт указанной процедуре упорядоченность, способствует более эффективному контролю за проведением процедуры и её результатами, в том числе предоставляет заявителю больше возможностей для обжалования результатов экспертизы препарата в случае возможных допущенных нарушений.

Таким образом, целесообразно детально описать этапы экспертизы орфанности препарата, а также привести рассмотренный приказ Минздрава в соответствие с нормами ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" и ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Второй этап рассматриваемой процедуры заключается в ускоренной экспертизе лекарственного средства для медицинского применения. Такая процедура не может по длительности превышать 80 дней9 в отличие от обычной экспертизы