Файл: Современная система мотивации персонала в организациях (Мотивация по KPI 10..pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.Теоретические аспекты мотивации в эффективности деятельности компании
1.1 Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления
1.2 Мотивация персонала как основной фактор повышения производительности труда
2. Оценка системы мотивации в управления персоналом на предприятии
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Мир»
2.2 Анализ эффективности системы мотивации в управлении персоналом предприятия ООО «Мир»
2.3 Основные направления совершенствования системы мотивации персоналом
- планирование работы с резервом кадров (осуществляется начальником отдела кадров совместно с руководителями структурных подразделений);
-планирование социального развития и обеспечения по направлениям: работа с молодежью, жилищное хозяйство, социальная поддержка, информационно-воспитательная работа, культурно-массовая и оздоровительная работа и др.
По данным статистической и текущей внутренней отчетности численный и профессиональный состав кадров по всем категориям работающих сформирован с учетом количества рабочих мест, характера зоны обслуживания, принятых технологических решений, уровня автоматизации и механизации производственных процессов, продолжительности рабочего дня и других показателей. Комплектование ведется в соответствии со штатным расписанием.
2.2 Анализ эффективности системы мотивации в управлении персоналом предприятия ООО «Мир»
Используя принцип постановки задач «сверху вниз» генеральный менеджер ООО «Мир» создает «дерево целей».
Дерево целей – структурированная, построенная по иерархическому принципу совокупность целей экономической системы, программы, плана, в которой выделены генеральная цель («вершина дерева»); подчиненные ей цели первого, второгои последующего уровней («ветви дерева»).
Рис.2.1 Схема «дерева целей».
В основу «вершины дерева» владельцы бизнеса ставят стратегическую цель, определяемую в рамках стратегии организации. Достижение данной цели обеспечивается выполнением операционных и плановых задач.
Цели тщательно классифицируются и структурируются для того, чтобы быть максимально понятными для читателя.
Выделение, описание и иерархическое упорядочивание упорядочивание каждой из целей выполняется посредствам выполнения ряда соответствующих аналитических процедур согласование и утверждения.
К каждой из определяемых на нижнем уровне детализации целей, насколько это возможно, применяются требования SMART.
S (specific) – конкретная.
M (measurable) – измеримая.
A (achievable) – достижимая.
R (realistic) – реалистичная.
T (timed) – ограниченная по времени.
Также на предприятии обеспечивается регулярная обратная связь по принципу «снизу вверх». Работники регулярно информируются, на какой стадии достижения цели они находятся. Это мотивирует персонал более усердно стремиться к достижению поставленных задач, увеличивается производительность.
После каждого выполненного этапа обратная связь осуществляется устно или через отчеты.
На ООО «Мир» действует справедливая система поощрения, связанная с выполнением целей. Такой метод позволяет повысить эффективность работы и внушает обязательства по отношению к целям.
На предприятии проводятся следующие мероприятия по формированию внутрифирменного рынка труда:
1. Персонал оценивается при приеме на работу.
2. Мотивация персонала.
3. Создается кадровый резерв.
Оценка персонала при приеме на работу проходит в 2 этапа: психологическое тестирование; оценка степени компетенций кандидата в работе, на которую он принимается.
Психологическое тестирование выполняется при помощи тестов. Большее количество тестов позволяет повысить результат.
Оценка степени компетенций осуществляется путем заполнения специальных бланков. Степень развития компетенций подсчитывается с помощью шкалы бальных оценок.
Мотивация персонала:
1. Материальное вознаграждение (суммарный оклад, премиальная часть, другие выплаты). Внедрение материальных стимулов предоставляет возможность координировать поведение объектов управления на основе использования различных денежных выплат. Мотивация направляет наемного работника к эффективному и качественному труду, позволяющему получить определенную прибыль, а также покрывает издержки нанимателя. Основными инструментами материального стимулирования являются доплаты, надбавки к заработной плате, компенсации, премирование.
При использовании материального стимулирования выявляются следующие психологические тенденции:
- чем выше ценность и регулярность вознаграждения, тем выше эффективность работы рабочих.
- эффективность труда наёмных рабочих при запоздалом вознаграждении ниже, чем при немедленном.
- если высокие трудовые показатели со временем перестают вознаграждаться, то эффективность труда работника постепенно возвращается к изначальному значению.
2. Непрямые материальные выплаты (отплата отпусков, оплата лечения, обеспечение комфортных условий работы и т.д.). Социальные льготы могут быть как гарантированы государством, так и добровольно предоставлены предприятием своим работникам.
Льготы, которые гарантируются государством, обязательны для предприятий всех форм собственности и поэтому несут в себе не стимулирующую роль, а роль социальных гарантий и социальной защиты трудоспособных членов общества, имеющих работу. К таким льготам следует отнести ежегодный оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный лист и др. Данные льготы носят обязательный характер.
Однако предприятие может предоставлять своим сотрудникам льготы и не предусмотренные законом. Это делается с целью привлечения на предприятие новых работников, снижения текучести кадров, стимулирования эффективной и качественной работы. Помимо того, работодатели, предоставляя наемным работникам социальные льготы, преследуют и иные цели. Например, снижение профсоюзной активности, предотвращение забастовок, привлечение и закрепление на предприятии квалифицированных кадров.
Социальный пакет для наемных работников приобретает все большую ценность. Каким бы высоким не был уровень заработной платы, по прошествии некоторого временион перестает удовлетворять сотрудника. Когда компания предоставляет дополнительные льготы, она дает понять своим сотрудникам, что учитывает и старается решить их конкретные проблемы, косвенно увеличивает уровень их дохода. Кроме того, предоставление социального пакета является неплохим способом для организации конкурировать в вопросах сохранения наиболее ценных сотрудников: когда объем денежного вознаграждения приблизительно совпадает со среднерыночным, конкуренция осуществляется за счет дополнительных льгот.
3. Моральное стимулирование (возможность карьерного роста, уважительное отношение к труду, условия развития творческого и интеллектуального потенциала и т.д.).
Моральные стимулы – это такие стимулы, действие которые основывается на потребности человека в общественном признании.
Передача информации о заслугах человека, результатах его деятельности в социальной среде является сущностью морального стимулирования. Оно имеет информационную природу, являясь информационным процессом. Источником информации о заслугах работников выступает субъект управления; приемником – объект стимулирования, работник и коллектив, каналом связи – средства передачи информации. Поэтому, чем точнее передается такая информация, тем лучше система выполняет свою функцию.
Одним из основных условий высокой эффективности морального стимулирования является обеспечение социальной справедливости, то есть точного учета и объективной оценки трудового вклада каждого работника. Особое значение имеет принцип гласности морального поощрения, то есть широкой информированности всего коллектива. Всесторонняя информация о результатах, достигнутых работниками и торжественная обстановка при вручении наград. При организации морального стимулирования важно обеспечить сочетание мер поощрения с усилением ответственности за результаты труда. Что повлечет за собой рост ответственности в коллективе.
Кадровый резерв создается из высококвалифицированных сотрудников предприятия, которые имеют лидерский потенциал и готовы к занятию руководящих должностей.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что кадровая политика организации, является главным элементом стратегии предприятия, а ее составляющие зависят от целей стратегического менеджмента, который лежит в основе управления предприятием.
2.3 Основные направления совершенствования системы мотивации персоналом
Высокая мотивация персонала – это одно из важнейших условий эффективной деятельности предприятия. Ни одна компания не сможет достигнуть высоких результатов без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня их приверженности своей компании. Именно поэтому так велик интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и поведение работников определяются только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико, ведь мотивированный сотрудник намного результативнее выполняет свою работу.
В условиях развивающихся рыночных отношений правильная организация труда и заработной платы должна обеспечивать воспроизводство рабочей силы, формирование мотивов и стимулов к труду, повышению его качества и производительности.
Без работников невозможна деятельность любого предприятия, они являются важнейшим фактором эффективной и успешной деятельности предприятия. Поэтому между персоналом и предприятием должен осуществляться равноценный обмен.
Для предприятия это означает получение производительного труда, лояльного персонала, а значит достижение стратегических целей, таких, как получение прибыли, рост имиджа и т.д. Для этого предприятие должно мотивировать своих работников, удовлетворять их потребности, оплачивать их труд. Работник же в свою очередь получает заработную плату, удовлетворение своих потребностей, а взамен он трудится на благо компании.
Давно известно, что мотивация – это внутреннее побуждение работника к действию. Внешнее же побуждение называется стимулированием. То есть с целью побуждения персонала к эффективной деятельности, т.е. с целью воздействия на их мотивацию, руководству необходимо применять внешние стимулы.
Стоит сказать, что однозначного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы дают различное определение мотивации, исходя из своей точки зрения. Например, у Зайцевой О.А. встречается такое определение: «мотивация - это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности».
С точки зрения Б.Ю. Сербиновского, «мотивация - это побуждение людей к активности».
С точки зрения Кибанова А.Я., «мотивация — ключ к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на него. Важно также отчетливо представлять, что мотивация — это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов».
Различные определения мотивации сходны в одном: под мотивацией понимаются активные движущие силы, определяющие поведение живых существ. С одной стороны – побуждение, навязанное извне, а с другой стороны – самообсуждение. Следует отметить, что поведение человека всегда мотивированно. Мотивировать сотрудников - значит затронуть их важные интересы, потребности в чем-либо.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с помощью стимулов для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов.
Стимул — это некий раздражитель, который вызывает определенную реакцию, побуждает к действию, иначе говоря стимул – это побудительная причина. В качестве стимулов могут выступать все имеющиеся в распоряжении системы управления организации материальные либо нематериальные ценности. Сюда можно отнести и зарплату, и все виды премирования, развитие и планирование карьеры, подарки, корпоративные мероприятия, благодарности, привлечение к участию в управлении, и многое другое.
Стимулирование - процесс управленческого воздействия на персонал извне, со стороны руководителя или вышестоящего органа, с целью направленного воздействия на мотивы работников.
Как мы видим, стимулирование основывается на мотивах человека.
Таким образом, можно говорить о том, что потребности и интересы работника лежат в основе процесса стимулирования.