Файл: нализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Рентабельность активов (ROA) и рентабельность собственного капитала (REA) это показатели, характеризующие эффективность деятельности предприятия. Рентабельность активов ООО «Полимер» за исследуемый период сократилась с 1,12% до 0,74%. Рентабельность собственного капитала сократилась с 20,83% до 13,97%, что свидетельствует об ухудшении эффективности деятельности организации за исследуемый период. [15]
2.2. Внешняя среда предприятия
В России, следует отметить, происходят стабильные темпы роста отрасли полимерных пленок и открываются новые крупные производства. РФ в январе-апреле 2019г., согласно данных Росстата, на 11-14% осуществила увеличение производства полимеров – до двух мегатонн. Самые крупные российские производства полипропилена и пластиков – полиэтилена также значительно увеличились (на 24-28%). Объемы ПВХ-производства практически не изменились (однако 2017 год характеризуется стремительным их ростом), а производство полимерных пленок увеличилось на 15%. Рост производств базируется на устойчивом росте рынков базовых полимеров. Прогнозируется рост рынка на 2020 год в пределах 6-11%. [13]
Стало ясно в 2015 году, что полимерный рынок достиг насыщения. Практически исчерпали себя драйверы роста, действовавшие, в предыдущие пять лет. Причины являются разными, но очевидным становится тот факт, что отрасль реагирует на общий спад экономики. К примеру, когда государство осуществляет снижение социальных инвестиций (завершается госпрограмма реконструкции ветхого жилья), это может отразиться на рынке ПВХ-окон. А когда потребительские настроения ухудшаются, то и полимерная упаковка для товаров является менее востребованной. [14]
Сегмент пищевой упаковки занимает основную долю на рынке тары и упаковочных материалов - около 68-70%. До середины 90-х ХХ ст. не превышала 11% доля потребительской упаковки от общего объема рынка, однако начиная с нового тысячелетия, указанная доля удвоилась, и процент продолжает наращиваться.
Структура рынка тары и упаковочных материалов в 2019г. представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Структуре рынка тары и упаковочных материалов в 2019г. [12]
Доля полимерных упаковочных материалов в общей структуре рынка в натуральном выражении составляет по состоянию на 2019 г. 7,8%.
Общая емкость рынка полимерных пленок в России –110 тыс. тонн в год. Структура основных игроков рынка полимерных пленок приведена на рисунке 5.
Рисунок 5 – Структура основных игроков рынка полимерных пленок [12]
Очень глубоко отечественный рынок полимеров интегрирован в международную экономику. Существует значительная зависимость, как от поставок оборудования, так и от импортного сырья. Пока не коснулись отрасли санкции, введенные западными странами, но, беря во внимание текущую международную ситуацию, не исключается такая возможность.
Мониторинг рынка и анализ внешней среды является одним из важнейших элементов стратегического управления. Возможности, которые предоставляются, и угрозы, которые подстерегают предприятие — все это присуще деловой среде, частью которой есть бизнес.
Предприятию во внешней среде угрожают недобросовестные поставщики, конкуренты, социальные катаклизмы, быстро изменяющееся налоговое законодательство и многие другие «сюрпризы». В то же время здесь предприятие поджидают ресурсы, покупатели, которые необходимы для ведения бизнеса.
PEST анализ является простым и удобным методом проведения анализа макросреды (внешней среды) магазина. PEST анализ - это инструмент долгосрочного стратегического планирования, как правило, в магазине его составляют на 3-5 лет вперед, и на ежегодной основе проводят обновление данных. [1] PEST анализ компании ООО «Полимер» приведен в таблице 2.
Таблица 2
PEST анализ компании ООО «Полимер»
Политика |
0,21 |
Экономика |
0,32 |
Бюрократизация и уровень коррупции |
4 |
Динамика курсов валют |
4 |
Налоговая политика страны |
4 |
Дефицит оборотных средств компании |
3 |
Торговая политика страны |
4 |
Экономическая нестабильность |
3 |
Законодательство в области торговли |
3 |
Спад объемов прибыли предприятия |
2 |
Социум |
0,28 |
Технология |
0,19 |
Рост доходов населения |
3 |
Расходы на исследования и разработки |
4 |
Отсутствие на рынке высококвалифицированных специалистов |
3 |
Появление новых технологий |
3 |
Отток квалифицированных специалистов в другую страну |
3 |
Технологические эффективные мощности |
4 |
Рассчитаем суммарное воздействие факторов внешнего окружения с учетом веса:
Р.=15*0,21=3,15;
Э=12*0,32=3,84;
S=9*0, 28=2, 52;
Т=11*0,19=2,09.
Как показывает PEST-анализ, технологические факторы благоприятствуют развитию бизнеса российских компаний. Наибольшую угрозу для компании ООО «Полимер» представляют экономические факторы.
Анализ пяти сил Портера представлен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ пяти сил Портера
Параметр |
Значение |
Описание |
Направление работ |
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Низкий |
Компания осуществляет торговлю через магазины и интернет |
Поддерживать и совершенствовать технологию торговли. |
Угроза внутриотраслевой конкуренции |
Высокий |
На рынке производства и торговли полимерных упаковок достаточно большое количество компаний, есть ограничения в повышении цен, линейка предоставляемых услуг достаточно высокая |
Постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов. Развивать узнаваемость, уникальность, качество и ценность предоставляемых услуг. |
Угроза со стороны новых игроков |
Средний |
Риск входа новых игроков на рынок средний из-за достаточно первоначальных вложений |
Проводить мониторинг выхода на рынок новых компаний-игроков. |
Угроза потери текущих клиентов |
Средний |
Существует риск потери клиентов в силу высоких цен на товары и долгую доставку |
Улучшать сезонные акции, обеспечивать оперативную отгрузку товара. |
Угроза нестабильности поставщиков |
Низкий |
Выбор поставщиков огромен. Компания практически всегда заключает долгосрочные контракты |
Поиск поставщиков более качественных материально-технических ресурсов. |
Таким образом, в матрице предприятие займет квадрат с «Дойной коровой». Матрица BCG компании ООО «Полимер» представлена на рисунке 6.
Темпы роста продаж |
Высокие |
Звезды |
Дикие кошки |
Низкие |
Дойные коровы |
Собаки |
|
Высокая |
Низкая |
||
Доля рынка |
Рисунок 6 - Матрица BCG компании ООО «Полимер»
Итак, попав в зону с высокой долей рынка по сравнению с конкурентами и с низкими темпами роста продаж, предприятию необходимо осуществлять жесткий финансовый контроль использования прибыли и обновлять ассортимент компании.
Характеристика основных конкурентов компании ООО «Полимер» представлена в таблице 4.
Таблица 4
Характеристика конкурентов ООО «Полимер»
Характеристика |
ООО «Полимер» |
ООО «Мультифлекс» |
ООО «Уралпластик» |
Масштаб конкуренции |
городской |
городской |
городской |
Намерения стратегического характера |
Укрепить позиции |
Укрепить позиции |
Сохранить лидерские позиции |
Постановка целей связанных с достижением определенной доли рынка |
Вывод нового товара на рынок пленки «барьерной» |
Открытие новых производств в других регионах |
Расширение спектра услуг, которые предлагаются |
Конкурентная позиция |
11% рынка |
10% рынка |
14% рынка |
Стратегии, которые применяются |
Осуществление дифференциации; разработка продукта (новый продукт) |
Осуществление дифференциации; освоение нового рынка (новый филиал) |
Осуществление проникновения на рынок (совершенствовать деятельность) |
Сведения иного характера |
Реализация клиентоориентированного подхода |
Высокая квалификация персонала |
Реализация активного продвижения |
Осуществление прогноза основных намерений |
Наращивать долю постоянных клиентов и их «переманивать» от конкурентов |
Вкладывать средства в модернизацию производства, активно развивать бизнес |
Вкладывать в модернизацию производства деньги |
Важнейший индикатор гармоничности роста – это рост пищевой отрасли. Так как, на изменение общей конъюнктуры наиболее чутко реагирует именно «пищевая промышленность». Следует отметить, что она, безусловно, ожила, и во второй половине 2020г., а также и первой половине 2020 г. ее рост достиг 34%. А две по упаковке отрасли таких емких, как легкая и пищевая промышленности, неминуемо к упаковочному рынку должны поднять интерес инвесторов.
Определим основные движущие силы отрасли (табл.5).
Таблица 5
Основные движущие силы отрасли
Факторы внутренней среды организации |
Факторы непосредственного окружения организации |
Факторы макроокружения организации |
Персонал В случае неправильно принятых решений/или принятых не вовремя, можно спровоцировать отток клиентов к конкурентам |
Потенциальные конкуренты Барьеры входа для новичков большие. Предоставление скидок постоянным клиентам. Со стороны конкурентов предоставление более выгодных предложений товара. Для удержания позиций на рынке необходимо вкладывать деньги в оборудование, технологии, рекламу. |
Политические 1) Государственные ограничения и осуществление регулирования рынка. Влияние: На импортные материалы увеличение цен. Увеличение продаж полимерных пленок, которые произведены в России |
Производство Производство может приостановиться или вообще прекратится |
Товар заменитель В случае появления на рынке нового товара – аналога падение спроса на продукт компании, и как результат падение выручки. |
Экономические 1) Снижение покупательской способности Влияние: снижение спроса 2) Валютная нестабильность Влияние: Нестабильные цены на материалы импортного производства, что может увеличить стоимость продукции 3) Присутствие импортного заменителя на российском рынке. Влияние: Конкуренция со стороны лидеров рынка. Возможность заключения договоров на дистрибуцию |
Сбыт Неэффективная работа способствует потери крупных и потенциальных контрактов |
Поставщики Поставщиков капитального оборудования и сырья существует немного, но и больших покупателей тоже ограниченное число. Это значит, что одна из сторон имеет большую власть над другой |
Технологические 1) Неразвитость системы сбыта и логистики Влияние: Увеличение затрат и сроков доставки 2) Отсутствие обновления оборудования Влияние: увеличение себестоимости продукции, как результат удорожание товара (переход клиентов к конкурентам) |
Реклама Плохая реклама или вовсе ее не проведение не способствует наращиванию базы постоянных клиентов |
Потребители В случае изменения потребностей клиентов, компания рискует потерять часть выручки. |
Социальные 1) Отношение к натуральным и экологически-чистым товарам Влияние: в случае несоответствия заявленным экологическим требованиям продукции, потеря клиентов и как результат снижение спроса. |
Прямые конкуренты Основные конкуренты: ООО «ПГ Полимер», Биаксплен, Уралпластик, Мультифлекс, Славич способны переманить клиентов и тем самым ухудшить показатели деятельности анализируемой компании |