Файл: нализ влияния факторов внешней среды предприятия на развитие коммерческой деятельности.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
1.3. Методы анализа внешней среды
Анализ внешней среды - это оценка состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: технологии, людей, финансов, отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие оказывать непосредственное влияние не может. [2]
На сегодняшний день существует большое количество методов, чтобы проанализировать внешнюю среду предприятия. Рассмотрим некоторые из них:
А) Pest-анализ.
Pest -анализ – это инструмент для определения стратегии компании в долгосрочном периоде. Иногда его также называют STEP-анализом, но суть от этого не меняется. Период прогнозирования составляет от 3 до 10 лет. Аббревиатура Pest складывается из английских слов:
Politics (политика) – политическое окружение компании.
Economics (экономика) – экономическое окружение компании.
Socio – Culture (социум – культура) – социально-культурное окружение.
Technology (технологии) – технологическое окружение компании.
Все четыре фактора являются факторами макросреды не случайно. Пест-анализ ориентирован на получение результатов верхнего уровня. Он дает так называемый helicopter view – взгляд сверху на внешнее окружение компании и место компании на рынке.
Методика Pest схожа с выполнением более привычного всем SWOT-анализа и заключается в:
- Составлении матрицы, ячейками которой будут факторы внешней среды, наиболее влияющие на компанию.
- Выработке стратегии компании, наиболее полно отвечающей прогнозам по динамике факторов внешней среды.
Рассмотрим наиболее часто используемые факторы.
- Политические факторы.
Политика играет важную роль в формировании бизнес-среды в регионе, государстве и на общемировом уровне. Один принятый закон может ограничить перспективы ведения того или иного бизнеса или наоборот подарить новые возможности для компании.
Поэтому всегда нужно мониторить следующие факторы:
- общемировая политическая ситуация. Какие страны в хороших отношениях между собой, между какими намечаются разногласия, какие страны станут ареной военных действий или политических санкций;
- внешняя политика страны, в которой расположена юрисдикция компании;
- вхождение / выход страны в различные союзы и общества (здесь скрыто много возможностей для роста);
- внутренняя политика на государственном уровне;
- налоговая политика;
- уровень влияния государства на отрасль, его отношение к отрасли;
- отношение государства к иностранному капиталу, уровень влияния на инвестиционные процессы;
- субсидирование государством конкретных регионов, законодательные послабления для регионов;
- внутренняя политика на региональном и муниципальном уровне;
- различные межгосударственные соглашения о раскрытии информации, об избежании двойного налогообложения и т.д.
- Экономические факторы.
Влияние факторов этой группы на компанию трудно переоценить, поэтому их нужно рассматривать особенно тщательно.
Перечислим основные: динамика ВПП, уровень инфляции, ставка рефинансирования и связанная с ней динамика в банковской сфере, изменение курса рубля, уровень безработицы, динамика доходов населения, цены на нефть, рост и насыщенность отраслевых рынков, уровень конкуренции, динамика на смежных рынках, влияющая на затраты компании, уровень использования налоговых схем в отрасли.
- Социально-культурные факторы.
Факторы этой направленности оказывают косвенное воздействие на успешность компании.
К ним относятся:
- демографические данные: рождаемость, смертность, возрастной состав населения, миграционная динамика;
- уровень жизни населения, зарплатные ожидания;
- обычаи и ценности, устоявшиеся нормы потребления и мифы;
- уровень образованности, квалификация кадров;
- трудоспособность и производительность населения.
- Технологические факторы пест-анализа.
Набирают все большую ценность, так как технологический прогресс ускоряется, степень его влияния на все сферы бизнеса, даже самые нетехнологичные, увеличивается.
К технологическим факторам относятся:
- научные открытия, новые технологии,
- изменения в патентном законодательстве и индустрии,
- влияние интернета и мобильных технологий на отрасль,
- расходы конкурентов на R&D.
Важно, что влияние факторов на различные компании из разных отраслей не одинаково и поэтому список ключевых факторов компания всегда должна вырабатывать самостоятельно.
Б) Модель пяти сил конкуренции Портера. Важно при анализе внешней среды исследовать область, в которой фирма осуществляет или собирается осуществлять производственно-хозяйственную деятельность. Для оценки ситуации в области можно воспользоваться приведенными выше подходами. Однако существует подход, который дает возможность точнее и быстрее проанализировать состояние отраслевой конкуренции, как одного из основных показателей анализа внешней среды. Согласно исследованиям профессора гарвардской школы бизнеса. Г. Портера состояние конкуренции в отрасли зависит от пяти основных конкурентных сил, которыми являются:
1) Конкуренция между продавцами отрасли;
2) Организации, предлагающие товары-заменители;
3) Возможность появления новых конкурентов внутри отрасли;
4) Способность поставщиков сырья, материалов и комплектующих, которые используются фирмой, диктовать свои условия;
5) Покупательная способность и возможности покупателей продукции.
В) SWОТ – анализ.
SWOT-анализ — универсальный инструмент для принятия решения, который вы можете применить для бизнеса в целом и для конкретной компании или стартапа, бизнес-направления или продукта. Такой вид анализа также можно использовать для изучения людей и других вопросов, не касающихся бизнеса.
Понятие "SWOT-анализ" в 1963 году ввел профессор К. Эндрюс Гарварде. Метод начал использоваться с 1980-х годов для принятия стратегических решений и продолжает оставаться актуальным инструментом для управленцев.
SWOT расшифровывается так: S — Strengths, сильные стороны товара, W — Weaknesses, слабые стороны товара, O — Opportunities, возможности компании, T — Threats, угрозы компании. Стоит отметить, что для составления SWOT-анализа необходимо иметь определенное представление об анализируемом объекте. Расшифруем аббревиатуры SWOT анализа.
- S = Strengths – является сильной стороной товара или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые на рынке способны обеспечить конкурентное преимущество или в сравнении с конкурентами более выгодное положение, иными словами те области, в которых чувствует себя лучше и стабильнее конкурентов товар компании.
- W=Weaknesses - является слабыми сторонами или недостатками товара или услуги. Такие внутренние характеристики компании, которые рост бизнеса затрудняют, лидировать на рыке товару мешают, являются на рынке неконкурентоспособными.
- O=Opportunities – является возможностями компании — благоприятными факторами внешней среды, которые в будущем на рост бизнеса могут влиять.
- T=Threats - является угрозами компании — негативными факторами внешней среды, которые способны оказать на рынке в будущем ослабление конкурентоспособности компании и привести к снижению продаж и потери доли рынка. Решения должны быть предложены против каждой угрозы для их минимизации.
Максимально полно и подробно оценить риски и возможности компании позволяет данная методика SWOT анализа, а также спланировать маркетинговую стратегию товара:
- В разрезе внешних и внутренних факторов проводить анализ окружающей рыночной среды товара или услуги.
- Сильные стороны бизнеса, слабые стороны бизнеса, угрозы и возможности рынка для бизнеса необходимо формировать на основе проведенного анализа.
- Для удобства анализа вносить полученные параметры в SWOT матрицу.
- Формировать выводы на основе SWOT матрицы, о необходимых действиях указывая приоритеты выполнения и сроки.
Привлекать заинтересованных в принятии решения людей, экспертов в различных вопросах необходимо в процессе проведения SWOT анализа. Более объективно позволит составить анализ стороннее мнение. [10]
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ПОЛИМЕР»
2.1. Краткая характеристика предприятия
ООО «Полимер» - это одно из самых крупных предприятий производящих в России полимерные пленки.
Основное направление деятельности ООО «Полимер» - изготовление гибких упаковочных материалов. Любой, даже самый смелый заказ позволяют реализовать производственные мощности.
Ключевым моментом в работе компании является проработка индивидуальных рецептур для достижения всех требований заказчика.
Залогом успешного сотрудничества является использование самых передовых материалов и технологий. Квалифицированный персонал бережно и внимательно относится к выпускаемой продукции, что дает возможность компании занимать лидирующие позиции в полимерной отрасли России и с иностранными производителями успешно конкурировать.
Компания предлагает:
- Десятки видов пищевых, защитных, упаковочных, паллетных, термоусадочных и других пленок.
- Высокое качество изготовляемой продукции.
- К каждой пленке индивидуальный подход.
- Своевременное и четкое выполнение заказов.
- Обеспечение непрерывного контроля качества продукции.
Компания имеет собственный склад, который может единовременно вмещать до 1000 тонн готовой продукции и сырьевых материалов.
Благодаря системе FiFo (first in – first out) компания обеспечивает точную и своевременную отгрузку пленки, которая заказана.
Рассмотрим организационную структуру компании ООО «Полимер», которая представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Организационная структура компании ООО «Полимер»
Управляет компанией Генеральный Директор - Кмита Александр Романович. В его подчинении находятся все отделы. На предприятии работает 98 человек.
Рассмотрим основные финансовые показатели предприятия за 2018-2019 годы (таблица 1).
Таблица 1
Основные финансовые показатели ООО «Полимер», руб.
Показатели |
2018г |
2019г |
Отклонения |
|
изменение (+,-) по сумме |
темп роста, % |
|||
Активы |
3696415 |
4369045 |
672630 |
2016-2015 |
Обязательства |
3497482 |
4137819 |
640337 |
118,20 |
Капитал |
198933 |
231226 |
32293 |
118,31 |
Чистая прибыль |
41429 |
32293 |
-9136 |
116,23 |
ROA, % |
1,12 |
0,74 |
-0,38 |
77,95 |
ROE, % |
20,83 |
13,97 |
-6,86 |
- |
В 2018 году активы ООО «Полимер» составили 3696415 руб., увеличившись в сравнении с показателем предыдущего года на 44,21%. В 2019 году активы увеличились на 18,20% в сравнении с показателем предыдущего года и составили 4369045 руб. Рост активов может свидетельствовать о росте имущественного потенциала ООО «Полимер». Аналогичным образом изменялись и обязательства: данный показатель увеличился с 3497482 руб. до 4137819 руб. Рост обязательств может свидетельствовать о росте финансовой зависимости от внешних источников. Собственный капитал предприятия в 2016 году составил 198933 руб., а в 2019 году повысился на 16,23% и составил 231226 руб. Чистая прибыль в 2018 году составила 41429 руб. В 2019 году чистая прибыль сократилась до 32293 руб.