Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Выделив факторы микроокружения, определяющие конкурентные силы, необходимо определить какие из них оказывают наибольшее влияние на внутриотраслевую деятельность объединения и являются ключевыми при разработке стратегии предприятия (таблица 4).
Таблица 4 –Анализ конкурентных сил Объединения «Русский Фейерверк»
Группа факторов |
События и факторы |
Признаки появления факторов на рынке |
Сила |
вес |
Оценка влияния |
Ситуация в отрасли |
Число и мощность фирм, конкурирующих на рынке |
ограниченное число конкурентов, в основном равны по мощности |
3 |
18 |
54 |
Изменение платежеспособности спроса |
платежеспособный спрос на товар |
3 |
14 |
42 |
|
Степень стандартизации товара, предлагаемого на рынке |
многие товары средств пиротехники «Русского Фейерверка» и конкурентов взаимозаменяемы |
3 |
12 |
36 |
|
Издержки переключения клиента с одного производителя на другого |
финансовые издержки при расторжении контракта на поставку средств пиротехники, географические ограничения снижают вероятность ухода клиентов к конкурентам |
3 |
15 |
45 |
|
Унифицированность сервисных услуг по товару в отрасли |
набор сервисных услуг аналогичен |
2 |
11 |
22 |
|
Барьеры ухода с рынка |
издержки ухода клиентов с данного рынка велики |
3 |
15 |
45 |
|
Ситуация на смежных товарных рынках |
уровень конкуренции на смежных товарных рынках высок |
2 |
10 |
20 |
|
Привлекательность рынка данного продукта |
специфический товар имеет ограниченный спрос |
1 |
5 |
5 |
|
Итого |
100 |
2,69 |
|||
Влияние потенциальных конкурентов |
Трудности выхода на отраслевой рынок |
жесткие входные барьеры, т.к. конкурентов не много, но они достаточно крупные |
3 |
80 |
240 |
Отраслевые преимущества |
возможность производства редких средств пиротехники, государственная поддержка предприятий |
3 |
20 |
60 |
|
Итого |
100 |
3 |
|||
Влияние поставщиков |
Уникальность канала поставок |
высокая, часть комплектующих сделается на заказ |
3 |
50 |
150 |
Значимость покупателя |
Объединение «Русский Фейерверк» является важным клиентом для фирм-поставщиков |
3 |
25 |
75 |
|
Доля отдельного поставщика |
доля одного поставщика определяет затраты на поставки |
3 |
25 |
75 |
|
Итого |
100 |
3 |
|||
Влияние покупателей |
Статус покупателей |
покупателей в отрасли достаточное количество, покупатели - государственные и коммерческие организации. |
3 |
40 |
120 |
Значимость товара у покупателя |
товар является важной составляющей для покупателей (рынок B2B) |
3 |
35 |
105 |
|
Стандартизация товара |
увеличивается стоимость товара при переходе к другому производителю средств пиротехники |
2 |
25 |
50 |
|
Итого |
100 |
2,75 |
|||
Влияние товаров заменителей |
Цена |
на прямую зависит от себестоимости товара и учитывается сложность использования, количество выстрелов, уровень изделия |
3 |
50 |
150 |
Стоимость "переключения" |
товара заменителя нет |
1 |
10 |
10 |
|
Качество основного товара |
высокое качество товара определяется характером продукции, возможности нанесения вреда здоровью человека |
3 |
40 |
120 |
|
Итого |
100 |
2,8 |
|||
2,9 |
В итоге, видно, что наибольшие удельные значения – это сложность входа на рынок, на котором уже существуют долгое время крупные игроки, хоть их не большое количество, но они имеют государственную и частную поддержку. При этом предприятие имеет уникальных поставщиков, которые изготавливают некоторые виды комплектующих на заказ, а так же производство некоторых материалов находится под государственным контролем. Клиентами Объединения «Русский Фейерверк» являются крупные торговые предприятия, которые осуществляют розничную продажу в регионах РФ и государственные силовые ведомства, распределяющие произведенную продукцию по всем военным частям, подразделениям. И того среднее влияния факторов микросреды 2,9 балла, судя по этого показателю в данной отрасли средний уровень конкуренции.
2.3 Анализ внутреннего окружения
Внутренний анализ дает возможность разобраться в деятельности компании, определить насколько эффективно поставлены цели и стратегия, правильно ли используются имеющиеся ресурсы предприятия, уровень и характер взаимоотношений в коллективе и в организации в целом, для этого воспользуемся ресурсным подходом.
Первый этап ресурсного подхода – это идентификация ресурсов фирмы (таблица 5).
Таблица 5 – Идентификация ресурсов Объединения «Русский Фейерверк»
Вид ресурсов |
Характеристика ресурсов |
Материальные |
|
Финансовые |
Источники финансирования:
Нераспределенная прибыль дает возможность Объединение «Русский Фейерверк» финансировать свое существующие и будущие стратегии. |
Физические |
Объединение «Русский Фейерверк» имеет в своем ведении:
|
Человеческие |
|
Специализированные навыки и знания |
|
Способность к взаимодействию и общению |
На предприятии проводятся собрания разных уровней, на которых начальники отделов (цехов) предоставляют отчеты о сделанных работах, имеющихся результатах эффективности (неэффективности) деятельности. Так же предприятие взаимодействует с поставщиками и покупателями производимой продукции на различных мероприятиях городского уровня, фестивалях, выставках и при личных встречах. |
Мотивация |
Уровень мотивированности на предприятии низкий. Мотивация осуществляется в основном за счет получения премиальных выплат. |
Нематериальные |
|
Культура |
Организационная культура предприятия проявляет себя через символы «высокого» и «низкого» уровня. К символам «высокого» уровня можно отнести миссию, цели организации, логотип, годовой финансовый отчет, униформу рабочего персонала и т.д. К символам «низкого» уровня можно отнести своеобразный сленг всего персонала, неформальные встречи членов отдельного отдела (цеха) в честь праздником и дней рождений и т.д. По типологии Хэнди не просто определить, к какому типу принадлежит наша организация, поскольку просматриваются элементы различных типов структур. Но можно сделать вывод что в большей степени – это культура власти и культура задачи. Согласно классификации типов культур Майлза и Сноу организационная культура Объединение «Русский Фейерверк» относится к типу – защитники. Такие организации занимая рыночную нишу, стремятся найти частные преимущества путем специализации и снижения затрат.они действуют на стабильных зрелых рынках, защищают свое положение на рынке. |
Технологии |
Лицензии и сертификаты на пиротехническую продукцию, на ее изготовление, хранение, перевозку и продажу. |
Репутация |
Один из лидеров на рынке пиротехнических изделий, легко узнаваемый бренд по логотипу на упаковке. |
Второй этап ресурсного подхода – это идентификация организационных способностей, которыми обладает компания.
Основные виды деятельности:
Внутренняя логистика.
Приемка материально-технических ресурсов на склады сырья и материалов;
Создание запасов, необходимых для производства;
Доставка материально-технических ресурсов со склада до отделов и цехов.
Перевозка готовой продукции на склады.
Опасность для жизни человека при перевозке готовых изделий содержащих взрывчатые вещества.
Операции (производство).
Разработанный и утвержденный технологический процесс конструирования средств пиротехники;
Ведется обработка используемых в производства материалов, изготовление пиротехнических составов в центральной заводской лаборатории;
Цехом №11 ведется изготовление необходимых комплектующих изделий для сборки готового товара;
Цехом №2 производится сборка готового изделия;
Проверка качества изготовленной продукции, испытание на полигоне.
Вредные для здоровья человека условия труда, связанные с работой с химическими веществами.
Внешняя логистика.
Успешность заключения договоров с логистическими фирмами на осуществление перевозок на дальние расстояния необходимых материалов, сырья, комплектующих;
Опасность для жизни человека при перевозке готовых изделий содержащих взрывчатые вещества.
Маркетинг и продажи.
Разрабатываются коммерчески предложения;
Заключение договоров на производство и продажу необходимой продукции;
Минимальная возможность регулирования цены.
Обслуживание.
+ Установка фейерверков
Вспомогательные виды деятельности:
Инфраструктура компании.
Наличие собственных зданий и сооружений;
Наличие испытательного полигона;
Отдельные телефонные линии;
Установленная компьютерная система документооборота;
Разработка планов, бюджетов на год.
Неотлаженность работы компьютерной системы документооборота.
Управление человеческими ресурсами.
Подбор персонала на вакантные должности;
Повышение квалификации;
Аттестация персонала в конце года;
Обязательное обучение по ГО;
Сотрудничество со студентами технических специальностей;
Мотивация только по средствам премиальных;
Разработка технологий.
Наличие охранных документов (лицензий и патентов);
Отделом главного конструктора ведется проектировка новых установок для высотных фейерверков.
Материально техническое снабжение.
Определение потребности в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях, инструментах, топливе, канцелярских товарах и др.);
Контроль качества, количества, комплектности материально-технических ресурсов;
В результате построения ценностной цепочки по Портеру, можно сделать вывод, что для Объединения «Русский Фейерверк» исключительную ценность составляют, несомненно, производство, а также продажа пиротехнической продукции. Внешняя логистика, поскольку вез своевременной доставки необходимого сырья, материалов и комплектующих, будет невозможен выпуск продукции точно в срок. Немаловажное значение имеют маркетинг и разработка технологии, так как возможность разработки технологии изготовления того или иного товара, дает возможность отделу маркетинга расширить круг потенциальных клиентов на заказ данного продукта. Особой ценностью на предприятии выступает – персонал, так как осуществлении всех этих видов деятельности, невозможно без непосредственного участия человека.
2.4 SWOT-анализ
На основе проведенных анализов внешней и внутренней среды Объединение «Русский Фейерверк» сформируем итоговую матрицу SWOT-анализа, который обобщает все полученные результаты и поможет определить совокупность необходимых стратегических действий, задавая основу для формирования стратегии развития фирмы (таблица 6).
Таблица 6 – Матрица SWOT-анализа Объединение «Русский Фейерверк»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Опыт на рынке |
Большие затраты на изготовление средств пиротехники |
Широкий ассортимент выпускаемых средств пиротехники |
Вредные условия труда |
Большая клиентская база |
Высокая трудоемкость производства средств пиротехники |
Удобное месторасположение завода |
Неотлаженность работы компьютерной системы документооборота |
Конкурентоспособный, уникальный, качественный товар |
Финансовая мотивация персонала |
Долголетние отношения с поставщиками |
Отсутствие разработанных и внедренных маркетинговых средств продвижения товаров |
Постоянная работа с персоналом |
Минимальная возможность регулирования цены |
Возможности |
Угрозы |
Увеличение производственных мощностей за счет приобретения пиротехнических заводов в регионах |
Внедрение новых технологий изготовления пиротехнических составов конкурентами |
Увеличение оптовых гос. заказов |
Ужесточение нормативов в области охраны окружающей среды |
Вступление России в ВТО |
Демографический кризис и алкоголизация России |
Внедрение новых программ в образовании |
Снижение мотивации молодежи к труду |
Старение технической базы у конкурентов |
Ужесточение законов об использовании средств развлекательной пиротехники |
Снижение вывозных таможенных пошлин |
Рост цен на полезные ископаемые |
Определив факторы, можно рассчитать оценку фактора, которая покажет степень важности данного фактора (таблица 7).
Таблица 7 - матрица SWOТ-анализа Объединение «Русский Фейерверк» (количественная оценка)
Перечень факторов по критериям |
Шкала размеров |
Размер фактора |
Вес критерия |
Оценка фактора |
|
Сильные стороны (S) |
Опыт на рынке |
1-10 |
10 |
0,25 |
2,5 |
Широкий ассортимент выпускаемых средств пиротехники |
10 |
2,5 |
|||
Большая клиентская база |
8 |
2 |
|||
Удобное месторасположение завода |
8 |
2 |
|||
Конкурентоспособный, уникальный, качественный товар |
9 |
2,25 |
|||
Долголетние отношения с поставщиками |
10 |
2,5 |
|||
постоянная работа с персоналом |
7 |
1,75 |
|||
Суммарная оценка критерия (S) |
62 |
15,5 |
|||
Слабые стороны (w) |
Большие затраты на изготовление средств пиротехники |
1-10 |
10 |
0,25 |
2,5 |
Вредные условия труда |
8 |
2 |
|||
Высокая трудоемкость производства средств пиротехники |
8 |
2 |
|||
Неотлаженность работы компьютерной системы документооборота |
6 |
1,5 |
|||
Финансовая мотивация персонала |
7 |
1,75 |
|||
Отсутствие разработанных и внедренных маркетинговых средств продвижения товаров |
8 |
2 |
|||
Минимальная возможность регулирования цены |
8 |
2 |
|||
Суммарная оценка критерия (W) |
55 |
13,75 |
|||
Возможности (О) |
Покупка пиротехнических заводов в регионах |
1-10 |
9 |
0,25 |
2,25 |
Увеличение оптовых гос. заказов |
9 |
2,25 |
|||
Вступление Росии в ВТО |
7 |
1,75 |
|||
Старение технической базы у конкурентов |
7 |
1,75 |
|||
Снижение вывозных таможенных пошлин |
8 |
2 |
|||
Суммарная оценка критерия (О) |
40 |
10 |
|||
Угрозы (Т) |
Внедрение новых технологий изготовления пиротехнических составов конкурентами |
1-10 |
10 |
0,25 |
2,5 |
Ужесточение закона об охране окружающей среды |
8 |
2 |
|||
Демографический кризис и алкоголизация России |
8 |
2 |
|||
Снижение мотивации молодещи к труду |
8 |
2 |
|||
Ужесточение законов об использовании средств развлекательной пиротехники |
10 |
2,5 |
|||
Рост цен на полезные ископаемые |
9 |
2,25 |
|||
Суммарная оценка критерия (Т) |
53 |
13,25 |