Файл: SWOT – анализ на предприятии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 106

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Для любой организации, действующей в условиях рынка актуальна сегодня проблема выживаемости и обеспеченности, непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными организациями по-своему, но в основе ее лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ, содержание и организацию которой раскрывает концепция стратегического планирования.

Маркетинг играет важную роль в стратегическом планировании. Он предоставляет необходимую информацию для разработки стратегического плана. Стратегическое планирование, в свою очередь, определяет роль маркетинга в организации. Руководствуясь стратегическим планом, служба маркетинга вместе с другими отделами компании работает над достижением основных стратегических целей.

Общая стратегия компании и ее маркетинговая стратегия во многом совпадают. Маркетинг заботится о нуждах потребителя и о способности компании удовлетворить их; эти же факторы определяются миссией и задачами компании. В стратегическом планировании используются многие понятия маркетинга - доля рынка, развитие рынка, рост; порой бывает сложно отделить стратегическое планирование от маркетингового.

В современных экономических условиях выживание предприятий, не говоря уже об их развитии, в значительной степени зависит от уровня стратегического планирования. Только при ясном представлении о целях деятельности предприятия, их своевременной корректировке в соответствии с изменениями внешней среды четкое распределение материальных и людских ресурсов может обеспечить успех предпринимательской деятельности. Для выявления факторов, влияющих на деятельность предприятия со стороны внутренней и внешней среды, проводят анализ внутренней и внешней среды предприятия. В этом и состоит актуальность данной темы.

Цель работы заключается в исследовании SWOT-анализа в качестве метода создания стратегии на конкретном предприятии ООО «Фейерверк».

Предметом анализа в работе выступает SWOT-анализ.

Основными задачами работы являются:

1. исследования SWOT-анализа;

2. изучение теоретических аспектов формирования маркетинговой стратегии фирмы;

3. проведение внешней и внутренней среды компании;

Объектом исследования курсовой работы является ООО «Фейерверк».

В качестве основных источников информации при написании курсовой работы использовались труды таких авторов, как Баринов В.А., Зайцев Л.Г., Соколова М.И., Дэй Д., Уткин Э.А. и других, а также первичные документы организации.


1.1. SWOT-метод как инструмент стратегического анализа

Ситуация в теории и практике стратегического управления наиболее развитых в экономическом отношении государств позволяет говорить об актуальности совершенствования подходов и методик стратегического управления. Современные теории стратегического управления деятельностью компании (организации, фирмы) могут стать теоретической базой для перехода российских компаний в инновационный режим, характеризующийся формированием бизнес моделей, нацеленных на создание акционерной и общественной стоимости, и в случае грамотной проработки и успешной их реализации, влекущих за собой устойчивое конкурентное преимущество «креативных компаний» [1, c.193].

Существует множество методов, позволяющих определить внутренние и внешние факторы среды организации с целью разработки стратегии ее развития. Крупные компании могут применять методы стратегического анализа и ситуационного моделирования. Для небольших организаций достаточно простых методов: PEST-анализ, SWOT-анализ. Важно чтобы среда организации находилась под постоянным контролем. Периодичность мониторинга и анализа устанавливается исходя из динамики изменений внешней и внутренней среды. [12, с 214]

Swot анализ компании – инструмент предварительной оценки стартовой или текущей ситуации по направлению, проекту, продукту.

Метод swot анализа предполагает, что вы будете собирать данные, а затем анализировать их с учетом 4 моментов.

S — силы (Strengths)

W — слабости (Weaknesses)

O — возможности (Opportunities)

T — угрозы (Threats)

Swot анализ организации разделяет приведенные выше категории на 2 группы: внутренние факторы и внешние факторы влияния. К внутренним относятся силы и слабости, то есть то, что лежит в области поддающейся изменению со стороны стратегов бизнеса. К внешним – возможности и угрозы, которые преподносит бизнесу «окружающая среда», в которой он действует. [11, с 107]

Swot анализ предприятия как инструмент был разработан американским профессором, занимавшимся вопросами бизнеса и политики Кеннетом Эндрюсом. Его 4 критерия, с которыми в дальнейшем работает аналитик выглядят как матрица swot анализа (табл.1). [4, с 201]

Таблица 1. Матрица swot-анализа Кеннета Эндрюса

Положительное

Отрицательное

Внутренняя среда

Силы

Слабости

Внешняя среда

Возможности

Угрозы


Swot анализ возможности, которые он дает, позволяют сделать стратегические выводы и дать предварительные оценки в нескольких областях:

  • Конкурентный анализ для отстройки и увеличения темпов роста бизнеса. Swot анализ среды приводит в действие мощные механизмы сбора данных о тех, кто работает с вами в одном сегменте. А затем дает идеи для последующего планирования с целью изменения ситуации.
  • Стратегический анализ для выявления сильных направлений с целью увеличения инвестиций в них и слабых сторон компании, чтобы избавиться или трансформировать их в сильные, сэкономив, таким образом, ресурсы. [6, с 245]

Swot анализ деятельности проводится, когда в наличие имеются данные о конкурентах и целевой аудитории. Если предприятие не анализировало конкурентную среду, в которой действует бизнес, то предстоящий swot анализ «вынудит» это сделать. [5, с 78]

На самом деле для того, чтобы отследить коллег и провести предварительную конкурентную разведку следует составить простую таблицу. И затем в готовую форму занести необходимую информацию (табл. 2)

Таблица 2. Конкурентный анализ.

Выгода 1

Выгода 2

Преимущества

Конкурент 1

Конкурент 2

Конкурент n

Самое главное в этой работе по предварительной подготовке – выявить те самые выгоды, которые предоставляют свои клиентам компании, действующие вместе с организацией на одном и том же рынке. Как только они будут выявлены, необходимо их зафиксировать и сразу же сопоставить со своими, выделив свои силы и слабости.

Также следует помнить, что некоторые, так называемые, слабости можно обратить в преимущества. Например, нет возможности открыть красивый офис – организуйте систему доставки «до порога».

Swot - анализ можно ранжировать по глубине проводимого исследования.

Можно провести быстрый swot анализ. Пример такой оценки – организация не пользуется количественными показателями, а просто приводит качественные характеристики продукта или целого направления. В этом случае основное внимание уделяется пробработке сильных и слабых сторон деятельности. Это наиболее часто применяемый вид. Он сопряжен с определенными неточностями и некоторой субъективностью в подходе. Однако он все равно даст пищу для идей, которые приведут к росту.

О глубокой оценке принято говорить, когда анализируются все 4 параметра. В ней участвуют не только качественные характеристики, но и количественные показатели, взятые из финансовых отчетов, показатели развития, лидоконвертации и лидогенерации.


Существует также комбинированный подход. В этом случае оцениваются все 4 параметра, но только их качественное содержание, вроде формулировок:

  • сильные стороны – круглосуточная доставка;
  • слабые стороны – 1 канал продаж;
  • возможности – обнаружение иного канала;
  • угрозы – снижение платежеспособности.

Приведем перечень направлений, которые анализируются при проведении swot-анализа:

1) Оценка сильных и слабых сторон:

  • Наличие/отсутствие зафиксированного и работающего бизнес-процесса;
  • Наличие/отсутствие эффективных каналов маркетинга для привлечения лидов;
  • Наличие/отсутствие четкой структуры отдела продаж;
  • Наличие/отсутствие системы обучения и повышения квалификации, что определяет уровень компетенций и экспертности продавцов;
  • Наличие/отсутствие финансов или простого доступа к денежным ресурсам для реализации стратегий роста;
  • Наличие/отсутствие такой черты как уникальность продукта на фоне предложений конкурентов.

2)Оценка возможностей и угроз:

  • Тренды, наблюдающиеся в сегменте, которые могут оказать влияние на объем спроса;
  • Законодательные решения, изменяющие конъюнктуру рынка;
  • Конкурентная среда: какова она сейчас и не предвидится ли ее кардинальное изменение в связи с приходом нового сильного участника;
  • Прорывы в области технологий. Вот тут в наше «неспокойное» время стартапов следует быть чрезвычайно внимательным. Некоторые прорывные технологии, которые в практике инновационного роста носят «страшное» название «disruptive» (от англ. разрушительный, подрывной), способны уничтожать целые отрасли.

У swot-анализа есть свои преимущества и ограничения.

Сильные стороны swot-анализа:

  • Инструмент довольно прост в освоении. Для проведения быстрой оценки или комбинированного исследования с применением исключительно качественных показателей не требуется специальных знаний и образования.
  • Технология является очень гибкой и ее можно применять как в отношении целых направлений, так и отдельных продуктов.
  • Так как существует несколько видов анализа, отличающегося по глубине, то он может быть использован для принятия и стратегических, и оперативных решений.
  • Процедура предполагает системный подход. Поэтому в результате ее проведения можно увидеть связи между всеми составляющими: силы, слабости, возможности и угрозы. Все сойдется в одной точке.

Слабые стороны swot-анализа:

  • Инструмент может обеспечить того, кто его делает, лишь статичной информацией – «фотографией». Нет возможности увидеть процессов в динамике.
  • В технологии присутствует довольная серьезная мера субъективизма со стороны оценивающего. Поэтому наиболее глубокие исследование следует осуществлять целыми командами.
  • Придется отдельно просеивать все, что было занесено в матрицу на предмет первичности и второстепенности по силе влияния.

Полноценный метод SWOT-анализа предполагает его проведение в два основных последовательных этапа (которые мы рассмотрим ниже):

  1. Первичный SWOT-анализ.
  2. Поэлементный SWOT-анализ.

1.2. Первичный SWOT-анализ

Цель первичного SWOT-анализа — выделение ключевых элементов матрицы SWOT. Представим их краткую характеристику.

Сильные стороны компании — позитивные внутренние характеристики компании; виды деятельности, в которых компания превосходит конкурентов. Иначе говоря, это отличительные способности, которые являются источником конкурентного преимущества фирмы и позволяют реализовывать ее стратегию на практике. Сильные стороны компании имеют различную природу: они могут корениться в специфических навыках организации или формироваться благодаря объединению различных ресурсов компании.

ПОДГРУППЫ

ПРИМЕРЫ СИЛЬНЫХ СТОРОН

Организация

и стратегический

менеджмент

Гибкость организационной структуры

Корпоративная культура

Программа социальной ответственности

Качество стратегических решений

Продуманная функциональная стратегия

Полная компетентность в ключевых сферах деятельности, глубокое знание бизнеса

Способность быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде

Партнерства, совместные предприятия, сети, стратегические альянсы, обеспечивающие доступ к прогрессивной технологии, навыкам и/или прогрессивной технологии, навыкам и/или привлекательным географическим рынкам

Лидерство на рынке (высокая доля рынка)

Патенты

Защищенность от сильного конкурентного давления

Технологии

Ценный опыт и технологические навыки/ноу-хау

Быстрое внедрение инноваций

Большие возможности опытного производства

Права собственности и патенты на ключевые технологии

Обширный инновационный опыт

Маркетинг и продажи

Креативность в маркетинге

Ценные навыки в сфере рекламы и стимулирования продаж

Взаимоотношения с поставщиками и потребителями

Узнаваемый брэнд

Разветвленная система сбыта

Концентрация на самых привлекательных и быстрорастущих сегментах рынка

Ориентация на потребителя

Эффективное обслуживание потребителей

Послепродажное обслуживание

Значительное число лояльных клиентов

Управление персоналом

Квалифицированный персонал

Успешные программы обучения персонала

Высокая мотивация персонала

Командный дух, общность ценностей

Обширные возможности повышения квалификации сотрудников

Финансы

Устойчивое финансовое положение компании

Умение привлекать финансовые средства для реализации проектов компании

Производство

Доступ к сырьевым ресурсам и материалам

Возможности экономии на масштабах производства

Преимущества в низких издержках

Контроль над источниками сырья

Опыт в совершенствовании производственных процессов

Грамотное управление цепочками поставок

Высокое качество производимых конечных продуктов