Файл: Курс лекций по дисциплине проектирование информационных систем Для студентов iv курса специальности 080801 Прикладная информатика (по областям).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 225
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РАЗДЕЛ 3 ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
ТЕМА 8. ТИПОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Методы типового проектирования ИС предполагают создание системы из готовых покупных типовых проектных решений.
ТПР – это проектное решение представленное в виде проектной документации, включая программные модули, и пригодное к многократному использованию.
В качестве проектного решения может выступать:
-
реализация отдельных компонентов ИС (программных модулей, функциональных задач, автоматизированных рабочих мест, локальных баз данных, локальных вычислительных сетей); -
реализация взаимосвязанных комплексов компонентов (функциональных и обеспечивающих подсистем, ИС в целом).
В процессе типового проектирования ИС должна разбивается на множество составляющих компонентов (подсистем, комплексов задач, программных модулей и т.д.), для которых подбираются и закупаются имеющиеся на рынке типовые проектные решения. Далее закупленные типовые элементы, как правило, включающие программные продукты, настраиваются на особенности конкретного предприятия или дорабатываются в соответствии с требованиями проблемной области.
Различают элементный, подсистемный и объектный методы типового проектирования.
При элементном методе в качестве типового элемента системы используется типовое решение по задаче или по отдельному виду обеспечения задачи (информационному, программному, техническому, математическому, организационному).
Цель применения ТПР – комплектация ИС из множества ТПР по отдельным разрозненным задачам. Если данного множества недостаточно для проектирования системы, то необходимые модули дорабатываются вручную.
Недостатки:
-
большие затраты времени на увязку разнородных элементов вследствие несовместимости различных ТПР (сопоставимы с затратами времени на ручное проектирование); -
плохая адаптивность (настраиваемость) элементов к особенностям предприятия.
При подсистемном методе в качестве основных элементов выступают отдельные подсистемы. Типовые проектные решения для функциональных подсистем реализуются в виде пакетов прикладных программ (ППП).
Примеры функциональных ППП: «1С: Предприятие» (автоматизация бухгалтерского учета, расчета заработной платы, складского учета), «Project Expert» (бизнес-планирование), ИНЭК (финансовый анализ) и др.
Достоинства:
-
параметрическая настройка программных компонентов на различные объекты управления; -
сокращение затрат на проектирование и программирование взаимосвязанных компонентов; -
хорошее документирование отображаемых процессов обработки информации.
Недостаток:
-
проблемы взаимосвязи ППП разных функциональных подсистем при построении единой, корпоративной ИС (в случае использования ППП нескольких производителей программного обеспечения, как правило, возникает информационная, программная и техническая несовместимость)
При объектном методе используется типовой проект для объектов управления определенной отрасли, который включает полный набор функциональных и обеспечивающих подсистем ИС. Примеры: ППП «Галактика», «Парус», «БОСС».
Достоинства:
-
открытость архитектуры, позволяющей устанавливать проекты на разных программно-технических платформах; -
масштабируемость, т.е. возможность включения в ИС переменного числа рабочих мест; -
конфигурируемость, т.е. возможность выбирать подмножество компонентов, и параметрически настраивать их на особенности объекта управления. -
методологическое единство и информационная, программная и техническая совместимость компонентов.
Недостаток:
-
сложность привязки типового проекта к конкретному объекту управления.
Обычным способом решения проблемы адаптации объектных ППП является изменение организационно-экономической структуры объекта в соответствии с требованиями типового проекта либо существенная доработка типового проекта с помощью специальных инструментальных средств типовой системы.
Процесс типового проектирования ИС включает:
-
Определение критериев оценки ППП. -
Оценка множества ППП-претендентов по сформулированным критериям. -
Выбор и закупка ППП с наивысшей оценкой. -
Настройка параметров и доработка закупленного ППП.
Основные группы критериев, характеризующие ППП:
-
назначение и возможности пакета; -
отличительные признаки и свойства пакета; -
требования к техническим и программным средствам; -
документация пакета; -
факторы финансового порядка; -
особенности установки пакета; -
особенности эксплуатации пакета; -
помощь поставщика по внедрению и поддержанию пакета; -
оценка качества пакета и опыт его использования; -
перспективы развития пакета.
Оценка рынка функциональных ППП осуществляется на основе выделенных групп критериев и может производиться следующей методике:
-
для каждого критерия на основе оценок нескольких экспертов по 10-балльной шкале устанавливаются весовые коэффициенты значимости. -
по каждому ППП осуществляется экспертная оценка по отдельным критериям по 10-балльной шкале. Далее оценки автоматически умножаются на весовые коэффициенты. -
полученные оценки суммируются по группам критериев и в целом по ППП.
ТЕМА 9. МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Рассматриваемые вопросы:
-
Структурная модель предметной области -
Функциональные методики моделирования предметной области -
Объектные методики моделирования предметной области
1. Структурная модель предметной области
В основе проектирования ИС лежит моделирование предметной области.
Модель предметной области – это некоторая система, имитирующая структуру или функционирование исследуемой предметной области и отвечающая основному требованию – быть адекватной этой области.
К моделям предметных областей предъявляются следующие требования:
-
формализация, обеспечивающая однозначное описание структуры предметной области; -
понятность для заказчиков и разработчиков на основе применения графических средств отображения модели; -
реализуемость, т.е. наличие средств физической реализации модели предметной области в ИС; -
обеспечение оценки эффективности реализации модели предметной области на основе определенных методов и вычисляемых показателей.
Для реализации перечисленных требований, как правило, строится система моделей, которая отражает структурный и оценочный аспекты функционирования предметной области.
Структурный аспект предполагает построение:
-
объектной структуры, отражающей состав взаимодействующих в процессах материальных и информационных объектов предметной области; -
функциональной структуры, отражающей взаимосвязь функций (действий) по преобразованию объектов в процессах; -
структуры управления, отражающей события и бизнес-правила, которые воздействуют на выполнение процессов; -
организационной структуры, отражающей взаимодействие организационных единиц предприятия и персонала в процессах; -
технической структуры, описывающей топологию расположения и способы коммуникации комплекса технических средств.
Язык моделирования – это нотация, в основном графическая, которая используется для описания проектов.
Нотация представляет собой совокупность графических объектов, используемых в модели.
Нотация является синтаксисом языка моделирования.
Главный критерий адекватности структурной модели предметной области – это функциональная полнота разрабатываемой ИС.
Оценочные аспекты моделирования предметной области связаны с разрабатываемыми показателями эффективности автоматизируемых процессов, к которым относятся:
-
время решения задач; -
стоимостные затраты на обработку данных; -
надежность процессов; -
косвенные показатели эффективности (объемы производства, производительность труда, оборачиваемость капитала, рентабельность и т.д.)
В основе различных методологий моделирования предметной области ИС лежат принципы последовательной детализации. Обычно модели строятся на трех уровнях:
-
внешний уровень (определение требований): модель отвечает на вопрос, что должна делать система, то есть определяется состав основных компонентов системы: объектов, функций, событий, организационных единиц, технических средств. -
концептуальный уровень (спецификация требований): модель отвечает на вопрос, как должна функционировать система, т.е. определяется характер взаимодействия компонентов системы. -
внутренний уровень (реализация требований): модель отвечает на вопрос: с помощью каких программно-технических средств реализуются требования к системе
Рассмотрим особенности построения моделей предметной области на трех уровнях детализации.
Объектная структура
Объект — это сущность, которая используется при выполнении некоторой функции или операции (преобразования, обработки, формирования и т.д.). Объекты могут иметь динамическую или статическую природу: динамические объекты используются в одном цикле воспроизводства, например заказы на продукцию, счета на оплату, платежи; статические объекты используются во многих циклах воспроизводства, например, оборудование, персонал, запасы материалов.
На внешнем уровне детализации модели выделяются основные виды материальных объектов (например, сырье и материалы, полуфабрикаты, готовые изделия, услуги) и основные виды информационных объектов или документов (например, заказы, накладные, счета и т.д.).
На концептуальном уровне построения модели предметной области уточняется состав классов объектов, определяются их атрибуты и взаимосвязи. Таким образом строится обобщенное представление структуры предметной области.
На внутреннем уровне модель отображается в виде файлов базы данных, входных и выходных документов ЭИС. Причем динамические объекты представляются единицами переменной информации или документами, а статические объекты – единицами условно-постоянной информации в виде списков, номенклатур, ценников, справочников, классификаторов.
Функциональная структура
Функция (операция) представляет собой некоторый преобразователь входных объектов в выходные. Последовательность взаимосвязанных по входам и выходам функций составляет бизнес-процесс. Функция бизнес-процесса может порождать объекты любой природы (материальные, денежные, информационные). Причем бизнес-процессы и информационные процессы, как правило, неразрывны, то есть функции материального процесса не могут осуществляться без информационной поддержки. Например, отгрузка готовой продукции осуществляется на основе документа «Заказ», который, в свою очередь, порождает документ «Накладная», сопровождающий партию отгруженного товара.
Функция может быть представлена одним действием или некоторой совокупностью действий. В последнем случае каждой функции может соответствовать некоторый процесс, в котором могут существовать свои подпроцессы, и т.д., пока каждая из подфункций не будет представлять некоторую недекомпозируемую последовательность действий.
На внешнем уровне моделирования определяется список основных бизнес-функций или видов бизнес-процессов. Обычно таких функций насчитывается 15–20.
На концептуальном уровне выделенные функции декомпозируются и строятся иерархии взаимосвязанных функций.
На внутреннем уровне отображается структура информационного процесса, т.е. определяются иерархические структуры программных модулей, реализующих автоматизируемые функции.
Структура управления
В совокупности функций бизнес-процесса возможны альтернативные или циклические последовательности в зависимости от различных условий протекания процесса. Эти условия связаны с происходящими событиями и с образованием определенных состояний объектов (