Файл: Курс лекций по дисциплине проектирование информационных систем Для студентов iv курса специальности 080801 Прикладная информатика (по областям).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 222
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
При проектировании первичных документов используют ряд типовых форм размещения реквизитов.
Существуют следующие формы размещения реквизитов: линейный, табличный, анкетный или комбинированный.
Линейная форма отличается тем, что в ней каждому типу реквизитов соответствует только одно значение этого реквизита, и они располагаются по горизонтали.
Анкетная форма используется также для однозначных реквизитов, но этот набор реквизитов располагается по вертикали.
Табличная форма используется для многозначных реквизитов, при этом в ней столбцы содержат типы реквизитов, а строки отражают значения типов.
Комбинированная форма применяются для первичных документов, имеющих однозначные и многозначные реквизиты. Она состоящит из трех зон:
I - заголовочная зона, предназначенная для однозначных реквизитов, включающая группу справочных и группировочных признаков, используемых при машинной обработке.
II-содержательная зона, включающая группу многозначных реквизитов, предназначенных для пользователя и для машинной обработки, и включающая группу справочных признаков, совокупность группировочных признаков и группу реквизитов-оснований.
III - оформительная зона, в которой, как правило, располагаются подписи должностных лиц.
В некоторые документы вводятся контрольные суммы, которые могут располагаться в последней графе или конце документа. Контрольные суммы используются для контроля ввода данных в ПК.
Реквизиты, переносимые на машинные НИ, должны быть по возможности сконцентрированы в одной части документа и обведены утолщенной линии.
Процесс разработки первичных документов выполняется в следующей последовательности.
-
Определение полного реквизитного состава каждого документа. -
Установление логической соподчиненности реквизитов первичных документов. -
Выбор формы размещения реквизитов. -
Осуществление размещения реквизитов по выбранной форме. -
Выполнение расчета размеров документа по вертикали и горизонтали с учетом размера полей. -
Выбор формата бумажного носителя. -
Построение эскиза документа соответствующей формы. -
Выделение толстой линией реквизитов, переносимых на машинный носитель. -
Редактирование шапок документов в соответствии со словарем-тезаурусом.
Результатный документ используется для осуществления процессов управления и должен отвечать следующим требованиям:
-
полнота информации, т.е. результатные документы должны содержать в себе первичные (исходные) и результатные показатели; -
своевременность предоставления информации управленческому персоналу; -
достоверность предоставляемой информации; -
хорошая читаемость (логичность построения форм и наличие хорошо отредактированного текста папок документов); -
отсутствие показателей, рассчитываемых вручную.
Можно выделить следующие принципы построения результатных документов:
-
выделение трех зон в документе; -
разделение реквизитов на однозначные и многозначные; -
выделение группировочных реквизитов, помещаемых во вторую зону документа, и размещение этих реквизитов в порядке убывания старшинства; -
выделение реквизитов-оснований и размещение их в последовательности, противоположной той, в какой выстраиваются группировочные реквизиты, по которым рассчитываются итоги (т.е. от первичных оснований - к результатным, а среди результатных - размещение их в порядке возрастания старшинства итога); -
если документ не размещается на одном стандартном листе, то выполнение разрыва строк и переноса оставшихся строк документа второй зоны вместе с реквизитами третьей зоны на другой лист, сохраняя размеры листов стандартными (при таком перенесении строк заголовки таблиц не переносятся, а переносятся только номера колонок).
Построение результатных документов должно выполняться в следующей последовательности.
-
Определение полного реквизитного состава документа. -
Классификация реквизитов-признаков: на справочные и группировочные; реквизитов-оснований - на первичные и результатные, а результатных оснований - по степеням итогов. -
Выбор формы документа (с одной или несколькими таблицами в содержательной части документа). -
Размещение реквизитов в форме согласно их логической соподчиненности. -
Подсчет длины строки в табличной зоне с учетом пробелов между реквизитами и разделительных линий граф.
Если длина строки документа, т.е. его ширина, больше ширины листа (с учетом возможного уменьшения размеров шрифта), то перегруппировка реквизитов таблицы осуществляется с использованием следующих методов:
-
вынос итоговых колонок в итоговые строки; -
перенос не уместившихся в листе колонок на новый лист с продолжением нумерации колонок (такие документы затем склеиваются).
При этом осуществляется выделение в правой части заголовочной зоны документа специальной области для служебных реквизитов (количество листов в документе, номер текущего листа, количество экземпляров, номер экземпляра).
3. Проектирование экранных форм электронных документов.
Использование унифицированных форм документов не решает всех проблем, связанных с увеличением эффективности обработки данных. По статистике более 80% всех деловых документов приходится на долю бумажных форм. Обработка традиционных печатных форм - дорогостоящее дело (в мире в год – 50 млрд. дол).
Уменьшение потока бумажных форм на предприятиях возможно следующими способами:
-
переход от бумажных форм документов к электронным; -
применение эффективных технологий извлечения данных из бумажных форм.
Электронная форма документа (ЭД) - это страница с полями, оставленными для заполнения пользователем.
Формы могут допускать различный тип входной информации и содержать командные кнопки, переключатели, выпадающие меню или списки для выбора.
Электронная (безбумажная) технология – это работа с электронными формами, начиная с этапа заполнения и заканчивая этапом извлечения данных и их сбора в определенной базе данных.
Достоинства электронных форм:
-
легко поддаются модификации (с помощью графических инструментов проектирования форм) -
включают интеллектуальные элементы, например, проверка правильности и целостности заполнения, автоматически вычисляемые поля, заполнение из справочников
Недостаток электронных документов:
-
неполная юридическая проработка процесса подписи формы, т.е. использование электронной подписи с защитой формы от последующих изменений или различных видов биометрических подписей - от снятия уникальных характеристик обычной подписи через специальные устройства ввода до отпечатков пальцев и изображения лица.
Проектирование форм электронных документов, т.е. создание шаблона формы, обычно включает в себя выполнение следующих шагов:
-
создание структуры ЭД, которое заключается в рисовании линий, создании графических элементов (например, логотипов), т. е. подготовке внешнего вида с помощью графических средств; -
определение содержания формы ЭД, т.е. выбор способов, которыми будут заполняться поля. Поля могут быть заполнены вручную или посредством выбора значений из какого-либо списка, меню, базы данных. В последнем случае дизайнер форм должен связать форму с базой данных.
Технология проектирования экранных форм:
1. Определение перечня макетов экранных форм:
-
по каждой задаче проектировщик анализирует постановку задачи, в которой приводятся перечни используемых входных документов с оперативной и постоянной информацией и документов с результатной информацией. -
определяется, будут ли создаваться макеты под каждый документ или будет осуществляться интеграция полей нескольких входных документов в один макет.
В результате получается перечень макетов экранных форм входных и результатных документов.
2. Определение содержания макетов экранных форм:
Содержание макетов – это перечни полей, значения которых должны находиться в файлах с оперативной и результатной информацией и типы форматов этих полей. Определяется на основе анализа состава реквизитов первичных и результатных документов.
3. Выбор типа формы для каждого макета и проектирование их логической структуры. Под логическим проектированием макетов понимают распределение полей по зонам выбранной формы документа и определение последовательности полей в каждой зоне.
При построении макетов первичных документов используют комбинированную форму документа, максимально приближенную к той, которая была использована для построения самого документа.
При построении макетов документов с постоянной информацией применяют, как правило, анкетную форму расположения реквизитов, удобную для ввода и актуализации записей информационной базы.
Макеты, предназначенные для вывода на экран результатной информации, строятся по методике проектирования результатных документов, т.е. на основе использования комбинированной формы с трехзонным расположением реквизитов и многострочной содержательной частью.
4. Программирование разработанных макетов экранных форм и их отладка.
В процессе проектирования и программирования макетов необходимо выделить две части: информационную, предназначенную для собственно самого макета, и служебную для дополнительной информации.
Информационная часть должна отвечать следующим требованиям:
-
иметь хороший обзор; -
не должна быть перегружена справочными реквизитами, значения которых следует выдавать на экран в виде списков; -
каждое поле должно быть снабжено подсказкой, которую следует выдавать на экран при неправильных действиях пользователя; -
должна быть обеспечена возможность исправления ошибок в наборе; -
продвижение указателя должно быть обеспечено в прямом и обратном направлении по вертикали и по горизонтали с возможностью экранной прокрутки всего документа; -
текущее время и дата должны проставляться автоматически; -
общий цвет информационной части должен быть спокойных тонов, не вызывающих усталости пользователя при многочасовой работе с ним; -
цвет полей, подлежащих вводу с клавиатуры, должен отличаться от цвета информационной части; -
цвет активного поля должен отличаться от основного цвета информационной части и от цвета этого поля в пассивном состоянии.
Служебная часть макета помещается в нижней части экрана и должна быть отделена от информационной части графически и цветом. Она предназначается для включения кнопок, с помощью которых пользователь может работать с этим макетом:
-
производить откат на одно поле назад; -
отказываться от ввода; -
производить загрузку введенной записи в базу данных; -
выдавать на печать и т.д.
Кроме того, каждый макет должен иметь в этой части экрана инструкционную часть для пользователя со справочной информацией о порядке заполнения макетов и всех видах ошибок, которые могут возникнуть при работе с ними, и способами их исправления.
4. Понятие информационной базы, способы ее организации. Технология проектирования информационной базы.
Основной частью внутримашинного информационного обеспечения является информационная база.
Информационная база (ИБ) - это определенным способом организованная совокупность данных, хранимых в памяти вычислительной системы в виде файлов, с помощью которых удовлетворяются информационные потребности управленческих процессов и решаемых задач.