Файл: Корпоративная культура в организации (Корпоративная культура как фактор эффективного управления организацией).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Корпоративная культура как фактор эффективного управления организацией
1.1 Понятие и роль корпоративной культуры в организации
1.2 Структурные компоненты корпоративной культуры
1.3 Типология корпоративной культуры
Глава 2 Анализ корпоративной культуры на примере ПАО «Мегафон»
Содержание:
Введение
Актуальность исследования. В последние годы можно наблюдать возрастание интереса отечественных предпринимателей к корпоративной культуре. Однако некоторые специалисты отмечает, что зачастую этот феномен воспринимается всего лишь как дань модному течению[1].
Мировая тенденция сегодня условия радикальных социально-экономических преобразований и в связи с этим корпоративная культура стала первостепенным фактором, влияющим на эффективность и конкурентоспособность современных организаций. Для стран с высоким потенциалом развития корпоративная культура является важнейшим элементом познания системы управления в целом[2].
Подробный анализ корпоративной культуры, как элемента управления, может способствовать усовершенствованию государственной и частной модели управления. А также системе контроля в организациях, так как в условиях рыночной экономики профессионализм управленцев часто находится на уровне среднего, что не способствует развитию обеим сторонам, данным управленческим отношениям[3].
Следовательно, можно говорить о важности и актуальности данного вопроса, так как при изучении корпоративной культуры раскрывается множество очень важных проблем. Организацию можно представить как сложную систему, которая не может быть построена без корпоративной культуры. Благодаря корпоративной культуре организации не выступают как безликие существа, а отличаются друг от друга своим устройством. Она также обеспечивает успех работы и доминирования на рынке организации в долгосрочной перспективе.
Цель исследования – рассмотреть корпоративную культуру в организации.
Для достижения цели необходимо выполнить ряд задач:
- Рассмотреть понятие и роль корпоративной культуры в организации.
- Узнать о классификации корпоративной культуры.
- Показать структурные элементы корпоративной культуры.
- Узнать о корпоративной культуре на примере «Мегафон».
- Дать рекомендации, касающиеся корпоративной культуры компании «Мегафон».
Предмет исследования – корпоративная культура как инструмент управления организацией.
Объект исследования –корпоративная культура в компании «Мегафон».
Степень изученности темы. Вопрос корпоративной культуры имеет широкую разработку в научной и учебной литературе. Все авторы сходятся во мнении, что без наличия корпоративной культуры невозможно нормальное функционирование современной крупной организации.
Теоретические основы корпоративной культуры были разработаны целым рядом авторов: И.Ф. Кефели, В.А. Спивак, В.М. Маслова, М.Н. Певзнер и др[4].
Виды корпоративной культуры исследовали Г. Гаснов, Т.Б. Иванова, М.В. Бобкова и др[5].
Для исследования корпоративной культуры ПАО «Мегафон» был задействован Кодекс этики и корпоративного поведения ПАО «Мегафон», электронный сайт «Мегафон», годовой отчет компании, а также статья Л.С. Афанасьевой[6].
Структура работы включает в себя введение, две главы (в первой три параграфа, во второй - два), заключение и библиографию.
Глава 1 Корпоративная культура как фактор эффективного управления организацией
1.1 Понятие и роль корпоративной культуры в организации
Прежде чем перейти к определению корпоративной культуры, нам хотелось бы понять, что представляет собой культура.
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; понятие «культура» применяется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни людей (например, культура труда и т.д. ); в более узком смысле — сфера духовной жизни людей[7].
Культура в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т. д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей)[8].
Понятие «корпоративная культура» вошло в практику развитых стран в 1920-е гг., когда возникла необходимость формирования взаимоотношений внутри крупных компаний[9].
Существует множество понятий корпоративной культуры. Для того, чтобы раскрыть сущность понятия «корпоративная культура», рассмотрим некоторые из них.
В.А. Спивак дал следующее определение корпоративной культуры: «Корпоративная культура — это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды»[10].
А.В. Лопарев считает, что «корпоративная культура - это система ценностей и убеждений, разделяемых всеми работниками фирмы, предопределяющая их поведение, характер жизнедеятельности организации»[11].
С точки зрения М.В. Певзнера, существуют следующие подходы к определению корпоративной культуры:
- Социологический, где корпоративная культура понимается как фактор общественной жизни, как совокупность идей, принципов, правил, норм, обеспечивающих коллективную деятельность[12].
- Исторический, который подчеркивает то, что корпоративная культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретенного опыта от одного поколения к другому в различных сферах жизнедеятельности человека.
- Нормативный, согласно которому содержание корпоративной культуры составляют нормативы, нормы, правила, установки, регламентирующие жизнеустройство человека.
- Дидактический, который рассматривает корпоративную культуру как то, чему человек научился.
- Антропологический, где корпоративная культура рассматривается как результат деятельности человека[13].
Собственно, корпоративную культуру нельзя чётко указать в системе организации, она как бы скрыта, это детерминируется особой формой этой культуры, по меткому выражению учёного организационная культура — это «душа» организации.
Любое предприятие должно создать свой имидж, сформировать собственный облик, для этого нужно определить собственные цели и ценности, сформулировать стратегию качества производимой продукции или предоставляемых услуг, установление цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, создание деловой репутации организации; этот перечень, в который входит ещё множество элементов и составляет организационную культуру предприятия, без которой эффективного функционирования предприятия не получится.
Корпоративная культура это разновидность культуры общей, следовательно, её характеризует тоже самое, что и другие разновидности культуры. Однако корпоративная культура — это отдельный вид культуры, так как её предмет очень специфичен – организация[14].
Нельзя считать корпоративную культуру обособленным явлением ни в пространственном, ни во временном, ни в субъективном отношении. Это обязательная составляющая всех прочих видов деятельности, она создаёт чёткий порядок в других сферах, таких как политические, технологические и другие[15]. Поэтому естественным для корпоративной культуры является охват всего цикла жизнедеятельности организации, например, общество, предприятие, малая группа. Когда речь идёт о корпоративной культуре, подразумеваются вопросы, составляющие систему ценностей и мнений топ-менеджмента организации. Помимо этого, корпоративная культура подразумевает, кроме убеждений людей, взаимопонимание между ними, отношения между людьми и внешней средой. Она покоится на психологии формирования практического опыта, представляя собой ценностные ориентиры этого опыта[16].
Смысл корпоративной культуры сводится к раскрытию системы восприятия организацией следующих положений: законность деятельности, личность и её развитие, качество производимых товаров/услуг, результативность финансирования различных проектов, производственные обязательства, доступность и понятность деловой информации[17].
Корпоративная культура относительно свободна от целей организации, но в то же время имеется их связь. Различные типы корпоративной культуры способствуют реализации одинаковых целей, правда эффективность будет совершенно различна. Так, не все цели могут подходить тем или иным типам культур[18].
Большие корпорации, стремящиеся к максимизации эффективности, благоволят созданию собственных корпоративных культур, так как это благотворно влияет на работу сотрудников. Также создание собственной корпоративной культуры даёт возможность сотрудникам идентифицировать себя с продуктом/ услугами, производимыми на конкретном предприятии и отличать «своих от чужих». Так организация и работник становятся важными составляющими одного целого, люди становятся более ответственными за качество продукции/ услуг. Корпоративная культура – контролирующий инструмент, он корректирует взаимоотношения и деятельность сотрудников[19].
Можно говорить о двух путях (механизмах) формирования организационной культуры в фирме:
Через осознание сотрудниками своей принадлежности к фирме, принятие (активное или пассивное, вынужденное) ее стратегической линии развития и методов ее деятельности; это осознание идет по всем основным компонентам структуры сознания и может приводить к целому ряду негативных эффектов (например, к формированию элитарной, роботизированной, манипулятивной, порабощающей, утилитарно-выжидательной, разобщенной организационной культуры, а также организационной культуры выживания).
Через управление неосознаваемыми компонентами поведения сотрудников; то есть искусственное создание ситуаций, проведение специальных мероприятий, формирование психологической атмосферы, в которой ценности и нормы организации будут усваиваться и разделяться сотрудниками естественным путем[20].
В последнее время во всем мире наметился интерес к изучению корпоративной культуры. Как ученые, так и консультанты в области бизнеса пришли к выводу, что она оказывает непосредственное влияние на все производственные показатели деятельности компании. Влияние культуры на принятие решений осуществляется через разделяемые верования и ценности, формирующие у членов организации устойчивый набор базовых предположений и предпочтений[21].
Поскольку организационная культура может способствовать сведению к минимуму разногласий, процесс принятия решений становится более эффективным. Культура помогает людям в организации действовать осмысленно, обеспечивая оправдание их поведению. В компаниях, где ценится риск и человек идет на него, зная, что в случае неудачи он не будет наказан и что из неудачи будут извлечены уроки на будущее. Оправдываемые таким образом действия усиливают существующее поведение, особенно когда оно вписывается в ситуацию. Данный процесс является источником средств для изменения самой культуры. Поскольку люди используют культуру для оправдания поведения, то можно изменять культуру через изменение в поведении. Однако для успеха этого процесса необходимо обеспечить, чтобы люди не могли бы оправдывать свое новое поведение «старой» культурой[22].
Можно выделить три типичные ситуации, иллюстрирующие актуальность проблемы формирования корпоративной культуры и ее влияния на эффективность функционирования предприятий:
- Слияние, поглощение одних предприятий другими.
- Стремительное развитие предприятий новых сфер бизнеса.
- Создание и функционирование зарубежных фирм на российском рынке[23].