Файл: Понятие и виды источников права (ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА ПРАВА ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время российские ученые активно развивают договорную или «обычную» теорию права, которая вводит понятие нормативной саморегуляции [77, C. 92].

Согласно этой теории, существуют договорные правила, которые организуют общество как систему. Согласно обычной теории, «договоры рассматриваются в результате соглашений между коллективными и отдельными участниками, что означает, что все договоры, заключенные юридическими лицами, содержат правовые нормы (местные, «обычные», «микронормы») и являются источником права [31,142]

Нормативный договор является самым важным регулятором общественных отношений. В то же время уровень теоретического и законодательного развития этого института не соответствует его роли и значимости в обществе [62, с. 43].

В своей работе В. В. Иванов определяет нормативный договор как «совместный правовой акт, оформляющий выражение обособленных согласованных автономных волеизъявлений двух или нескольких формально равных субъектов права, устанавливающих условия, исполнение условий которых предполагается обязательным» [79, C. 330].

А. В. Демин определяет это понятие как «договорный акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения» [29, с. 84].

Н. Г. Александров определяет договор в самом широком смысле как «согласованное волеизъявление двух или нескольких формально равных (в момент заключения договора) субъектов, совершаемое с целью вызвать юридические последствия» [8, с. 82].

Нормативному договору свойственны следующие отличительные признаки: «общеобязательность, нормативность, формальная определенность, принудительность обеспечения ее действия, неконкретность адресата и неопределенность числа случаев действия нормы».

Однако помимо универсальных характеристик следует выделять и специфические, такие как:

  1. Свобода волеизъявления сторон, т. е. свободное решение вопросов о вступлении или не вступлении в договорное правоотношение через выдвижение индивидуальных условий [67, C. 440].
  2. Согласование индивидуальных волеизъявлений сторон. Данный признак состоит из двух взаимосвязанных частей: индивидуальности волеизъявлений сторон; согласования индивидуальности [63, C.170].
  3. Равенство волеизъявлений сторон [35, C. 159].
  4. Эквивалентность. Данный признак представляет собой взаимность прав и обязанностей сторон [13, C. 8].

Нормативный договор как форма права представляет собой двустороннее или многостороннее соглашение между субъектом правотворчества, содержащим нормы права и регулирующим отношения между этими субъектами. Перспективы нормативного договора в системе источников права как на международном, так и на внутреннем уровне очевидны. В то же время, говоря только об этой форме права, нельзя забывать о других, поскольку источником права является система, в которой элементы взаимодействуют друг с другом. Поэтому снижение роли одного источника права влечет за собой повышение важности другого.

Правовая доктрина как наука или преобладающие идеи о праве в обществе имеет следующие особенности источника права:

- это теория или набор знаний, идеи о законе данного общества, содержание отдельных правовых норм, конкретные способы решения судебных дел;

- необходимость существования правовой доктрины предопределена социальными потребностями в стабильности и порядке отношений между людьми. Способность правовой доктрины удовлетворять человеческие потребности в правовом регулировании социальных отношений проявляет свою социальную ценность;

- правовая доктрина имеет объективированную форму в виде письменных комментариев, учебников, руководств и т. д. или устных мнений, выраженных учеными в суде.

Правовая доктрина - неписаный источник права, который находится в прямом действии закона - в формировании нормативного регулятора и его реализации. Например, устно, правовая доктрина широко использовалась в римском частном праве классического периода, когда предводитель разрешил спор на основании мнения, высказанного уважаемым и уважаемым адвокатом, приглашенным к разбирательству;

- правовая доктрина создается учеными-юристами [66, C. 57];

- правовая доктрина включает в себя не только научно доказанное и надежное знание права, но и вероятностные суждения, которые не обладают свойствами истины и действительности;

- правовая доктрина выражает интересы определенных слоев общества. Так, концепция естественных прав человека, социального договора возникла в недрах буржуазного класса, родившегося в Европе - торговцев, промышленников, банкиров, инициатива которых была скована феодальными порядками неравенства классов и королевского абсолютизма.

А.А. Васильев предполагает, что правовая доктрина является не только источником права. Это основной и главный источник права. Он оправдывает свое положение следующим: «правовая доктрина, официально признанная в данном обществе, пронизывает всю правовую систему и механизм правового регулирования. Законодательство является отражением идей, преобладающих в данном обществе, о сущности и цели права в обществе. Правовая доктрина заполняет юридическое образование и формирует правовую осведомленность как профессиональных юристов, так и граждан.


Правовая доктрина имеет регулирующий характер и имеет юридическое значение, когда она является частью правового сознания субъекта» [19].

Признание правовой доктрины как источника права обусловлено следующими причинами:

Во-первых, формальная уверенность в правовой доктрине достигается посредством письменной формы выражения произведений юристов и значимости доктрины среди профессиональных юристов и субъектов права.

Во-вторых, универсальность правовой доктрины обусловлена авторитетом, уважением академических юристов в обществе, а также общепринятой и общепризнательной работой юристов в юридическом сообществе и обществе.

Формы выражения правовой доктрины:

- Принципы права как фундаментальные идеи, выражающие сущность и цель закона и пронизывающие процесс формирования и реализации права (принцип равенства, справедливости, законности, гуманизма, ответственности за вину и т. д.) [56, C. 25];

- доктринальная (научная) интерпретация правовых норм [73, C. 53];

- определения юридических понятий и категорий (вина, ответственности, договор, имущество и т. д.), необходимых для единообразного понимания и применения закона на практике;

- юридические проекты, отражающие законы, логику организации юридического вопроса.

Профессор С. С. Алексеев по этому поводу отмечает: «... правовые конструкции представляют собой строго определенную модельную схему или типичное построение полномочий, обязанностей, обязанностей, процедур, которые являются математически строгими» [9, C. 43].

- правила разрешения юридических коллизий (противоречий) между правовыми нормами [83, C. 46].

- юридическая техника, или правила и приёмы составления и оформления правовых актов;

- юридические догмы;

- правовые позиции;

- правовые преюдиции [61].

Достоинства правовой доктрины как источника права А.А. Васильев считает следующее: - научную точность, выражающую соответствие идей ученых правовой действительности и их согласованность с правовыми парадигмами, преобладающими в обществе; - аргументирование, обоснованность проведенных исследований и правовых экспериментов; - правила позитивного права, материалы юридической практики, социологические, исторические и сравнительные правовые эмпирические данные; - гибкость в изменении условий жизни, возможность предложить решение оригинального и нетипичного судебного дела; - предвидение перспектив эволюции права, ожидание общественной жизни и т. д.

С другой стороны, правовая доктрина как источник права чревата опасностью для верховенства закона. Прежде всего, правовая доктрина, неразрывно связанная с идеологией, может быть способом защиты групповых или личных интересов и привести к несправедливости. Кроме того, неписаный характер правовой доктрины, ее неопределенность могут вызывать разные решения по тем же типичным судебным делам, то есть доводить разлад, путаницу и неравенство до социального порядка[60, C. 77].


Религиозные тексты – это священные писания. Они играли особую роль в качестве источника права в древности. В настоящее время большинство государств являются светскими и не используют религиозные тексты в качестве источников права. Роль священных книг как источника права сохранилась в некоторых современных странах ислама, например, в Афганистане.

Религиозные тексты ислама (шариата) - это своего рода «кодекс» взглядов мусульман, который подробно регулирует, как он (мусульманин) должен жить и чему верить. Исходя из тех постулатов, которые изложены в священных книгах шариата (Кияс, Сунна, Иджма, Коран), судьи управляют правосудием [6].

Роль в применении права также играют общие принципы права - это исходные, начинающиеся принципы конкретной правовой системы. Общие принципы права включают, например, следующее: более поздний закон отменяет более ранний закон; никто не может выступать в качестве судьи в своем случае. Принципы гуманизма, справедливости и равенства перед законом, которые обычно формулируются в конституциях, также считаются общими принципами права [15, C. 260]. Таким образом, сегодня общие принципы права служат инструментом для объединения международного и национального права, а также унификации конституционного права государств на демократической основе.

Таким образом, среди вышеназванных источников права наибольшую роль в правоприменении играют нормативные договоры, особенно международные договоры, т.к. он содержат норму права, регулирующие различные общественные отношения. Доктрина вообще не признается российскими правоведами в качестве самостоятельного источника права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие «источник права» существует уже много столетий. На протяжении веков он был истолкован и применен юристами всех стран. Если исходить из общего смысла термина «источник», то в сфере права необходимо понимать силу, которая создает закон. Такая власть - это прежде всего власть государства, которая отвечает потребностям общества, развитию общественных отношений и принимает соответствующие юридические решения.

Источники права – это действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права, внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Когда говорят об источниках в юридическом смысле, они означают различные формы (методы) выражения, объективацию правовых норм. Таким образом, источники права в юридическом смысле понимаются как формы выражения, объективация нормативного государства. Это внешняя форма права в истинном значении этого термина. Форма закона показывает, как государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в какой форме (реальный образ) эта норма, которая приобрела объективный характер, сообщается членам общества.


Юридическая наука призвана своевременно подготавливать подходящие рекомендации по совершенствованию форм права, и практика должна умело выполнять предложения ученых, чтобы создать гибкую, динамичную и эффективно функционирующую систему источников права. От качества этой системы права зависит от силы правопорядка.

Среди важнейших источников права следует назвать: нормативной правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, правовой обычай, религиозные тексты, правовые доктрины, общие принципы права.

Таким образом, источником права являются способы внешнего выражения и закрепления содержания норм права, они зависят от правовой системы каждого государства.

Сегодня наиболее эффективными и более распространенными являются нормативный правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор. Они официально закреплены во всех развитых странах. Юридическая доктрина в ее чистой форме как форме права сегодня не распространена, но имеет большое значение в абсолютно каждом государстве на неформальном уровне. В мире продолжают существовать самые древние формы права, такие как правовые обычаи, в частности, они распространены в международном, гражданском, коммерческом, морском праве. Религиозные нормы как источник права находятся во многих государствах традиционной юридической семьи, но немыслимы в светских государствах.

В свете вышесказанного можно сделать вывод о том, что источники права чрезвычайно важны для укрепления верховенства закона в правовом государстве. Совершенствование этих источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества практически всех видов юридической практики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Конституция Российской Федерации. (С учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). - М., 2015.

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017)// Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)//Режим доступа - Система ГАРАНТ: http: //base.garant.ru/ 10135300 /#ixzz5TmYMTzdr

  1. Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.07.2017) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») //Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 г. Москва «О судебном решении»// Российская газета - Федеральный выпуск №3374 (0), 26 декабря 2003 г.