Файл: Исследование и диагностика конфликта (Социология конфликтов).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Психологическая традиция изучения конфликтов
1.3. Роль конфликта в формировании личности
1.4. Психологические механизмы нарастания напряжённости
Глава 2. Исследования конфликтов
2.1. Типы конфликтов и конфликтогены
2.2. Внутриличностные конфликты
Глава 3. Диагностика конфликтов
3.1. Методы диагностики конфликтов
3.2. Социологический подход диагностики
3.3. Анализ и методы исследования конфликтов
Содержание:
Введение
С конфликтными ситуациями встречается, в течение жизни, каждый человек, они затрагивают все сферы жизни, являются основным фактором социальных конфликтов.
Вся человеческая история есть история межгрупповых конфликтов: политических, национальных, религиозных, этнических и т.д. Эти виды конфликтов приносят огромный урон человечеству по своим масштабам и последствиям, принося много жертв и лишений, только в XX веке человечество было вовлечено в две мировые войны, что привело к гибели миллионов людей. Межличностные конфликты, при принятии необдуманных решений, могут перейти в межгрупповые и межнациональные, создавая деструктивные последствия.
Этим обусловлена актуальность рассматриваемой темы курсовой работы, так как функция контроля над конфликтом, чтобы он не перерастал в состояние повышенной социальной напряжённости, уметь рационально воздействовать на ситуацию.
В процессе социализации человек усваивает роли, формируя ценности и образцы поведения, приобретает опыт общения, постоянно находится в состоянии внутреннего и внешнего конфликта. Возникающие разногласия приводят к столкновению целей, интересов между отдельными личностями или группой.
От восприятия и осознанности ситуации как конфликтной, эмоционального реагирования, нарастания уровня напряжённости, чувства несправедливого распределения духовных и материальных ценностей или ресурсов, формируется модель конфликтного реагирования. Срабатывают защитные реакции в виде избирательного восприятия, самооправдания, враждебной настроенности, отстранения от общения. Происходит рассогласование между представлениями и реальными событиями.
Движущей силой конфликта является мотивация, несовместимость претензий, целей, интересов, несовершенство человеческой психики.
Конструктивные конфликты ведут к росту, развитию человеческой осознанности, деструктивные к возникновению напряжённости, разрушению организации. При значимых противоречиях каждая из сторон стремится к победе.
Большую роль в развитии конфликтной ситуации играют конфликтогены, как форма плохой адаптации к окружающей среде, в виде слов, неучтивого обращения, невербальных проявлений, которые интерпретируются как враждебные.
Чтобы компенсировать своё поражение человек часто реагирует обидой на обиду, проявляя своё превосходство, эгоизм, нарушая нормы этики и права.
Противостояние двух равных по силе начал, в душе человека, приводит к внутренним конфликтам, эти переживания скрыты от окружающих и не всегда осознаются самим индивидом. От неудовлетворённости своих потребностей человек неосознанно ставит себе психологические защиты (отрицание, забывание, проекция, агрессия и т.д.), которые помогают преодолеть рассогласованность между ожиданиями и реальными обстоятельствами, могут перейти в постоянное недовольство собой и социальной средой.
Ролевые перегрузки приводят к эмоциональному напряжению, тревожности. Деструктивные последствия конфликтов могут привести к психосоматическим заболеваниям или нарастанию конфликта, вовлекая всё большее количество людей, часто теряя контроль над ситуацией.
Диагностика конфликтов направлена на распознавание причин, предмета (противоречие) конфликта, выявление структурных элементов, динамики, функции и типологии конфликта, применение инструментов воздействия.
Анализ конфликта помогает получить достоверную информацию, изучить поведение испытуемых в ходе исследования, способы нейтрализации побочных факторов, разработать методику, которая подойдёт к данной задаче.
Таким образом, цель данной курсовой работы:
- выявление взаимосвязи психических явлений.
Задачи:
- распознавание причин конфликтов;
- исследование типов конфликтов;
- диагностика конфликтов;
2. подбор и использование методик выявления конфликтных ситуаций;
Глава 1. Теория конфликта
Социология конфликтов
Древнекитайский философ Конфуций [VI вв. до н.э.] утверждал, что конфликты порождаются неравенством и несхожестью людей, их пороками. [1]
Философы древней Греции - Гераклитом, Эпикуром, Платоном, Аристотелем (V-IV вв. до н.э.) считали, что в мире все рождается через вражду и конфликты являются важнейшим условием общественной жизни.
Философы XVII в. Дж. Локк, Т. Гоббс, выдвинули гипотезу, что невозможность реально удовлетворить потребности всех людей создает в их отношениях конфликты.
В XVIII в. эпохи Просвещения Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро, уделяли внимание рациональному поиску форм общественного устройства в устранении причин возникновения социальных конфликтов.
XIX столетие О.Конт, К.Маркс, Г.Спенсер говорили о разделении труда и неизбежности социальных конфликтов.
Питирим Сорокин как представитель восточнославянской школы социологии рассматривает конфликт в неразрывной взаимосвязи с удовлетворением потребностей людей. По мнению Сорокина источник конфликта заключен в неудовлетворённости базовых потребностей человека.
Люди сами создают атмосферу отношений между собой. Чувство неудовлетворённости присуще каждому человеку и зависит от уровня притязаний, физиологических особенностей, индивидуальных различий, ограниченности собственного мышления, стремлении изменить существующую ситуацию. Для этого необходимы принятие решений, вера, сила воли на осуществление намеченной цели. Это проявляется в феноменах столкновения и отчуждения, противоречий взглядов, интересов, расхождения целей и средств их достижения, затрудняя совместную деятельность.
Конфликты делятся на конструктивные (созидательные) и деструктивные (разрушительные) в зависимости от роли, которую они играют, и последствий, которые за собой влекут. Конструктивные конфликты полезны, они положительно влияют на функционирование и развитие социальной системы, ведут к позитивным изменениям. Деструктивные разрушают отношения между людьми.[2]
Негативные последствия враждебности, чувства опасности приводят к ситуациям, которые охватывают широкие области межличностных отношений. Такие оборонительные реакции приводят к закреплению стереотипов определённых форм поведения как приобретённого опыта реагирования на ситуации угрозы, хотя изначального источника опасности нет. Люди часто поступают таким образом, чтобы чувствовать себя уверенно и безопасно.
Форма контактов отчуждения проявляется самообороной в виде примирения, отличаются равнодушием, сохранению дистанции в отношениях, защите личностного пространства.
Каждый человек обладает личностными качествами и предубеждениями, которые влияют на характер контактов с другими людьми. Поэтому общение в форме столкновения возникает тогда, когда поступки одних участников в конкретной ситуации имеют антагонистическую направленность.
Конфликт – это столкновение, противоборство сторон, при которых хотя бы одна сторона воспринимает действия другой как угрозу её интересам.[3]
В русском языке слово конфликт стало употребляться с XIX века. В латинском языке conflictus означает столкновение. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор».
Виды конфликтов:
-межличностные (между отдельными индивидами);
- внутриличностные (между различными влечениями, интересами, потребностями;
- межгрупповые (между группами);
- внутригрупповые (между индивидом и группой).
Дарендорф выделяет конфликты разных уровней: между несогласующими ожиданиями, которые предъявляются к носителю какой-либо социальной роли; между социальными ролями; внутригрупповые; между социальными группами; конфликты на уровне общества в целом; межгосударственные конфликты.[4]
1.2. Психологическая традиция изучения конфликтов
Психологическая традиция является наиболее развитой из всех дисциплин изучающих конфликты.
Интрапсихическая интерпритация С.Мадди, по теории личности, разделил конфликты на три категории базовых представлений: модель конфликта (личность находится между двумя сильными и противоположными друг к другу влияниями), модель самореализации, модель согласованности.[5]
По З.Фрейду человек постоянно находится в состоянии внутреннего и внешнего конфликта с окружающим миром. [Овчаренко, 1994, с. 181]. Неосознаваемые психологические конфликты контролируют поведение человека. [Хьелл, Зиглер, 1997, с. 151].
Невротический конфликт бессознателен. Им не свойственна избирательность целей, реакция тревоги, которая возникает в ответ на их фрустрацию.[6]
Невротик не способен к решению своих внутренних проблем. Каждая личность, в зависимости от ситуации, проходит через три основных типа социальной направленности: «движение к людям», «движение от людей», «движение против людей». Это проявляется в форме сотрудничества с людьми, отдаление или борьба с ними, не доверяет чувствам людей.
По мнению Э.Эриксона конфликт – это личностный рост, преодоление жизненных препятствий. Эриксон выделяет в жизненном цикле восемь психосоциальных стадий (приложение 1).
По сравнению Г. Тэджфела, каждый приходит в ситуацию общения со своим готовым сценарием, а остальные участники ситуации более или менее удачно ему в этом подыгрывают [Агеев, 1990, с. 15].
Успешное развитие конфликта – залог успешного развития здоровой личности. В работе К. Юнга «Конфликты детской души» рассказывается о противоречиях и трудностях в душе ребёнка [Юнг, 1995].
1.3. Роль конфликта в формировании личности
В работе Я.Л.Коломинского и Б.П.Жизневского «Социально - психологический анализ конфликтов между детьми» проанализировано 3000 актов поведения детей в ходе игровых конфликтов. Авторы делают вывод, что конфликтные ситуации способствуют формированию развития личности ребёнка его направленность на борьбу.[7]
Уровень агрессии, как реакция самозащиты, может проявляться агрессивностью при взаимодействии с людьми, спонтанной агрессией – подсознательная радость на трудности у других.
В процессе социализации дети усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации, что способствует формированию определенных ценностей и образцов поведения. Воздействие телевидения так же велико, как влияние родителей. Телевидение является наиболее распространенным средством массовой информации. Дети значительную часть времени проводят у телевизора, компьютера. Большая часть программ и компьютерных игр основана на агрессии и насилии. Дети меньше уделяют внимание двигательной активности, играм, направленным на формирование позитивного общения.
Средства массовой информации, включая передачи, транслирующие спортивные игры, оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.
Школа представляет собой общество в миниатюре — именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.
Двигателем развития личности и её периодизации является возникновение несоответствия между возможностями ребёнка и развитием его мотивов и потребностей, переходов от деятельности эмоционального общения к предметной деятельность (от ролевой к учебной и т.д.).
В детских домах и интернатах, где дети лишены родительской ласки, они в большинстве случаев отстают в физическом и умственном развитии.[8]
Доброжелательные, тёплые отношения являются сильными факторами социализации.