Файл: Исследование и диагностика конфликта (Социология конфликтов).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2. Психологическая традиция изучения конфликтов
1.3. Роль конфликта в формировании личности
1.4. Психологические механизмы нарастания напряжённости
Глава 2. Исследования конфликтов
2.1. Типы конфликтов и конфликтогены
2.2. Внутриличностные конфликты
Глава 3. Диагностика конфликтов
3.1. Методы диагностики конфликтов
3.2. Социологический подход диагностики
3.3. Анализ и методы исследования конфликтов
1.4. Психологические механизмы нарастания напряжённости
В онтогенезе происходит накопление опыта формирования знаний, умений, навыков не только процесса деятельности, но и взаимодействию отношений между индивидами. Каждая ситуация воспринимается индивидуально.
Никто не знает, как представляет себе данную ситуацию другой, пока тот не сообщит об этом. Действует принцип теории У.Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям».[9]
Если человек воспринимает ситуацию как конфликтную, то она становится для него конфликтной, и он начинает вести себя в соответствии с негативным оцениванием другой стороны. Противоречия возникают между их мотивами, требованиями личности со стороны других людей и её возможностями выполнять эти требования, оценкой других людей и самооценкой, содержанием и формой общения и т.д.
Конфликт – это результат восприятия ситуации участниками, несовместимость действий и целей, уровней притязаний каждой из сторон, ощущение угрозы. Реакция эмоционального реагирования выражает чувства и осознанность данного феномена, реакции самозащиты на внешнюю ситуацию, как результат выгодных искажений событий. По мере эскалации конфликта каждой стороне свойственно думать, что конфликт происходит не по его вине. При этом если уровень напряжённости нарастает, то в данную ситуацию вовлекаются новые участники, межличностные конфликты могут переходить к внутригрупповым и межгрупповым конфликтам. Интересы сторон выражаются в формах поведения стремлениях что-то получить, чувстве несправедливости как материальных, так и духовных ресурсов.
В соответствии с теорией социального научения, чтобы понять поведение человека, следует, обратиться к факторам, провоцирующим проявление той или иной модели конфликтного реагирования на внешнюю ситуацию, а также к факторам, повлиявшим на усвоение этой модели поведения и ее закрепление.[10]
Ответственность в большей степени возлагается на «другого», наделяя его отрицательными чертами враждебной стороны. Происходит обезличивание людей, снижение их порядочности, дегуманизации.
Негативное восприятие сохраняется надолго, и негативные убеждения считаются справедливы. Индивид, с целью оправдания включает механизмы самоподкрепления, в виде:
-самооправдания, своим отрицательным действиям придумывается оправдание;
-избирательное восприятие, снижение информационного потока, его искажение;
-контактов, прекращение взаимодействия;
- приверженность к конфронтационному поведению, враждебная настроенность, с целью оправдать своё поведение.
Ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не с позиции наблюдателя [К.Левин]. [11]
В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда установление баланса невозможно в силу того, что определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается. Сущность социально-психологического конфликта - это определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении других[12] ( приложение 2).
Удачное разрешение конфликта происходит тогда, когда обе противоборствующие стороны удовлетворены и могут, в дальнейшем, взаимодействовать между собой.
Выводы по главе 1
Чувство неудовлетворённости, несовместимость действий и целей, нежелание осознать основные причины конфликтной ситуации приводят к ухудшению отношений между людьми. Противоречивость взглядов и направленности, высокий уровень притязаний, способствуют нарастанию уровня напряжённости в отношениях, негативно отражаясь на эффективности выполняемой и совместной деятельности.
В процессе периодизации, при несоответствии между возможностями и потребностями, выход из конфликтов закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Неумение осознать основную причину конфликта, отсутствие конструктивных навыков общения, влияние средств массовой информации, психофизиологические особенности индивида, способствует вовлечению в конфликт новых участников, что обостряет ситуацию, и в конфликт втягиваются многие члены социальных групп.
Умение брать ответственность на себя, осознанность, контроль своих эмоций и поведения, ведут к позитивным изменениям и личностному росту.
Глава 2. Исследования конфликтов
2.1. Типы конфликтов и конфликтогены
Наиболее распространенные методы исследования конфликтов социологический и психологический подходы.
Социально-психологический подход изучает отражения конфликтов в сознании индивида, психологических причин его возникновения, протекания и разрешения. Изучаются понимание составляющих конфликта конфликтующими сторонами, субъективные переживания ситуации конфликта, осознание его причин действующими лицами.
Конфликты всегда разнообразны по источникам своего происхождения, движущим силам. Причиной конфликтов служат мотивации участников, в зависимости от их потребностей. Потребности бывают материальные, социальные и духовные, в отличие от иерархии потребностей каждого человека на данном периоде жизни.
Конфликт возникает из-за несовместимости претензий сторон, несоответствия желаемого с действительным, противоположности целей, интересов, недостатка информации или её отсутствия, несовершенства человеческой психики.
Чаще всего конфликты возникают самопроизвольно, непреднамеренно, помимо воли участников, без заинтересованности сторон на противоборство, вследствие нарастания напряжённости в отношениях, без победителей - это случайные конфликты. [13]
Такие конфликты возникают спонтанно, неожиданно, без серьёзных причин их возникновения (столкновение незначимых противоречий в магазине, на улице, в автобусе, грубо ответили, ударился при резком торможении автотранспорта, толкнули и т.д.)
Неслучайные конфликты проявляются при значимых противоречиях, когда они накапливаются, и одна из сторон может проявить инициативу противоборства. В этом типе конфликтов одна из сторон побеждает, при этом каждая из сторон стремиться к победе.
К конфликтогенам относятся слова, неучтивое обращение и действия, приводящие к конфликтным ситуациям, невербальные проявления (интонация речи, позы, жесты, мимика и т.д.), которые могут интерпретироваться как враждебные.
Человек чувствителен к словам, обращённым к нему. Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не столь бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.
У конфликтогенов имеется важная закономерность — эскалация, характеризующая ответом более сильной мощности, по степени, обращённой к нам речи. Пострадавший, при стремлении компенсировать своё поражение, будет отвечать обидой на обиду:
- Стремление к превосходству – угрозы, сарказм, критика, замечания, насмешка, приказания, хвастовство. Стремление любой ценой подчинить себе человека. Проявление агрессивности – нападки в виде реакции, как ответ на сложившееся обстоятельство. В результате плохого самочувствия, настроения, завышенных притязаний, неоправданных ожиданий. Такая фрустрация (препятствие) проявляется защитной реакцией в виде агрессии (физическая, вербальная, враждебная, прямая, косвенная, альтруистическая), когда человек не знает, как ему поступить и действует в зависимости от приобретённого опыта подобных ситуаций. Такие вспышки гнева могут привести к неврозам. Высокий риск проявления агрессии у холерического типа темперамента. В силу эскалации конфликтогенов скрытая агрессия получает отпор в виде явной, более сильной агрессии.[14]
- Проявление эгоизма. Эгоистичные люди добиваются чего-то для себя, используя других людей, подавляя и манипулируя ими, что служит почвой для конфликтов, при этом интересы других людей не учитываются. Обманывая, эгоист старается добиться своей выгоды в ущерб другим, перекладывая ответственность на другого человека, утаивая от него правдоподобную информацию.
- Нарушение норм этики и правил. Правила разработаны для предупреждения конфликтов, будь то этические нормы, правила трудового распорядка, должностные инструкции или правовые. Несоблюдение любых утверждённых правил и норм являются сильными конфликтогенами. Высокая мораль – это умение сдерживаться, прощать обиды.
- Неблагоприятные обстоятельства. Любой контакт с раздражённым человеком (затрагивая любые темы общения), в силу его физиологических особенностей, настроения, умения держаться в рамках приличия, может привести к конфликтной ситуации, если, по его мнению, это является угрозой для него.
К конфликтной ситуации могут привести и невербальная коммуникация. Слова используются человеком для передачи информации, а язык телодвижений на 65% помогает передать межличностные отношения.[15]
Большое значение играют социальные детерминанты – воздействие микроокружения на человека, определяющие поведение человека, адаптацию к окружающей среде. Вертикальные и горизонтальные конфликты возникают в процессе деятельности и представляют организационные конфликты, в борьбе за ресурсы, власть.
В теории М. Дойча «закон социальных отношений», взаимодействия между людьми обусловлены типами социальных отношений: кооперации - готовность оказывать помощь, открытостью в коммуникации и конкуренции - использование тактики принуждения, угрозы или хитрости; ограниченной коммуникацией; минимизацией социальных отношений.[16]
Невербальные сигналы отражают эмоциональное состояние человека, сравнивая их со словами, даже не имея определённого опыта, видны расхождения в намерении высказываний, что бессознательно отражается в форме недоверия, способствующего привести к конфликтной ситуации.
2.2. Внутриличностные конфликты
Внутриличностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, столкновение равных по силе, но противоположных влечений, потребностей, интересов, мотивов. Эмоционально переживаемое состояние воспринимается как значимая проблема, требующая своего разрешения при внутренней работе на её преодоление. Такие конфликты скрыты от окружающих, протекают в форме переживаний, состояний страха, стресса.
Уровень потребностей, в течение жизни постоянно меняется. Неудовлетворённые потребности порождают конфликты между ними. От этих препятствия (фрустрации), человек ставит себе психологические защиты: отрицание, забывание, проекцию, агрессию и т.д.
Защитные механизмы помогают личности преодолеть рассогласование между ожиданиями и пониманием суровой неподатливости реальных обстоятельств. Но защитные механизмы могут превратить конфликт в постоянное недовольство собою и окружающими.[17]
Внутренний мир личности разнообразен, какая из сторон вступает в противоречия, развивает конфликт. Виды внутриличностных конфликтов (приложение 3).
Конфликты бывают:
- мотивационный, стремление к обладанию и безопасности;
- нереализованного желания, комплекс неполноценности [Ю.Орлов], между неудовлетворением желаний и действительности;
- нравственный, моральные, нормативные;
- ролевой, между двумя ценностями и смыслами жизни;
- неадекватной самооценки, между притязаниями и оценкой своих возможностей;
- адаптационный, между нарушением равновесия субъекта и окружающей средой.[18]
Причинами служат внутренние противоречия и отражающее отношение к окружающей среде, нарушение психологического равновесия, неспособность реализации намеченных планов, целей, потребностей, длительное напряжение.
Внутриличностный конфликт имеет повышенную устойчивость, по сравнению с межличностным, так как на уровень внутренней напряжённости влияет большое число факторов, личностные факторы более значимы для человека.[19]
Ролевые перегрузки (деятельная сфера жизни) приводят к состоянию психологически - эмоциональной напряжённости и тревожности, способствуя развитию хронических заболеваний, неврастении.
2.3. Межличностный конфликт
Межличностный конфликт есть частный, хотя и занимающий особое место, случай взаимодействия между людьми в процессе их общения и совместной деятельности.[20]
Конфликты происходят между постоянно взаимодействующими людьми и случайно встретившимися. Причины разногласий и объектом конфликта могут быть объективные (ресурсы) и субъективные (поведенческие факторы, представления о ценностях, ожиданиях и т.д.), где каждый участник претендует на владение или контроль над данным объектом или ценностью. Эмоциональная сторона содержания конфликта приводит к стрессовой ситуации и нарушению межличностных взаимодействий.
Участниками конфликта могут быть отдельные личности, большие и малые группы, народы, государства. Непосредственные участники прямо втянуты в борьбу за ресурсы и ценности, опосредованные участники вовлечены в конфликт косвенно, для продления, разжигания или преодоления конфликтной ситуации.
Факторами возникновения противоречий служат личностные особенности человека, социальные роли, эмоциональная направленность к окружению, восприятие и оценка окружения, поведение индивида на ситуацию, уровень его притязаний, несоответствие ожиданий.